Итак, в чем разгадка популярности?
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/0_The_Vitruvian_Man_-_by_Leonardo_da_Vinci.jpg/1038px-0_The_Vitruvian_Man_-_by_Leonardo_da_Vinci.jpg)
Что здесь нарисовано?
Здесь нарисовано ровно то, что написано в названии работы — «Витрувианский человек». Но поскольку сегодня мало кто помнит, что это такое, давайте расшифруем это титулование.
Во времена Юлия Цезаря жил-был в Риме известный архитектор по имени Витрувий. Не известно, реально ли он был великим как строитель. Главная его заслуга перед историей искусства в том, что он написал «Десять книг об архитектуре»: такой огромный компендиум, куда собрал все правила, хитрости и приемчики античной архитектуры, как римской, так и древнегреческой. Дальше он умер, а книге подфартило — она уцелела! С античными книгами, особенно про точные науки, а не про про пошловатую мифологию, это не всегда случалось. В эпоху Возрождения с нее отряхнули средневековую пыль и стали использовать по прямому назначению, как инструкцию.
Плоды сего мы пожинаем до сих пор: это и московский Большой театр, и американские Капитолий с Белым домом, советские станции метро... да куча всего.
Станция метро Электрозаводская (Москва). Фото: Wikimedia Commons (cc)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Moscow_Elektrozavodskaya_metro_station_asv2018-09.jpg/1024px-Moscow_Elektrozavodskaya_metro_station_asv2018-09.jpg)
Помимо описания всяких колонн, пилястр, орнаментов и всяких финтифлюшек чисто архитектурных, Витрувий вдруг еще внезапно, между главами о циклах морозостойкости кирпичей и качестве затирки (шутка), подробно остановился на размерах и пропорциях homo sapiens. Потому что именно от человеческих пропорций и зависит комфортное пребывание внутри интерьера и ощущение от фасадов, что они красивые. Все должно быть соразмерно, тогда подсознанию приятно.
Описана вся эта система пропорций без авторских картинок, только словами. Причем так, что без стакана не разберешься: высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (24 ладони), длина руки составляет ⅖ его высоты и так далее. Выведена она была Витрувием на основе античных теорий красоты, прежде всего, канона скульптора Поликлета.
Витрувий бросил эти несколько слов, что здания должны иметь пропорции человека, а тело человека — это модель пропорции. И с вытянутыми руками и ногами тело идеально вписывается сразу в 2 идеальные геометрические фигуры — квадрат и круг.
Для людей эпохи Ренессанса, фанатевших по античным трактатам, как дети по Гарри Поттеру, это высказывание стало практически религиозным догматом, воплощением целой философии. Оно иллюстрировало тезис идеального порядка, красоты, познания эстетики с помощью разума.
Ренессансные люди, еще до Леонардо да Винчи, обсасывали это высказывание Витрувия так и эдак, пытались его нарисовать. Но получалось фигово.
Таккола. Витрувианский человек, 1440-е годы (за полвека до создания рисунка Леонардо)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Taccola_Vitruvian_man.jpg)
Джакомо Андреа да Феррара. Витрувианский человек. 1480-90-е годы (?)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/69/Vitruvian_Man_by_Giacomo_Andrea.jpg)
Франческо ди Джорджио. Витрувианский человек. Ок. 1470.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a1/Francesco_di_Giorgio_Martini_-_vitruvian_man.jpg)
Ну сами видите: не выходил каменный цветок. Не впихивался силуэт мужчины в идеальные геометрические круг и квадрат. Это была такая легендарная "теорема Ферма" для ренессансных гуманистов и художников, причем не новенькая, а классическая, потому что книгу Витрувия никогда не теряли, все Средневековье она оставалась доступной для чтения в монастырских библиотеках.
Поэтому когда Леонардо наглядно решил эту "легендарную шахматную загадку", то это вызвало, говоря языком современных журналистов, большой общественный резонанс. Среди интеллектуалов, разумеется.
Оригинал рисунка хранится в венецианской Галерее Академии.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/22/Da_Vinci_Vitruve_Luc_Viatour.jpg/753px-Da_Vinci_Vitruve_Luc_Viatour.jpg)
Так что причины славы рисунка таковы:
Во-первых, он смог впихнуть.
Во-вторых, это просто красиво.
В-третьих, все, что делал Леонардо да Винчи вызывало большой интерес
и при его жизни. А после смерти тем более. Все, чему довелось уцелеть сквозь века, копировалось, растаскивалось на цитаты. А в наши дни — и на сувенирную продукцию.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1877512/1877512_original.jpg)
В скобках обьясню, как именно Леонардо да Винчи смог, а другие нет. Потому что он гений. И знал, где и как передергивать и мошенничать.
Дело в том, что он на самом деле точную инструкцию Витрувия нарушил. Если следовать ей буквально, то получается какой-то мутант: слишком маленькая голова, чрезмерно большие ноги и стопы.
Буквальное следование инструкциям Витрувия: схема художника Чезаре Чезариано, 1521 год
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Fotothek_df_tg_0001128_Geometrie_%5E_Zeichnung_%5E_Mensch_%5E_Proportion.jpg)
А Леонардо догадался, что для красоты надо расположить круг и квадрат не идеально симметрично, а сдвинув один от другого. А ноги мужчине надо растопырить, поставив на круг: таким образом они становятся на 1/14-ю короче. И вот тогда получается красота и гармония.
***
Сегодня все уже забыли о Витрувии и его пропорциях, о том, что именно восхищало первых зрителей рисунка Леонардо в этой работе. Осталось только наслаждение взгляда от того, как это красиво нарисовано. Ну а поскольку это подлинный "леонардо", то, как и все его работы, в Новейшее время эта картинка стала еще одной поп-иконой, которую лепят везде. А чем чаще тебе показывают что-либо, тем больше ты думаешь, что оно великое, такая вот магия массовой психологии. Витрувианский человек стал таким вот пародируемым логотипом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1878518/1878518_600.jpg)
Кстати, комиксисты признавались, что Бэтмена они придумали, разглядывая рисунки Леонардо да Винчи с летательными аппаратами, механическими крыльями
***
Полный цикл выпусков "Шедевры от А до Я" см. тут
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →