Дурной сиквел "Опасных связей" -- Кристиана Барош. "Зима красоты" (1987), русский перевод 1998 года, пара переизданий.
Великий французский роман, напомню, заканчивается трагическим финалом, явно присобаченным автором для того, чтобы угодить цензуре. Порок наказан: Вальмон убит на дуэли, Сесиль уходит в монастырь, с президентшей не помню что. Маркизе де Мертей досталось больше всего -- она заболевает оспой, безобразящей ее лицо и делающей ее одноглазой, вдобавок, сын ее умершего мужа отсуживает у нее все состояние. Очнувшись от болезни, пугало-маркиза вскакивает и бежит из особняка ночью, одна, без слуг, с бриллиантами, которые де юре уже не её. Дальнейшая судьба ее теряется во мраке, Шодерло де Ланкло сиквела не написал. Может, и хотел бы, но как-то проваландался, наверное, а спустя 7 лет грянула Французская Революция, как-то уже не до этого наверняка стало.
Автор сиквела, французская писательница Кристиана Барош, подхватывает историю с оспой и бегством.
Поскольку в оригинале написано, что маркиза сбежала в Голландию, автор делает ни чем не обоснованное предположение, что маркиза была голландкой. (Тогда как мы, эрудиты, просто помним, что с Дона, тьфу, с Голландии, выдачи не было, поэтому наверняка бежала туда).
Далее автор делает еще более вопиющее предположение. Она придумывает, что маркиза была не аристократкой по рождению, ведь в Нидерландах с ними не густо. Она была бюргершей из Роттердама, вот так! И покойный маркиз женился на ней без приданого просто за красоту. Так, мимо проезжал по порту, приметил и женился.
То есть из героини, которая является квинтэссенцией, символом Ансьен Режим, воплощением образа французской аристократки, той многовековой придворной культуры, которая застоялась до такой степени, что только вальмоновщиной ей и остается развлекаться, писательница сделала румяную молочницу формата Вермеера.
Сиквел, таким образом, предполагает, что весь свой путь к вершинам света, непревзойденному интригантству и элегатной отточенности ядовитого языка де Мертей прошла всего с 17 до 25 лет (в оригинальном романе ей 25 лет действительно). Как-то мне трудно представить, что парижский свет позволил маркизе занять такое положение в умах, если б она была безродной голландкой. Очевидно же, что она родовита, почти как Роганы или граф де Ла Фер.
Это как если б мне дали сиквел к "Евгению Онегину", из которого я узнала, что Татьяна на самом деле подброшенный калмыками младенец.
Итак, о чем же книга? Наша коровница, с лицом, обезображенным оспой, и бриллиантами в саквояже, сбегает в родной Роттердам. И воссоединяется там с родной семьей в лице сестры и ее мужа. Далее всю книгу занимают мелкие семейные неурядицы -- чужие роды, младенцы с плевритом, отплытие голландцев в Бразилию по торговым делам, портовые кабаки, матросы, рыба.
Тем временем на дворе, между прочим, Французская революция, вот казалось бы, где развернуть сюжет! Но нет. Героиня сиквела сидит в Роттердаме, пьет пиво и решает мелкие недоразумения с небольшим отрядом французов, зашедшим в город.
Характер де Мертей, каким мы его знаем по оригиналу, не прослеживается тоже. В книге это какая-то Кэтрин Зета-Джонс в гневе, а не змея подколодная, которую мы полюбили у Шодерло. Ее лицо безобразно, в струпьях, с пустой глазницей, автор постоянно это ее безобразие подчеркивает. Однако она сохранила свой потрясающий сексапил (за него теперь отвечает голос) и все мужчины, как только остаются с ней наедине, так и рвутся ее изнасиловать. Я, в принципе, допускаю изнасилование де Мертей в романе, но только как сюжетообразующий элемент, за которым должно последовать ее мщение уровня Медеи. Но нет. В этой книге она не мстит, даже за более ужасные вещи.
