Интересна личность создателя фирмы, сокровища которой пойдут с молотка. Качество его работы было такое высокое, что в 1920-1940-х годах он участвовал в создании более чем тысячи фильмов. Считается, что 90% украшений того периода в кино – сделано им. Да и в последующие годы, какой классический фильм не возьми, везде «Joseff of Hollywood»: это «Унесенные ветром», «Звезда родилась», «Касабланка», «Поющие под дождем», «Бен Гур», «Завтрак у Тиффани», «Клеопатра», «Моя прекрасная леди»…
Юджин Джозефф (Eugene Joseff), основатель компании «Joseff of Hollywood», родился в Чикаго в 1905 году в семье австрийских эмигрантов (то есть изначально он небось какой-нибудь Ойген Йозеф, а фамилия необось совсем потерялась ибо была типа Штакеншнайдер-Зильмарингенн; но найти не могу. И не знаю, как его транскрибировать правильно, через "Дж" или "Й", так что пардон, будет такой вариант).
Olivia de Havilland Wings of the Navy (1949). Фото справа -- лоты предстоящего аукциона.
В Чикаго он учился художественному литью, а также рекламному бизнесу. Но на севере ему надоело, да и Великая Депрессия как-то напрягала, и он переехал в Калифорнию в 1928 году.
Серьги Мерлин Монро из "В джазе только девушки"
Там он познакомился с Уолтером Планкеттом, знаменитым художником по костюмам (все великие фильмы одевал, включая "Унесенных ветром" и "Поющие под дождем"). По легенде, друг Планкетт приглашал Джозеффа на свои кинопремьеры, а тот, вместо того, чтобы восхищаться, вслух критиковал всю бижутерию и украшения фильме, которые Планкетт заказывал. В итоге нервы у того сдали, и он пригласил его работать в свои ленты.
Norma Shearer in Marie Antoinette (1938)
Maureen O'Hara in Sinbad The Sailor (1947)
Джозеффу очень не нравилось, что в Голливуде двадцатых годов при съемках используют современные драгоценности вместе с историческими нарядами (нередко это были личные драгоценности актрис). И он стал бороться с этим диссонансом, создавая реплики и стилизованные вещи, для чего он изучал картины, старинные журналы мод и копировал музейные экспонаты всех исторических эпох. Рассказывают также, что он собирал реальные листья и насекомых и делал с них слепки и отливки. Это все была бижутерия, конечно, максимум, серебро -- но смотрелось эффектно.
Bette Davis in The Private Lives of Elizabeth and Essex (1939)
Angela Lansbury as queen Anne in The Three Musketeers (1948)
Первая мастерская Джозеффа была в гараже его дома на Сансет-бульвар.
Первую свою фирму, которая носила имя Sunset Jewelry Manufacturing, он организовал вместе со своим братом по имени Джимми Глейсер (Jimmy Glaser; да, какая-то явно у них там сложная история с фамилиями в семье). Жена упомянутого Джимми была костюмером и много лет спустя даже получит Оскар за костюмы к фильму "Приключения Дона Жуана" (звали ее Leah Rhodes). Но брат вскоре из фирмы уйдет.
Джозефф и его брат Джимми Глейзер смотрят на свои работы.
Огромный головной убор носила Вирджиния Брюс в 1936 году в фильме «Великий Зигфельд».
Поскольку Джозефф был чокнутым перфекционистом, то быть просто "художником по ювелирным украшениям" на съемках его не устраивало: производители, которым он поручал выполнение заказов, говорили, что желаемого качества добиться невозможно. "Хочешь сделать что-то хорошо, делай это сам!", наверное, со вздохом думал он, и расширял свои мастерские.
Ann Blyth in Mr. Peabody and the Mermaid (1948)
Anita Louise in Marie Antoinette (1937)
Со временем «Голливудский Джозеф» (Joseff of Hollywood), как он стал себя называть, полностью поменял во всем Голливуде глобально подход к тому, какие украшения надо использовать при съемках. А уровень его работы был так высок, конкурентов задавил так успешно, что он стал главным кинодизайнером-ювелиром того периода, и в 1920-1940-х годах участвовал в создании более чем тысячи фильмов. Считается, что 90% украшений того периода в кино – сделано им.
