Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Почему инсталляции – это тоже искусство?

Уважаемый читатель спрашивает:
Почему вот в этом вашем современном искусстве так любят инсталляции? Чего в них хорошего? Зачем это вообще?
Какой смысл в этих странных конструкциях, когда можно просто писать картины? Почему инсталляции так популярны и все с ними носятся? Разве это творчество вообще?


Отвечаю, почему инсталляции стали одним из важных жанров современного изобразительного искусства. И почему не стоит на них ругаться.


На фото: инсталляции, выполненные в направлении "биоизм", художник Aljoscha (Германия)


ПУНКТ 1: Потому что мы живем уже в XXI веке.

Искусство эволюционирует, движется вперед, придумывает что-то новое. И хотя вкус и понятие о прекрасном большинства людей остановился на «норме» (классике), это не означает, что все, что придумано «после Айвазовского и Шишкина» не имеет право на существование. Просто для осознания того, что после, нужен немного другой, более прокаченный (специально прокаченный!) уровень восприятия.

В XXI веке авторы экспериментируют с новыми формами. Это их право, им интересно упражняться в чем-то новом, что никто еще не делал. Просто поймите, что человеку XXI века малоувлекательно работать методами Шишкина и Айвазовского, ему интересно творить другими способами.

О том, насколько «новое время» требует нового искусства, см. например эту статью про кинетическое искусство, из которой мы узнаем, что даже Советский Союз, у которого аллергия на «совриск» была мгновенной, явно посильнее и агрессивней, чем у сегодняшнего среднего российского зрителя, вполне себе уважал инсталляции. Потому что официальные лица, заказчики в СССР, тогда осознавали, что такая тема, как освоение космоса, не может быть «воспета» средствами студии живописцев им. Митрофана Грекова.



ПУНКТ 2: Потому что «реалистичное» натуроподобное искусство практически померло.

Оно стало сильно нишевым. Начиная с 1900-х годов, оно начало тихонько чахнуть, худеть и туберкулезно кашлять (постимпрессионизм, экспрессионизм, кубизм). Потом реалистичное искусство и вовсе скукожилось как кыштымский карлик – см. абстракционизм, а далее и всякие перформансы, и да, обсуждаемые вот сейчас инсталляции.

Реализм стал скромнее и частично ушел в другие жанры, выполняемые с помощью технических приспособлений (фотоаппарат, киноэкран, компьютерный диджитал-арт). А то искусство, которое надо делать руками и головой (UPD: я про мелкую моторику), с радостью плюнуло на этот самый реализм.

В каком-то смысле это стало освобождением.



Потому что много веков эта функция максимально точного воспроизведения реальности была тем, что повергало художников в ремесленное рабство, заставляя их заниматься созданием обслуживающих продуктов, а не собственно творчеством (см. Боттичелли, например). Стало можно не работать «на дядю», на заказчика, выполняя все условия ТэЗэ, куда обязательно входило сходство, реализм – а делать то, что хочется самому, выражая свои интересы.
Сравните творчество профессионального свадебного фотографа, который мечется от ЗАГСа до ресторана, повторяя одни и те же позы и композиции, потом ночами обрабатывая гигабайты съемок и проч. с фотохудожником, который воплощает свои идеи. Да, первый наверняка кушает немного лучше. Но кто из них чувствует себя истинным «Творцом»?

ПУНКТ 3: Потому что искусство – для эмоций, а не для реализму.

Упрекающие и иконопись, и современное искусство в том, что оно «непонятное» и не похожее на реальность, на настоящую жизнь, в этой онлайн-игре «Пойми, как устроено искусство» все никак не покинут первый, дефолтный уровень, не прокачают скилл, для того, чтобы перейти на следующий левел. А читерский код для взлома, для перехода на следующий уровень этой игры таков, записывайте:

искусство – не для того чтобы отражать реальность. А для того, чтобы создавать
эмоции
и ощущения "не от мира сего"




Оно для того, чтобы вызывать у зрителей новое вИдение и позволять автору создать свою религию или выразить своих демонов.

Требования к искусству на протяжении веков же меняются! В Средневековье ведь никто не предъявлял к нему требования «будь красивым, как в античности» или «будь реалистичным!», главным был посыл «а ну давай верно выражай Бога». В классический реалистический период Шишкина и Айвазовского (наследником которого стал социалистический реализм) лозунгом являлось как раз «будь реалистичным!». Но все равно, если искусство выполняло эти задания, но при этом не вызывало эмоции, оно в шедевры не попадало. Сейчас главный тезис изменился, так просто его не сформулируешь (отдельный пост надо делать). Но вот эта потребность вызывать эмоции никуда не делась, стала еще важней.

