Category: литература
Category was added automatically. Read all entries about "литература".
"Финт" Пратчетта
Прочитала "Финт" Пратчетта.
Это не фэнтези, а плутовской роман в сеттинге Лондона времен Диккенса. Лондон выглядит как Анк-Моркпорт, один в один, только без гномов, а так вся атмосфера и стиль похожи. Главный герой -- тот самый плут Доджер (Финт), которого вы, быть может, помните, из "Оливера Твиста" как мелкого хитроумного шкета, подручного Фейджина. Тут ему 17 лет.
Мне очень понравилось, я не ожидала.
Отдельное наслаждение -- уровень перевода (Светлана Борисовна Лихачева). Неимоверно качественно переданы сленг, говорок, интонационные характеристики героев. Стилизация языка где под Диккенса, где под Гиляровского с его трущебными людьми -- великолепная. Прямо чувствовалось, как переводчику нравилось ткать этот текст. Ну, и это -- та книга, которая в "стандартном" приглаженном переводе потеряла бы почти все обаяние.
Это не фэнтези, а плутовской роман в сеттинге Лондона времен Диккенса. Лондон выглядит как Анк-Моркпорт, один в один, только без гномов, а так вся атмосфера и стиль похожи. Главный герой -- тот самый плут Доджер (Финт), которого вы, быть может, помните, из "Оливера Твиста" как мелкого хитроумного шкета, подручного Фейджина. Тут ему 17 лет.
Мне очень понравилось, я не ожидала.
Отдельное наслаждение -- уровень перевода (Светлана Борисовна Лихачева). Неимоверно качественно переданы сленг, говорок, интонационные характеристики героев. Стилизация языка где под Диккенса, где под Гиляровского с его трущебными людьми -- великолепная. Прямо чувствовалось, как переводчику нравилось ткать этот текст. Ну, и это -- та книга, которая в "стандартном" приглаженном переводе потеряла бы почти все обаяние.
Список онлайн-библиотек по искусству и истории искусства /// Книги по искусствоведению онлайн
Про журналистскую мафию 19 века, актрис-куртизанок и прочую скукоту
Рекап "Утраченных иллюзий" Бальзака (продолжение).
Возвращаюсь после долгого перерыва, ссылки на предыд. части см. здесь (часть 1, интермедия, часть 2), но вы ведь это читаете не столько для расширения своей эрудиции, а больше для наслаждения моим неповторимым стилем и отвратительным юморком, так что можно даже и не перечитывать.
В предыдущей части мы остановились на том, что Люсьен -- молодой провинциал (прекрасный, как Антиной и Аполлон Бельвед.), на первом этапе не смог достигнуть славы поэта в Париже, ибо тусовка, которую он себе избрал -- это группа чистых духом бессеребренников-писателей а-ля Мережковский и мать Тереза. С ними, питаясь росою и черствой коркой, он пишет исторический роман и учится мыслить аристотелевски. Но тут появляется дьявол-искуситель в лице журналиста Лусто и своими искушениями вводит его в богему.
Начинается все с театра, где в Люсьена с первого взгляда влюбляется юная красавица-актриса Корали, живущая на средства толстого и смешного купца. Люсьен, желая себя попробовать на поприще журналиста, пишет статью о ее премьере, и поскольку это его первый раз, и он -- герой ррррромана, то у него получается совершенно божественный текст, прочитав который все вот сразу побежали покупать билеты на спектакль, и пьеса была спасена.
( Collapse )
Возвращаюсь после долгого перерыва, ссылки на предыд. части см. здесь (часть 1, интермедия, часть 2), но вы ведь это читаете не столько для расширения своей эрудиции, а больше для наслаждения моим неповторимым стилем и отвратительным юморком, так что можно даже и не перечитывать.
В предыдущей части мы остановились на том, что Люсьен -- молодой провинциал (прекрасный, как Антиной и Аполлон Бельвед.), на первом этапе не смог достигнуть славы поэта в Париже, ибо тусовка, которую он себе избрал -- это группа чистых духом бессеребренников-писателей а-ля Мережковский и мать Тереза. С ними, питаясь росою и черствой коркой, он пишет исторический роман и учится мыслить аристотелевски. Но тут появляется дьявол-искуситель в лице журналиста Лусто и своими искушениями вводит его в богему.
Начинается все с театра, где в Люсьена с первого взгляда влюбляется юная красавица-актриса Корали, живущая на средства толстого и смешного купца. Люсьен, желая себя попробовать на поприще журналиста, пишет статью о ее премьере, и поскольку это его первый раз, и он -- герой ррррромана, то у него получается совершенно божественный текст, прочитав который все вот сразу побежали покупать билеты на спектакль, и пьеса была спасена.
( Collapse )
Романы Александры Марининой: взгляд из сегодня
Отходя от очередной ковидлы, впервые с нулевых перечитала романы Марининой, добавив к ним то, что она написала нового (но не все, некоторые книги совершенно невозможно переварить -- те, которые не из цикла Каменской, которой держит ее хоть в каких-то рамочках).
( Collapse )
( Collapse )
Первый перстень в истории
Плиний пишет, что самое первое употребление камня в украшении было, так сказать, дизайнерским, арт-хаусным.
