Самое время вернуться к Бальзаку. Как-то вязко он у меня шел последний год -- и год был паршивый, и с книгой как-то не повезло. "Утраченные иллюзии" я начала читать ровно год назад, самое время сейчас закончить. Ссылки на предыд. серии (часть 1, интермедия, часть 2, часть 3), но читать можно и сразу этот пост.
Напомню, что этот, один из знаменитейших романов Бальзака посвящен истории Люсьена дю Рюбампре, провинциала, литератора и невиданного красавчика-блондина. В первой части автор показывал, как Люсьен в нищете загнивал в провинции, и пытался пристроиться в фавориты к богатой аристократке. Вторая часть -- гораздо более захватывающая. Вывезенный дамой в Париж, он был там ею брошен, стал журналистом и любовником актрисы, воспарил к высотам славы а-ля Дмитрий Быков, но был оттуда сброшен собственной недальновидностью, и был вынужден сбежать из столицы пешком и в обносках.
Третью часть мне читать не особо хотелось, потому что, как любой культурный человек, я знала, о чем она, книгу прежде не читая. Но, как и в случае с "Тридцатилетней женщиной" (рекап), это оказалось фальшивое знание; книга оказалась совсем не о том.
В энциклопедиях вы прочтете, что третья часть "Утраченных иллюзий" посвящена, после пылкой парижской жизни богемы, скучнейшей рутине. Она, мол, рассказывает о том, как в скучной провинции зять Люсьена, владелец типографии, пытается изобрести новый рецепт сверхдешевой бумаги, но разоряется и попадает в долговую тюрьму. И это сопрягают с собственным реальным неудачливым опытом Бальзака в издательском бизнесе. Невыносимая скукотища, не правда ли? Так что я долго не могла взяться за финал.
Оказалось -- это ложь "знания толпы"!
На самом деле это книга про то, что я озвучила в заголовке: как бедная молодая женщина (сестра Люсьена дю Рюбампре), сначала беременная, потом едва родившая, пытается сохранить своего ребенка, дом и здоровье, в то время, как муж-издатель (Давид) "помогает" ей в таких количествах, словно он типичный российский мужчина-отец нашего времени из комьюнити щастье_материнства. А брат попросту совершает преступление за преступлением, уничтожающим ее семью. Описано все это невероятно жестоко и правдиво, с невыносимой бальзаковской проницательностью.
Теперь собственно рекап сюжета (я сэкономлю вам год жизни или около того!)
Третья часть начинается со сцены, непосредственно продолжающей конец второй части. Беглец Люсьен в обносках бомжует по направлению к родному городку, так там его мама, сестра и муж сестры, которые всегда поддерживали его деньгами, отдавая последнее (а он тратил это на предметы роскоши). На подходе к пенатам он узнает, что зять Давид находится в розыске за долги и должен быть арестован. Далее Бальзак объясняет, как Давид попал в тюрьму. Для этого он перескакивает в хронометраже резко обратно -- действие переносится во времени в тот период, когда Люсьен кутил в Париже, но нам показывается, что параллельно происходит в провинции.
Гомоэротический мотив, отмечу я, пронизывает историю Люсьена насквозь, и этот роман, и продолжение "Блеск и нищета куртизанок", причем вибрации возникают к нему у самых разных персонажей. Одержимость Давида Люсьеном превышает обычный броманс, он даже женится на его сестре специально, чтобы иметь возможность свободно помогать ему деньгами (он это произносит вслух, как бы иронизируя).
Люсьен и Давид, иллюстрация из издания 19 века

Перед отъездом Люсьена в Париж он взял в долг большую сумму денег и отдал блондину. Из-за этого с новобрачной они сидят, затянув пояса и продав столовое серебро. У Давида бизнес -- небольшая типография, он забрасывает ее и удаляется в свою лабораторию, изобретать дешевую бумагу, которая принесет ему сто тысяч миллионов. Типография простаивает. Легко беременная сестра (Ева) встает за печатный станок и с двумя верными слугами (тупыми) и одним предателем (умным) пытается хоть как-то заработать денег на еду. Она проводит аудит оборудования, проверяет всю бухгалтерию, считает сырье -- ведет себя как Гермиона Грейнджер, спасая всех. Бюджет немного начинает выравниваться (а ее живот увеличивается), но тут Люсьен начинает слать из Парижа отчаянные письма, что ему нужны деньги.
Кто в семье золотой ребенок -- понятно, у них даже и мысли не возникает, что Люсьену можно отказать. Они посылают ему денег, и у них не очень хватает на еду (а Люсьен тратит эти су на батистовые платочки).