Требования быть красивым или максимально реалистичным приходит и уходит в зависимости от эпохи, но одно остается главным всегда:


ИСКУССТВО ДОЛЖНО ПОТРЯСАТЬ

Если оно вызывает гармонию и счастье -- как в случае морских пейзажей Айвазовского, это тоже ведь «потрясение».
Просто, поскольку, эмоции позитивные, но уже знакомые, их меньше регистрируешь сознательно.
А в эмоциях от непривычного больше отдаешь себе отчет.




ПУНКТ 4: Потому что искусство пробует разные методы для того, чтобы потрясать заново.

Ясен пень, все на свете приедается, что все способы потрясения со временем блекнут.
Шок, который испытывали современники при взгляде на «Автопортрет» Дюрера, нам никогда не понять.
Новаторство Микеланджело никогда нас не поразит так же, как оно поражало тех, кто повзрослел в домикеланджеловскую эпоху. Чем «Ужин» Бакста эпатировал критика с замшелой бородой и чем понравился развязным интеллектуалам Серебряного века? Для нас это в первую очередь памятники культуры, подернутые дымкой, а не компонент нашей реальной повседневной жизни.

Искусство постоянно ищет способы обновления чувственного восприятия, новых способов взять зрителя за плечо, потрясти его, окатить ледяной водой, выдернуть из зоны комфорта.




До XIX века включительно для этого было достаточно классических методов. По мере усложнения нашей жизни и интеллектуальной работы, нарастания научно-технического прогресса, ускорения темпов ноосферы, этого становится недостаточно. Это одна из причин, почему в ХХ веке «-измы» сменяют друг друга так часто, не успеваешь их запоминать: потому что жизнь меняется очень быстро.

Ну так вот, вернемся к инсталляциям. Двухмерного пространства картины, стены, плоскости – становится недостаточно. Эффект от двухмерности все слабеет и слабеет. Плоскостные вещи больше не потрясают, потому что воздействуют только на один орган чувств, на глаза.

Эту же проблему, кстати, осознает и самый главный вид искусства ХХ-XXI века – кинематограф. Именно поэтому кинобизнес вкладывает огромные деньги, чтобы загрузить все органы чувств, какие можно: оглушает долби сурраундом, причем раскладывая разные звуки на разные колонки (ощущение движения). Изобретает 3D, чтобы погружение было полным.
Двухмерность стала пыльным холстом в каморке Папы Карло, изодранным и истыканным носами.
Художнику нужен выход в реальное пространство, чтобы зритель ощущал сверхреальность представленной вещи, попадал внутрь нее, мог ее потрогать.



Размер имеет значение! Объекты воспринимаются всем телом. Поэтому "тотальность", знание того, что работа не только перед тобой, но и над, за, и вообще вокруг (а иногда и в тебе) так сильно воздействует в случае инсталляций. То, что от инсталляции иногда можно оторвать кусок и унести домой -- тоже специально задумывается художником, как загрузка еще одного канала нашего восприятия.

Вот поэтому современные художники любят инсталлировать. (Но нюанс: художник зачастую должен предпринимать множество усилий для такой работы -- физических, интеллектуальных, организаторских и финансовых. Поэтому успешно функционирующих мастеров, которые часто делают крупные работы, на самом деле, не так уж много. Можно надорваться, как первые инсталляторы на острове Пасхи).



ПУНКТ 5: Потому что инсталляция – это не враг тебе, горожанин.

Как я уже говорила, информационное пространство устроено так, что все время на поверхность выплывает – и поэтому остается в памяти – всякий мусор и всякая гадость. Но помните, что, как и любой другой жанр искусства, инсталляции могут выражать не только плохое, эпатирующее, но и нормальные позитивные эмоции, в зависимости от того, что в голове у автора.



Просто фиг ты с легкостью этих нормальных авторов найдешь в этом бурлении информации в окружающем мире.

Но если интересно, то можно искать.
Можно удивляться, пытаться понять и радоваться тому, как меняется восприятие окружающего мира, природы или помещения, от того, что кто-то принес в нее новое и удивительное произведение искусства. Дегустировать по-новому.

Инсталляции – другие миры, они заостряют восприятие и заставляют взглянуть на наш мир иначе, ощутить этот мир реальным и себя реальным по-новому, совершенно другим способом, сместить фокус.






Tags: вопросы про искусство
Subscribe

Posts from This Journal “вопросы про искусство” Tag

  • 261 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 261 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “вопросы про искусство” Tag