On this day in journal — October 16th

1 dress

Молилась ли ты на ночь, Дездемона?

Отелло дарит Дездемоне платок. Та его теряет, а на вопрос мужа, увидевшего кусок текстиля у лейтенанта Кассио, бедная венецианка наотрез отказывается признавать правду ("нет, не теряла я его").
Кассио с трудом избегает смерти от рук ревнивого мужа, Дездемоне, как известно, везет меньше.

Существует византийский текст 6-го века, называемый "Хронографией Феофана". Там пересказывается эпизод из жизни императора Феодосия Второго и его супруги Евдокии, а также третьего - друга императора по имени Павлин. Императрица Евдокия с Павлином была очень мила и считала его своим добрым приятелем. В день Рождественских святок кто-то поднес Феодосию яблоко необыкновенной величины и красоты. Император подарил его жене. Евдокия, полюбовавшись, отдала яблоко Павлину. Павлин же (вот растяпа), два дня спустя торжественно принес его царю в подарок.

Царь, узнавши его, спрятал, и пришедши к царице, спросил ее: «Заклинаю тебя спасением моим, скажи мне, где яблоко, которое я послал к тебе?» — «Клянусь спасением твоим, я съела его»,— отвечала она. Тогда разгневавшись царь, велел принесть яблоко, а Павлина сослал в Каппадокию, где приказал убить его. Евдокия осталась жива, император всего лишь "развелся" с ней, отослав на вечное жительство из Константинополя в Иерусалим. На смертном одре через 20 лет она клялась исповеднику, что между ней и Павлином не было ничего. Через некоторое время ее канонизировали.

"Хронография" была переведена на латынь в 873-875 гг., и Феофан в католическом мире был известен.

(О другом интересном совпадении: византийках и истории Золушки можно прочитать здесь)
1 dress

Рембрандт создал больше картин, чем предполагалось

Оригинал взят у philologist в Рембрандт создал больше картин, чем предполагалось
Выяснилось, что 70 полотен, авторство которых ранее приписывалось ученикам либо помощникам великого голландского живописца, написал сам Рембрандт.



Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна значительно более обширно, чем до сих пор предполагалось. Об этом в среду, 15 октября, сообщает телерадиокомпания WDR. 340 написанных им полотен представлено в новом каталоге, составленном нидерландским искусствоведом Эрнстом ван де Ветеригом, считающимся ведущим в мире экспертом по творчеству Рембрандта. Авторство 70 из них ранее приписывалось ученикам либо помощникам великого голландского живописца. Но как выяснилось, их создал сам Рембрандт.

________________________
Мутная какая-то история. Мне вот интересны подробности.

Вот, смотрите, в 1968 году был основан Проект "Рембрандт", где куча ученых занималась изучением его наследия и выяснением, кто же именно какие картины нарисовал. В итоге из 800 приписываемых осталось 350, остальные достались ученикам.

Упомянутый Эрнст ван де Ветеринг его возглавлял, этот проект. В 2011 году, спустя сорок лет почти, проект прикрыли. Во-первых, недостаток финансирования. Во-вторых, если я правильно поняла иностранный язык, этот самый Эрнст, глава проекта, всех достал, считая окружающих ученых недостаточно авторитетными в Рембрандте, чтобы привлекать их к проекту. А из одного него проект состоять не мог. Поэтому его прикрыли.

И вот, спустя 3 года это Ветеринг (которому уже 76) внезапно взял да представил свой обновленный каталог. Вот эти 70 картин, это из вычеркнутых проектом "Рембрандт" 450 картин? То есть он взял те атрибуции проекта, с которыми он не согласен (наверно, принятые до того, как он его возглавил) и издал под заголовком "они не правы"?
На мой взгляд, никакая это не сенсация, а просто личное мнение и остаток каких-то внутренних склок.

1 dress

Все драгоценности Золотого века Голливуда

Любопытные торги, посвященные украшениям Золотого века Голливуда, причем созданным одним-единственным человеком и его легендарной фирмой, состоятся в ноябре в Лос-Анджелесе («Joseff of Hollywood: Treasures from the Vault», Julien's Auctions).