Это был кусок кавказской скалы, к которой был прикован Прометей, причем вставленный в кольцо из железа (предполагаю, что метеоритное, по тем временам — более дорогое, чем золотое).
До этого кольца делались, надо понимать, только сплошняком металлическими.
Фото: Aleksandra Vali. Ring 'Chocolate Dessert'. Sterling silver, lava rock and a pearl https://aleksandravali.com/
- UPD: Челио Кальканьини. "Эпитома о Прометее и Эпиметее" (пер. П. Алешина). В конце стихотворения — как раз об этом кольце.
Свежий выпуск комикса про омерзительного искусствоведа
Свежий выпуск веб-комикса "Омерзительное искусствоведение", посвященного всем секретам профессии искусствоведа, с идеальным альтер-эго меня в главной роли.
( Collapse )
( Collapse )
Безграмотное, не читать
Рецензия на книгу "Славянские мифы" А. Барковой. М., Манн, Иванов и Фербер, 2022.
Уровень этой книги не удивит тех, кто знаком с фигурой Александры Барковой (толкинистки Альвдис Н. Рутиэн). Но их немного, это узкое явление, и пусть бы им и оставалось. Но весьма прискорбно читать подобное издание в хорошей серии "Мифы от и до". То, что издательство, которому мы привыкли доверять, работает с этим автором (причем тут уже вышло 3 разных книг ее) -- гигантское пятно на умении редакции разбираться в научпопе.
Я взялась читать книгу из знакомой серии, не обратив сначала внимания на автора (увы мне). Введение сразу насторожило.
Буду давать цитаты. Отмечу, что я не специалист по теме отнюдь, и это те цитаты, которые покоробили мои базовые знания об истории и культуры; наверняка специалисты найдут много чего еще.
***
"Славянское язычество – одна из самых малоизученных и загадочных мифологий. И хотя за последние тридцать лет о нем написано столько, что это уже породило самостоятельное направление – так называемое родноверие (неоязычество), все эти труды не только..." /// Простите, породило самостоятельное направление -- чего? науки, суеверия, фольк-музыки?
"Славяне впервые упоминаются греко-римскими авторами примерно пятнадцать веков назад. Тогда их называли «склавинами», «антами», «венедами»." /// Безграмотное выражение "греко-римские авторы", если речь идет о 6 веке н.э., в данном случае надо говорить "позднеантичные". Но и это неправильно на самом деле, т.к. ранние сведения о славянах оставили конкретно византийские авторы. А римляне типа Плиния и Тацита писали о венедах в 1-2 вв. н.э., т.е. не 15 веков назад, а 19.
"Слово «язычник» происходит от древнерусского «язык», означающего «народ»" /// Он не "происходит" (естественным путем), он скалькирован с аналогичного греческого слова.
( Collapse )
Уровень этой книги не удивит тех, кто знаком с фигурой Александры Барковой (толкинистки Альвдис Н. Рутиэн). Но их немного, это узкое явление, и пусть бы им и оставалось. Но весьма прискорбно читать подобное издание в хорошей серии "Мифы от и до". То, что издательство, которому мы привыкли доверять, работает с этим автором (причем тут уже вышло 3 разных книг ее) -- гигантское пятно на умении редакции разбираться в научпопе.
Я взялась читать книгу из знакомой серии, не обратив сначала внимания на автора (увы мне). Введение сразу насторожило.
Буду давать цитаты. Отмечу, что я не специалист по теме отнюдь, и это те цитаты, которые покоробили мои базовые знания об истории и культуры; наверняка специалисты найдут много чего еще.
***
"Славянское язычество – одна из самых малоизученных и загадочных мифологий. И хотя за последние тридцать лет о нем написано столько, что это уже породило самостоятельное направление – так называемое родноверие (неоязычество), все эти труды не только..." /// Простите, породило самостоятельное направление -- чего? науки, суеверия, фольк-музыки?
"Славяне впервые упоминаются греко-римскими авторами примерно пятнадцать веков назад. Тогда их называли «склавинами», «антами», «венедами»." /// Безграмотное выражение "греко-римские авторы", если речь идет о 6 веке н.э., в данном случае надо говорить "позднеантичные". Но и это неправильно на самом деле, т.к. ранние сведения о славянах оставили конкретно византийские авторы. А римляне типа Плиния и Тацита писали о венедах в 1-2 вв. н.э., т.е. не 15 веков назад, а 19.
"Слово «язычник» происходит от древнерусского «язык», означающего «народ»" /// Он не "происходит" (естественным путем), он скалькирован с аналогичного греческого слова.
( Collapse )
Свежий выпуск комикса про омерзительного искусствоведа
Свежий выпуск веб-комикса "Омерзительное искусствоведение", посвященного всем секретам профессии искусствоведа, с идеальным альтер-эго меня в главной роли.
( Collapse )
( Collapse )
Колобок
Сегодня я узнала, что Колобок на самом деле ПЛОСКИЙ
Афанасьев в примечании называет его "сдобной пресной лепешкой"
Подозреваю, что превращение в массовой фантазии Колобка (явного солярного диска) в шар связано с расширением знаний среднего читателя сказок об устройстве вселенной: о том, что небесные тела -- Земля, Солнце и проч., в общем-то, не плоские, а шарообразные.
Илл.: серия советских елочных игрушек-картонажей, 1960-е годы (Госкаталог)