То есть в сиквеле забыто, что маркиза -- злодейка, и именно за идеальность ее злодейства читатель ею и любуется!
Думаете, это все? Нет!
А еще, рассказывает нам автор, в ее сердце до сих пор не погибла первая любовь! И она будет за нее бороться! Отбивать Его у сочных бразильянок с красивой попой. А когда отобьет, нарожает кучу ребятишек, которые не унаследуют одноглазие матери, ведь оно благоприобретенное, не бойтесь.
Поэтому вторая сюжетная линия книги, которая идет параллельно и относится к нашим дням, описывает ее прапра- внучку. Которая -- затаите дыхание! Одноглазая! (Неудачно наложили щипцы при родах). И поэтому у потомицы с маркизой невидимая связь через века.
Вторая героиня, занимающая ровно половину книги, но не моего отзыва, потому что мне совсем грустно -- это 25-летняя уродливая умница, девственница, которая по библиотекам реконструирует историю прародительницы.
В процессе она делает пластическую операцию, и в нее влюбляется американский миллионер, который с первого же взгляда (на портрет ее прабабки) понимает, что им суждено быть вместе духовно и астрально. Они идут рядом по бразильскому пляжу, нежно взявшись за руки, ведь после пластической операции героиня №2 автоматически приобрела все потрясающие социальные навыки и твердость характера, которые у нее никак не могли развиться за те годы, когда ее третировали за уродство родители, и она пряталась от людей по углам, как крыса Чучундра.
Все это написано таким великолепнейшим языком (автор -- лауреатка Гонкуровской премии) и так хорошо завернуто, что я ДОЧИТАЛА КНИГУ ДО КОНЦА.
Бонус:
Каким должен быть сиквел про маркизу де Мертей, если б его писала я.
Поскольку Революция через 7 лет, то очевидно ее не обойти, действие надо поместить в нее. Есть примеры и эталоны: "Алый Первоцвет", "Скарамуш", из более серьезного -- "93 год" Гюго или "Повесть о двух городах", наконец, бальзаковские "Шуаны".
Роман может быть посвящен выживанию маркизы в тяжелой атмосфере гильотинирования.
Но для начала я бы начала с совершенно логичного шага. Читатель бы узнал, что маркиза всех обманула. После того, как ее переписку слили, и ее репутация была погублена, а суд с пасынком проигран, она воспользовалась приключившейся с ней легкой оспой. Наложила себе грим, чтобы всех напугать, в том числе слуг. Таким образом, создала впечатление, что ее преследовать нет смысла, она конченный человек (именно так мы и ощущаем в конце романа, не правда ли?) А на самом деле с ней все отлично, только пара пятнышек появились, но на то они и есть, белила да румяна.
И то чувство облегчения, которое мы бы испытали при этом открытии, сразу обеспечило бы сиквелу успех. Ведь эта гадюка завораживает, про нее хочется читать больше.
С 1782 по 1789 год она, проездом через Голландию, где продала бриллианты в Антверпене, сидит в провинции, в своем имении, можно не мужнем, а родовом, воссоединяется с генетической памятью крестоносцев, интригует и прибирает к ногтю всю провинциальную знать. Почему-то мне кажется, что она должна быть с юга, как Алиенора Аквитанская. Когда наступают смутные времена, она сталкивается с разными волнами революционного беспорядка, отстаивая свое прекрасное имение и уютный быт, стравливая якобинцев и термидорцев. А в конце книге сводя с ума прекрасного брюнета, будущего наполеоновского генерала.
Если вам хочется чего-то более связанного с оригинальной книгой, то давайте она сбежит через Голландию не в родное поместье. А на Мальту, где находит шевалье Дансени и мстит ему за убийство Вальмона. Или более экзотический -- но, кстати, намного реальный -- она, предвосхищая волну роялистских беженцев, бежит в Российскую империю и дальше зажигает при дворе Екатерины Великой, играя в сердца ее придворных, как в теннис, и заодно наведя императрицу на мысль, что прививки от оспы надо делать обязательными!