14.jpg

Интересна личность создателя фирмы, сокровища которой пойдут с молотка.  Качество его работы было такое высокое, что в 1920-1940-х годах он участвовал в создании более чем тысячи фильмов. Считается, что 90% украшений того периода в кино – сделано им.  Да и в последующие годы, какой классический фильм не возьми, везде «Joseff of Hollywood»: это «Унесенные ветром», «Звезда родилась», «Касабланка», «Поющие под дождем», «Бен Гур», «Завтрак у Тиффани», «Клеопатра», «Моя прекрасная леди»…

Collapse )
1 dress

Умение делать выставки

Портрет Оскара Уайлда (худ.  Р.Х. Пеннингтон, 1881) и дверь камеры, в которой он отсидел два года.
Портрет был в то время продан с аукциона вместе с другим имуществом поэта, чтобы оплатить судебные расходы.



source
1 dress

Парочка очень загадочных влюбленных из Голландии

Обычно, если ты в детстве правильные книжки читал, бродить по галереям старых мастеров и разбирать, кто на картинах нарисован -- достаточно легко: вон легкая эротика с олимпийскими богами, вон легкая расчлененка с римскими императорами, там побивание камнями из Нового Завета, а вон там пьяница в грязной луже лежит -- это из Ветхого. Если еще Геродота помнишь, со всякими Антиохами, и Торквато Тассо с Анжеликами и Руджеро -- то вообще фулл-хаус, хоть сам экскурсии води.

Но иногда попадаются сюжеты, которые (судя по антуражу) явно относятся к вышеперечисленной веселой тусовочке, однако банальная эрудиция, хоть ты тресни, ничего не подсказывает. И даже не банальная. Только гугл, святой отец наш (даже в Википедии ничего не было, пока я не написала вчера; upd и в английской тоже я, не надо тут волынку нытья про англопревосходство заводить).

"Гранида и Даифило". Худ. Каспер Кастелейн, 1651, Эрмитаж


Итак: что это за люди -- Гранида и Даифило?

Collapse )
1 dress

О недостатках источников

Сформулировала еще одну причину, по которой успешные люди, как бы косноязычны они ни были, все-таки должны писать воспоминания.

Сейчас "обчитываю" фигуру одного известного в узких кругах человека (имя неважно) -- разные короткие мемуарчики, которые оставили о нем разные современники, близкие друзья и знакомые.

Лучше всего, колоритней -- описания тех близких (семьи, учеников), которые любили его со всеми недостатками. Они так описывают его недостатки, что в них тоже влюбляешься.

Но гораздо больше описаний, которые оставили знакомые и так сказать, "коллеги" -- люди, трудившиеся примерно в той же нише, чем он. Но чуть-чуть менее успешные.Collapse )
1 dress

Идолы острова Пасхи раньше сверкали белками и носили красные шапки

Благодаря распространению фотографии странные силуэты этих тихоокеанских божков-предков (т.н. "моаи")  известны практически каждому, однако их современный облик отличается от того, какими они выглядели ранее.



В частности, некоторые из идолов (примерно 100 из 900) имели на своих макушках еще и гигантские шапки, вырезанные из красного туфа.

Вот эта европейская картина 18 века запечатлела эти шапки ("пукао") еще неповерженными.
Collapse )
1 dress

Как мы нашли скульптурный портрет протодьякона Холмогорова

Помните, недавно я выкладывала цитаты из мемуаров про божественный бас протодьякона, "второго Шаляпина", которого рисовали Нестеров и Корин? Так вот, пополнение в его иконографии, ура. Мы нашли его скульптурный портрет, который считался утраченным (на фото слева).



Collapse )
1 dress

Как Рембрандт копипастил индийское искусство Великих Моголов

Про еврейскую тему в творчестве Рембрандта знают все, но вот нечто более экзотическое и малоизвестное. В гигантском художественном наследии Рембрандта, как оказалось, нашлось местечко и интересу к классической индийской миниатюре.



Это случилось в поздний период его творчества, в 1650-е годы.
Сохранилось 23 рисунка, выполненных на дорогой азиатской бумаге, скорей всего японской. Сейчас они разбросаны по самым разным музеям мира, включая Лувр, Гетти, Альбертину и проч.

Collapse )
1 dress

Что я думаю о Рерихе

Спрашивают, что я думаю о выставке Рериха в Третьяковской галерее. Но лучше скажу, что вообще думаю о нем, как художнике, и скопом — о всех его грядущих, в связи с юбилеем, выставках.

Рерих встретил Октябрьскую революцию зрелым человеком, успешным художником и чиновником. То, что случилось дальше, полностью перевернуло его жизнь. Но с художественной точки зрения изменило его не особо: как писал он картины, каждая из которых нормально бы поработала задником в театре, так и продолжил их катать.
Collapse )