Серьги Грейс Келли in High Society (1956)
Его новаторство заключалось не только в создании нового, "псевдоисторического" жанра ювелирного дизайна, но и в изобретении нового способа обработки поверхности ювелирных изделий. Обычные металлы чересчур ярко сверкали в свете съемочных софитов, портя кадр. Изобретение Джозеффа, названное им «Russian Gold», заключалось в таком способе антибликовом обработке поверхности, что она становилась матовой и перестала чрезмерно отражать яркий свет. (Еще встречается вариант названия "Renaissance look"). Повторить этот способ якобы никому не удавалось, что гарантировало ему заказы на съемочных площадках.
Cornel Wilde in A Thousand and One Nights (1945)
Bette Davis
Кроме того, свои украшения он специально делал очень легкими по весу (в отличие от «настоящих»), чтобы их можно было без устали носить долгие часы на съемочной площадке.
Ну и наконец, он придумал не продавать украшения студиям, а сдавать в аренду, что позволяло ему годами получать прибыль от одних и тех же вещей. Сначала это было связано с его ограниченным бюджетом (было выгодней экономически), а потом стало принципом. Даже вещи, которые явно ни в каком фильме больше не пригодятся, ибо эксклюзивны (например, для Тейлор в "Клеопатре") -- он все равно делал лишь на условиях аренды.
Человек был на самом деле гений маркетинга и умел прекрасно себя продавать, например, когда бизнес только начинался, и его мало кто знал, он ежедневно читал голливудскую прессу, выписывал, какие фильмы снимаются, и потом предлагал студиям свои вещи.
Fay Wray.
Douglas Fairbanks Jr. in Sinbad the Sailor (1947)
Когда он получал заказы на фильмы большой ювелирной массовкой (например, "Анна и король" про короля Сиама), он покупал оптом у других компаний, и приспосабливал по своему вкусу. Экономный, он использовал для производства лом и брак, который скупал по дешевке у производителей бижутерии.
Jeanette MacDonald in New Moon (1940)
Gloria Grahame in Merton of the Movies (1947)
Через некоторое время масштабы производства увеличились. Поскольку украшения он не продавал, а сдавал в аренду, забирал обратно, то некоторые актрисы просили создать копии этих украшений со съемок, к которым они привязались. Тут еще маленький психологический нюанс: бижутерия (не из драгоценных камней и металлов) тогда была отнюдь не распространена, леди носили только настоящее. В "Дженльмены предпочитают блондинок" (книге, не кино, отлично написано и хорошо переведено на русский), героиня искренне говорит, что носить бижутерию просто неприлично! Запросто надевать бижутерию могли себе позволить только звезды Голливуда. И в этом был особый шик -- "подлинные драгоценности может позволить себе купить любой дурак с набитым кошельком, а вот я настолько крута, что остаюсь крутой и в бижутерии!" Появляясь в журналах и на экране, звезды кино снимали "психологический блок" на бижутерию у простых людей. (shakko-kitsune: теория интересная, не знаю, насколько правдивая -- я тут ни при чем, так в английской статье, которую я перевожу здесь).
Kathryn Givney in Valentino (1951)
Jeanette MacDonald in The Firefly (1937)
И тут Джозефф, судя по всему, изобрел мерчандайз. В 1937 году он начал производство бижутерии на продажу (по мотивам своего кинореквизита) под марками «Joseff» или «Joseff Hollywood».
Тогда они продавались по цене 1-15 долларов. Эти винтажные украшения до сих пор можно найти в продаже, правда, по приличной уже цене, ибо винтаж. Можно глянуть на еbay.
Продолжают с них делать и копии, уже не подписывая -- я лично нашла две явные в своей собственной шкатулке (правда, она размером с хорошую тумбочку, там найдется все) .