UPD: в русском варианте она тоже мстит Дансени, но только позже, когда он с другими мальтийскими рыцарями прибывает ко двору императора Павла I, нового главы мальтийского ордена. Идет он по Петербургу, а тут она! Бац из-за кустов!
Маркиза (теперь она княгиня, замужем за каким-нибудь Рюриковичем, екатерининским вельможей) так-то и не хотела уже мстить, но раз мальчик сам под руку попался...
***
А ваши варианты? Каким бы вы хотели сиквел о маркизе де Мертей? Пишите в комменты!
UPD из комментов
Tatyana Danilova
О! По ходу чтения придумала (в оправдание фигни французской авторки) что маркиза и правда умерла от оспы, и ее, похитив личность, подменила верная служанка, тоже болевшая оспой.
В этом случае оправдан исходный вариант с бегством в голландию и сменой социальной личности, кмк, а дальше конечно просачиваник в торговлю бриллиантами и проч.
borisk.dreamwidth.org
Решает начать всё сначала и уезжает с брильянтами в колонии. Пока пыль не уляжется. Прикупает сахарную плантацию на Гаити. Потом начинается заварушка с Лавертюром, и прочее такое. Маркиза, застряв на плантации, использует своё уродство, актёрские навыки и некоторое знание токсикологии, чтобы поддержать свой авторитет перед чернокожими (и просто остаться в живых, наверное). Через некоторое время, с репутацией великой белой колдуньи, решает постепенно вернуться в политику, сначала при дворе Жака I Дессалина, потом — при дворе короля Кристофа. На старости лет (под девяносто?) переселяется в Новый Орлеан и принимает некоторое закулисное участие в судьбе юного английского раздолбая по имени Гарри Флэшмен ;)
var_integer
Я предложила бы маркизе переместиться с голландскими купцами в Англию, втереться в высшее общество, открыть пансион для благородных девиц и продолжить свои эксперименты по боевому НЛП в создании новых, не менее опасных, связей. Ну или пусть напишет мемуары про французский высший свет, которые похитит кто- то из заинтересованных лиц, чтобы не допустить компромата. И понеслась...
firrior
Согласна с мыслью о том, что тяжесть оспы маркиза подстроила. Она узнала бы, что сцена с отвержением общественности состоится, и пришла бы в оперу на поругание, только если ей надо бы было, чтобы её поругали. Да и от Превана, которого она оклеветала насильником, лучше бы держаться подальше. И от всех друзей очень общительной старушки де Розмонд, единственного внука и наследника которой она сгубила.
А вот найти, как реализовать бриллианты, имея в сторонниках одну лишь горничную, не в те годы, когда их можно было просто пойти в лавку и продать, это задача не для среднего ума. Вспоминается история из Монте-Кристо, когда Кадрусс прибил ювелира, поехавшего выкупать драгоценность в незнакомую местность в одиночку. Я бы написала историю про то, как маркиза пытается продать бриллианты, чтобы получить возможность жить той роскошной жизнью, к которой она привыкла, но это оказывается не так и просто. В конце концов она находит в Голландии очень ушлого посредника, который кристально честен, невзирая на максимально грязные методы, к которым он регулярно прибегает. На почве общего презрения к условностям и человеческим чувствам они сходятся, маркиза пытается манипулировать сексом, но он безразличен к её штучкам, а что он действительно ценит — это свежайшую информацию о высшем свете.
Какое-то время их союз держится, но маркиза из любви к комфорту начинает проматывать деньги и нарывается на очень серьёзный разговор. В процессе беседы мужчина разъяряется и удавливает её собственными руками. В ужасе глядя на дело своих рук, он бежит из Голландии во Францию и разворачивает дело с нуля, решая больше никогда не поддаваться никаким чувством.
А фамилия его Гобсек.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →