Увидела тут в фб-сообществе "Старые портреты" пафосный текст, посвященный вот этому портрету Пушкина.
Сам текст о "чудесной находке" портрета находится в сети многократно, автор его, возможно, Василий Гавриленко.
[Копипаста для любопытствующих] "Почти детективная история картины, благодаря которой мы знаем, как выглядел Пушкин. В 1877 году в Музей при Александровском лицее пришел некий артист по фамилии Леонидов. В руках он держал приличных размеров сверток. — Что ж вы, батенька-с, мнетесь на пороге, проходите, любезнейший, — сказал ему работник музея. — Да я ненадолго, — отозвался Леонидов. — Вот, принес в дар музею картину. — Премного благодарны-с, — разочаровано протянул работник (он-то надеялся, что Леонидов приобретет билет). — Поставьте вашу картину в углу-с. Сколько дар простоял в углу — неизвестно, однако, в конце концов, на сверток обратили внимание. Как и предполагал принявший холст работник, картина была пустяковой. Плохая копия знаменитого портрета Пушкина кисти Кипренского. К тому же, полотно было изрядно загрязнено и потемнело от времени. Все-таки музей решил заняться реставрацией портрета. Когда с картины был снят слой пыли, перед реставраторами предстал Александр Сергеевич Пушкин. Таким, каким его никто не видел. Вернее, таким, каковым его видели современники. Жуковский, Дельвиг, царь Николай Первый, Натали Гончарова, Анна Керн... Настоящий, подлинный Пушкин. Пушкин с глазами, полными грусти и боли. Глазами мыслителя, философа, пророка. Некрасивый, но, вместе с тем, невероятно красивый Пушкин! Пушкин без прикрас, которые волей-неволей допускал очарованный гением Кипренский, допускали другие художники, писавшие прижизненные портреты великого поэта. В правой части картины мелкими буквами было написано: «писал с натуры И. Линев». Это был прижизненный портрет Пушкина! Газеты взорвались, общественность гудела, пресса публиковала одну статью за другой. Оказалось, что артист Леонидов получил портрет от своей супруги — дочери балетного артиста Стуколкина. Как картина оказалась у Стуколкина — история умалчивала. Главной загадкой оставался И. Линев. Никто ничего не знал об этом художнике, никто не видел других его работ. Кто он, где и когда он мог познакомиться с Пушкиным, написать его портрет? Это оставалось тайной много-много лет, но, в конце концов, правда раскрылась, и самым неожиданным образом. В 1968 году 80-летний профессор электротехники С. Куликов решил написать книгу про известного русского изобретателя, революционера А. Линева. В процессе сбора материала он узнал, что предки Линева интересовались живописью и один из них, отставной полковник Иван Логинович Линев, даже расписал потолки в родовой усадьбе. Усадьба эта находилась неподалеку от Ленинграда. Оставалось только найти связь Линева с Пушкиным. И она была найдена. Оказалось, что зиму Линев коротал в доме на 2-й Итальянской улице, где также проживала семья Александра Ивановича Тургенева — ближайшего друга Пушкина, сопровождавшего скорбные дроги с телом поэта в Псковскую губернию, к месту похорон. У Тургенева подолгу жил Василий Андреевич Жуковский, который наверняка был знаком с Иваном Логиновичем Линевым и знал об его увлечении живописью. Жуковский и стал последней недостающей деталью пазла. Пушкинистам были отлично известны даты и обстоятельства написания всех прижизненных портретов Пушкина. О создании этих живописных работ в дневниках или письмах писали сам Пушкин, его друзья и знакомые. Только одна работа была покрыта мраком тайны. Это была загадочная картина из двух кратких записок, которые Жуковский отправил Пушкину в 1836 году, за несколько месяцев до гибели поэта. Вот они, эти записки: «... завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти». «Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать». Кто этот загадочный живописец с «животворной кистью», какую именно картину он создал? Благодаря неожиданному открытию профессора электротехники стало понятно: Жуковский пишет об Иване Логиновиче Линеве и о той самой картине, что хранится в Музее Александровского лицея. А это значит, что портрет, принесенный в музей артистом Леонидовым, был последним прижизненным портретом Пушкина. Вглядываясь в это грустное, измученное, усталое, но такое бесконечно мудрое, доброе и прекрасное лицо, я ни на минуту не сомневаюсь: я вижу Пушкина. Это он. Именно таким он и был". -- Василий Гавриленко
***
А вот что написала в комментариях там Галина Седова (место работы: Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Петербург):
Представленный здесь портрет не имеет никакого отношения к реальному облику Пушкина, даже глаза у него карие, а у поэта были голубые!!! ( Collapse )
Хотя музеи были закрыты (например, ГМИИ был открыт всего 177 дней из всего года), что-то хорошее там происходило. Вот мой текст об этом.
Среди экспонатов, пополнивших собрания российских музеев в 2020 году, — клинописные таблички, мраморная книга Айдан Салаховой, защитные костюмы от коронавируса и многое другое.
На русском языке вышла книга Джеральдин и Фрэнка Норманов «Афера Тома Китинга. Невыдуманная история художника-фальсификатора». Легкая и авантюрная, она увлечет всех, кто интересуется искусством, аферами и природой вранья.
Оказывается, анекдоты псевдо-хармса в 1994 году перевели на венгерский!
Тут вышла первая научная (литературоведческая) рецензия на нашего псевдо-хармса. Что удивительно, ее автор -- венгерский литературовед Zsófia Kalavszky, текст написан на венгерском (но гугл-переводчик наш друг), и для венгерского Института литературоведения
Очень бы хотелось, чтобы книга была бы оценена учеными и российскими. Мы реально гору своротили.
Заодно выпишу сюда один из моих любимых отзывов. Елизавета Новикова (ГМИИ): "Я считаю, что это прорыв для ниши популярного нон-фикшена: комментированное издание памятника плюс культурологическое и антропологическое исследование в одном флаконе. Причем о тексте, так скажем, апокрифическом, если не сказать прямо - маргинальном".
По подсказке Саши Беляева, который эту книгу переводил, прочла "Robbie Williams: Откровение" (АСТ, 2018), написанную журналистом по имени Крис Хит (Chris Heath).
Нормальные люди, очевидно, читают эту книгу ради Робби Уильямса, и их интересуют описанные там нюансы жизни поп-звезды. Я же, по причине своей профдеформации (а я всю жизнь работала именно журналистом; искусствоведение -- это сначала образование, а потом уже спасение психики, то есть хобби), читала и восхищалась автором, Крисом Хитом, который написал книгу так, что она читается с большим интересом, даже если тебе сам певец безразличен. Потому что книга предстает не жизнеописанием отдельной персоналии, а слепком с безумного мира поп-звезд, селебрити, документацией того, как едет их крыша и как они с этим справляются.
Попросили рассказать, как написать книгу (если точнее -- как закончить книгу). Самое главное, что необходимо -- сосредоточиться. Очень сложно достигаемая вещь. Вот мои рекомендации, основанные на опыте 4 изданных (и не скажу скольких неизданных).
1) Уехать из города. Делать это на даче / в съемном домике. В городе закончить её нереально. Кругом столько много отвлекающих факторов -- и в квартире, и за порогом, в городе.