Джозефф в рекламном снимке: изображает доставку своих товаров в универмаг Буффуса в газетном объявлении 1948 года.
В 1930-х годах к нему в фирму пришла работать Джоан Касл (Joan Castle). Они отлично работали вместе, она стала ему великолепной напарницей. В 1942 году он на ней женился, у них родился сын.
Медовый месяц
Но уже на следующий год, в 1948 году, он летел на частном самолете, тот рухнул и 42-летний ювелир погиб.
Его вдова сохранила фирму, позже к ней в бизнесе присоединились сын и невестка Тина. Потом в семье появится внучка Мишель и, судя по всему, еще и брат у нее есть.
Leslie Caron in The Glass Slipper (1955)
Laura Hope Crews in Camille (1937)
До 2006 года компания под руководством Джоан украсила еще около 450 фильмов. Какой классический фильм не возьми, везде «Joseff of Hollywood»: это «Звезда родилась», «Касабланка», «Поющие под дождем», «Бен Гур», «Завтрак у Тиффани», «Клеопатра», «Моя прекрасная леди»…
Lucille Ball in Mame (1974)
Lauren Becall in Bright Leaf (1950)
Со временем начались, конечно, проблемы. Бижутерия стала настолько доступной, что в ее покупке не было никакого шика, наоборот, восстановился естественный порядок вещей и люди принялись гордиться подлинными драгоценностями. Появляться на красной дорожке в бижутерии, как это было в Золотую эру Голливуда, стало неприлично. Исторических фильмов, которым требовались изысканные авторские гарнитуры, стали снимать все меньше. Кроме того, киностудии росли и обзаводились собственным пулом украшений. Джоан, которая была не менее умна, чем муж, перевела фирму на производство фигурных брошей, которые стали дико популярны с 1950-1960-х годов.
Джоан
Кроме того, она подружилась с телевидением, и снабжала реквизитом телешоу, начиная от "Я люблю Люси". Когда в 1980-х появились сериалы из жизни богатых и омерзительных, типа "Даллас" и "Династия" -- их персонажи тоже носили вещи от Джозеффа.
Джоан умерла в 2010 году в возрасте 97 лет. Голливудская специализация компании совсем заглохла, равно как и производство бижутерии на продажу. Семья теперь занимается высокоточным литьем деталей для самолетов, включая заказы НАСА. Благо запасной аэродром был, причем создал его еще сам Джозефф: когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Джозефф исползовал свои металлургические таланты по мельчайшему литью для изготовления деталей самолетов McDonnell Douglas и основал Precision Investment Castings, успешную компанию по производству деталей, которой семья владеет и сейчас.
Peggie Castle in The Prince Who Was a Thief (1951)
Shelley Winters in South Sea Sinner (1950)
***
Вот интересный кусок из материала человека, который видел эту коллекцию в 2012 году (перевожу с купюрами):
"Неужели это оно? Снаружи выглядит как любой другой грязный склад. Затем я замечаю дверь и металлическую надпись с логотипом подписи «Joseff». Там нет дверного звонка, поэтому стучу. Тина, невестка основателя компании, приветствует меня у двери. Когда ступаю в вестибюль, звучит старомодный звуковой сигнал. Мне кажется, что с 1940 года ничего не изменилось.
Тина ведет меня в студию. Крошечное пространство, возможно, 100 квадратных футов, полностью окрашено в бирюзовый цвет. Вдоль стены выстроены яркие синие ящики, с золотыми и драгоценными камнями, тиары, скипетры и доспехи, некоторые из которых выглядывают из сундуков, по виду, совершенно с пиратскими сокровищами. Здесь тысячи кусочков истории Голливуда спрятаны в ящечки.
Одна стена с пола до потолка занята черными бархатными поддонами. Другая с пола до потолка -- старыми коробками отсигар, теми же самыми, которые использовал Джозефф. Они заполнены большими предметами в виде цветов, черепов и животных, таких как змеи или слоны. Радуга кристаллов Сваровски хранится в прозрачных стеклянных баночках, а цепочки висят на потолках и стенах.