Тем временем более крупная типография решает поглотить давидову, подкупает умного слугу и начинает плести интриги. Ева рожает. Люсьен в Париже подделывает векселя, ставя подпись Давида. Он сообщает это Давиду в письме, небрежненько. Давид жене в этом не признается -- показательно! Растиньяк (люблю его), заглянув из Парижа в родной городок, не отказывает себе в удовольствии рассказать Еве о моральной и финансовой яме Люсьена. Она с ужасом осознает, о том, какой слабак и чудовище ее любимый братик -- и у нее пропадает молоко от переживаний (и отсутствия нормальной еды). Муж тем временем поет дифирамбы Люсьену, не смотря на новую инфу, и все обещает золотые горы за свой будущий патент. Ева в ужасе пытается спасти все, что можно.
Конкуренты из крупной типографии переходят к активным действиям. Из Парижа прислали те самые поддельные векселя, и Давид вынужден за них отвечать. (То есть он не сам разорился, а был подставлен). Ева, с грудным младенцем, стоит у станка типографии, Давид в лаборатории все экспериментирует, но в итоге должен сбежать из дома и прятаться, чтобы не быть арестованным. Ева из-за его наивности плачет. Безвыходная ситуация, цитирую, развила "в ней небывалую силу сопротивления". Многие из нас были в похожей ситуации в первом годе декрета, не правда ли, подруги?
Ева догадывается, что их адвокат на самом деле работает на конкурентов. Ева почти раскусила слугу-предателя, но Давид ее уговорил не паранойить. Арест имущества типографии. Приставы. Муж прячется в чьем-то подвале. И вот тут происходит соединение двух таймлайнов -- бродяжничающий Люсьен подходит к городку и узнает о розысках приставов. (Юридические коллизии и промышленный шпионаж описаны чрезвычайно увлекательно, никакой скуки, а если ты тут еще вдобавок болеешь за Еву -- то не оторваться!)
Люсьен воссоединяется с матерью (вынужденной снова выйти на работу акушеркой в своем возрасте) и сестрой. Он как-то раздосадован, что Ева холодна к нему, странное дело. Провинциальная общественность, узнав о его парижской славе журналиста, начинает его чествовать, несмотря на его разорение и позорное бегство из столицы. Та дама, в которой он был влюблен в первой части, снова тут, и Люсьен пытается покорить ее сердце, причем исключительно из корыстных соображений, для чего выпрашивает у парижских друзей новое красивые панталоны в облипочку, которые чрезвычайно его украшают. А также вышитую жилетку.
Описание провинциальных светских интриг тоже прекрасно. Люсьен, изящный как Тимоти Шаломе (кстати, актер наполовину француз, это многое объясняет), думает, что все -- совершенно серьезно, и не понимает, как местные щеголи его троллят. Ева же пишет мужу письмо в потайной подпол "Поступай так, если бы Люсьена не было тут", после чего Давид, соскучившийся по своему зятю, как Геро по Леандру, вылезает из укрытия, чтобы обнять его (впрочем, его немного оправдывает получение поддельного письма, что обвинения сняты).
И его немедленно арестовывают.
Люсьен в отчаянии и слезах (он очень эффектно умеет жалеть себя). Ведь виноват он! (Это правда). И если он покается, это же все исправит. Поэтому теперь он решает со стыда утопиться. В своих новых блестящих панталонах он идет по проселочной дороге и ищет достаточно фотогеничный пруд. Но тут ему попадается карета с почетным каноником толедского собора, брутальным аббатом Карлосом Эррера. Который, будто молнией, ослеплен антиноевской красотою Люсьена. И вступает с ним в обольстительную беседу, приглашая в свои секретари за большие деньги. Люсьен безусловно понимает, на что именно он соглашается: посылая Еве мешок с золотом на выкуп Давида он пишет "я продал свою жизнь. Я больше себе не принадлежу".
Но прежде, чем деньги успевают прийти, Давид с Евой в счет долга продают конкурентам его изобретение. То есть оно реально работает, и далее оно, с профессиональными менеджерами, будет приносить большие деньги, а Давид там будет ходить надзирающим изобретателем, в белом халате. Таким образом, еще один тезис из типичного описания 3-й части романа оказался ложным. Давид, кстати, в долговой тюрьме не особо мучается -- он там проводит сутки, максимум два дня.
Далее идет хэппи-энд: в последней главе Ева разумным менеджментом и замирением с жадным свёкром финансово спасает семью, рожает второго ребенка, живет с мужем в хорошем поместье, а Давид перестает изобретать и выращивает персики.
Роман заканчивается завлекательным обещанием дальнейших злоключений тряпки Люсьена, то есть романом "Блеск и нищета куртизанок", которые я в подростковом возрасте читала раза три, интересно будет сравнить впечатления.