... Добужинский, воспользовавшись редчайшим случаем, вошел в «святая святых» — огромный кабинет императора Александра III, занимавший весь фасад дворца вдоль Невского проспекта, сохранившийся в том виде, в каком оставил его владелец. Больше всего Добужинского поразил гигантский умывальник, тянувшийся во всю стену кабинета: он представил, как «могучий царь смывал весь обильный пот своих трудов».
Поговорим про смерть и компост. Шедевры классической литературы и произведения именитых художников иногда скрывают такой трэш, что вот подросткам прям читать нельзя давать, у них же психика слабая, сразу с собой кончают и все такое. Например, эта книга 1350-х годов и картины прерафаэлитов.
Однако ж мы -- люди закаленные, поэтому давайте вот почитаем про это убийство группой лиц, совершенное по предварительному сговору, осквернение места захоронения, надругательство над телом умершего, некрофилию, кражу, вероятно -- домашнее насилие и (предположительно) доведение до самоубийства либо причинение тяжкого вреда здоровью, приведшее к смерти.
Оказывается, ещё в конце прошлого года издан на русском языке роман британской писательницы Джо Бейкер о жизни слуг в Лонгборне. Так что если есть ещё остенитки (а может, и остениты), не приобщившиеся к очередной попытке воссоздать любимый мир, у вас теперь есть такая возможность.
От издателя Герои этой книги живут в одном доме с героями "Гордости и предубеждения". Но не на верхних, а на нижнем этаже — "под лестницей", как говорили в старой доброй Англии. Это те, кто упоминается у Джейн Остин лишь мельком, в основном оставаясь "за кулисами". Те, кто готовит, стирает, убирает — прислуживает семейству Беннетов и работает в поместье Лонгборн. Жизнь прислуги подчинена строгому распорядку — поместье большое, дел всегда невпроворот, к вечеру все валятся с ног от усталости. Но молодость есть молодость. А любовь обитает и на нижних этажах... Мастерски выдерживая стилистику первоосновы, Джо Бейкер в декорациях, созданных когда-то Джейн Остин, ставит свой, абсолютно оригинальный "спектакль".
Цитаты ...У Джейн имелось одно непререкаемое достоинство: на нее можно было положиться. Уж она-то не посадит пятна на свой наряд, не станет ворчать, распекать прислугу или капризничать, требуя к себе особого внимания. Самообладание и независимость Джейн были как бальзам для взвинченных нервов Сары.Такая милая, некапризная, истинное утешение — прямо как пудинг из топленого молока: что может быть лучше под конец утомительного дня? Прямые, как палки, волосы младших сестер еще предстояло превращать в локоны — мучительное занятие, от которого у Сары отваливались руки и у всех лопалось терпение. В верхних комнатах и в коридорах повис запах горячих немытых волос. Для Сары это был запах раздражения и усталости: руки у нее уже покрылись волдырями от раскаленных щипцов и утюжка́ для волос, ноги в башмаках гудели, спина ныла. Пусть только кто-нибудь попробует сейчас вывести ее из себя — да она нарочно подпалит капризнице волосы!
...Наконец Элизабет и Джейн, наряженные и причесанные, попрощались с Сарой. Выпорхнув из комнаты, они неслышно сбежали по лестнице вниз. Сара, благоговейно отложив свою обновку, собрала щетки и гребни, сгребла шпильки и ленты, разгладила смятое покрывало. Теперь, после ухода юны леди, комната казалась скучной, серой и потерявшей смысл. Какие они обе чудесные, так и светятся. А Сара — она думала об этом, шагая по коридору для слуг и поднимаясь на чердак, чтобы повесить на вешалку новое приобретение, — Сара была всего лишь тусклой тенью, из тех, что пляшут на свету, стараясь удержаться и не пропасть во тьме.
Уважаемый читатель спрашивает: Почему вот в этом вашем современном искусстве так любят инсталляции? Чего в них хорошего? Зачем это вообще? Какой смысл в этих странных конструкциях, когда можно просто писать картины? Почему инсталляции так популярны и все с ними носятся? Разве это творчество вообще?
Отвечаю, почему инсталляции стали одним из важных жанров современного изобразительного искусства. И почему не стоит на них ругаться.
На фото: инсталляции, выполненные в направлении "биоизм", художник Aljoscha (Германия)
Сможете ли вы отличить портреты, создатель которых ОБОЖАЛ того, кто на них изображен, от портретов тех же самых людей, написанных за деньги или по дружбе? Насколько четко прочитывается эмоциональное отношение в картинах? (На прошлой неделе очень интересно поупражнялись, отличая женские картины от мужских, продолжаем развлекаться).
Сегодня вечером в выставочном комплексе Исторического музея (бывший музей Ленина) открылась выставка "Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии".
Экспонировать гравюру так, чтобы зритель сказал "ах", очень сложно, но музею это удалось.
Проглотила "Жизнь холостяка" за 1 день. Очень хороший (особенно по контрасту с предыдущими), полон интриг и манипуляций.
Первая половина -- про все то дерьмо, которое "мамины корзиночки" делают со своими матерями. С дополнительным отягощением, состоящим в том, что бедосечка-сыночка -- наполеоновский офицер в отставке, рубака и потенциальный уголовник. Фоновая линия -- второй сын, нелюбимый, художник (ученик Гро и Жерара), что позволяет автору показать нам немного тусовки классицизма и кухню парижской академии. С профдеформационной точки зрения мне отдельно интересно было. Сын-художник и его вымышленные друзья-художники уже мелькали раньше в цикле: отличный веселый кагал молодежи, фактурный. ( Collapse )
После февраля 2022 года набор тем, на которые можно делать выставки, резко сократился. Люди ищут безопасные темы. Вполне логично, если бы самой популярной такой темой оказались котики, но нет. Внезапно такой темой оказались стулья, возможно, из-за легкого романтического флёра романа Ильфа и Петрова.
"Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков", 18 августа 2022—9 января 2023, Русский музей
«Стул’Я. История стула в 12½ главах», 21 июля – 15 октября 2022 г. Музей-заповедник "Коломенское"
"В ногах правды нет", 9 февраля — 31 марта 2024 года, Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»
И это при том, что тема давно проработана. Ранее выставка "Стул в искусстве" была в петербургском Фонде Шемякина, в 2020 году в Ярославле -- "Стулья, господа!", в 2000 году -- в ГИМе прошла выставка "Сто и двенадцать стульев".
Хотя нет. Судя по предыдущему абзацу, стулья -- это не актуальный тренд безопасных тем, а просто -- вечнозеленая тема. Остановитесь, господа! Не надо больше выставок о стульях! Сделайте выставку хотя бы о кроватях! Хотя, как говорят антикварщики, они гораздо хуже сохраняются.