«Здесь мы держим самые знаменитые произведения, - говорит Микеле, указывая на круглый стеклянный витрину в углу. Появился змеиный пояс Элизабет Тейлор из «Клеопатры», жемчужные серьги Мэрилин Монро из «Джентльмены предпочитают блондинок», ожерелье Скарлет О'Хара и портсигар Ретта Батлера.
Пояс Руди Валентино в "Шейхе", Энтони Квина в "Синдбаде Мореходе", Энтони Вайсмюллера в "Тарзане" и т.д.
Мастерская, где работал Джозефф, все еще цела. Меня шокирует захламленное, грязное состояние двух рабочих столов. Когда я изучаю беспорядок на столе, мне трудно поверить, что именно здесь родились те экзотические предметы, которые носили самые большие звезды Голливуда. Это как мастерская плотника, но вместо опилок стол покрыт блестящими стразами...
(Статья целиком на английском, если кому надо)
Актриса Кэтрин Уилсон, Джозефф, его запас цепочек и стеллаж с сигарными коробками -- теми самыми.
***
В 2012 году сообщали внучка Мишель (Michele) хочет возобновить тему с арендой, и для этого занялась описью и фотографированием всей коллекции для сайта joseff-hollywood.com (там красивые кадры; а вот их фейсбук и инстаграмм). Но очевидно, ничего не вышло, "сокровища" имеют лишь мемориальную ценность, поэтому на носу гигантская распродажа.
Leslie Howard in Romeo and Juliet (1935)
Olivia de Havilland
На аукционе будет представлено более 600 штучных предметов, которые звезды Голливуда Золотого века надевали на съемки и на красную ковровую дорожку (цены пока не озвучены). Например, это брошь, которая была на Марлен Дитрих в «Шанхайском экспрессе», серьги Мэрилин Монро из «В джазе только девушки», пояс в восточном стиле, который Рудольфо Валентино носил в нескольких фильмах, «змеиные» украшения Элизабет Тейлор из «Клеопатры».
Украшения Элизабет Тейлор в "Клеопатре"
Много предметов, созданных для фильма «Унесенные ветром»: коралловое ожерелье Скарлетт из сцены барбекю в имении Двенадцать дубов, колье, которое она носила в течении медового месяца, мужские аксессуары Ретта Батлера и серьги Красотки Уотлинг из «Унесенных ветром» - кстати, летом эти предметы показывали на специальной выставке в музее «Marietta Gone With the Wind» в Джорджии, посвященном легендарной ленте. Фотографии бижутерии из "Унесенных ветром" отдельным постом потом выложу.
Если кто вдруг хочет И МОЖЕТ прикупить сокровищ -- то ссылка на калифорнийский аукцион вот «Joseff of Hollywood: Treasures from the Vault», Julien's Auction. Онлайн-торги тоже будут вестись.
Украшения Джинджер Роджерс и Бетт Дэвис
Украшения Риты Хейворт
Украшения Бетт Дэвис в роли Елизаветы Тюдор
Это не знаю что
The choker Greta Garbo refused to wear for 1936’s “Camille.”
Украшения Мерлин Монро
Ona Munson in Shanghai Gesture
Lucille Ball
Katharine Hepburn in Sea of Grass (1947)
Tyrone Power in The Rains Came (1939)
Tallulah Bankhead in A Royal Scandal (1945)
Rita Hayworth in Gilda (1946)
Rita Hayworth in Salome (1935)
Sylvia Sydney in Mr. Ace (1946)
Frances Robinson in Service De Luxe (1939)
Rita Hayworth in The Loves of Carmen (1948)
Pier Angeli
Marlene Dietrich in Seven Sinners (1940)
Остальные фотографии из папки выкладывать не стану, хватит с нас, девочек, этих 15 процентов ее содержимого, а то синдром Стендаля случится...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →