Andries Cornelis Lens (1739 - 1822). "Обучение Амура". Ч.к.
Ян ван Бийлерт. "Венера, наказывающая Купидона". Музей из. иск-в, Хьюстон
Обычно наказывающим в этих картинах является женщина, часто -- мать, богиня любви Венера.
Бьют его розгами, веревками, даже тапком (как на первой картине).
Вот, художник гуманист вложил матери в руки букетик цветов. А подразумевал небось крапиву, на самом деле!
Луи Жозеф Ватто. Венера, наказывающая Купидона. 1760. Музей Боуз
Constantijn Netscher. 1682
Обычно бог-шалун предстает как достаточно зрелый пацан, но иногда это такой пухлый младенчик, что прямо сердце разрывается.
Пьетро Либери. "Наказание Купидона". 1630-87. Доротеум
Игнац Штерн (1678-1748). "Наказанный Купидон". Нац. гал. Ирландии
Но вот на этом полотне мальчика наказывает мужчина, бог Марс, за то, что заставил его влюбиться в Венеру (это для него плохо, потому что муж Венеры Вулкан выковал невидимые сети, их застукал, приковал, и выставил на посмешище другим богам). Здесь мать пытается защитить мальчика от сожителя, выходит безуспешно, в общем, картина домашнего насилия в 17 веке.
Бартоломео Манфреди. "Наказанный Купидон". 1613. Худ. инст. Чикаго
При этом античных текстов, на которые бы при создании данной иконографии опирались художники -- не существует, хотя в Новое время эта аллегория была достаточно популярна. UPD: конкретного мифа нет, а образ есть: мать говорит «Я много раз уже грозила Эроту, что если он не прекратит своих проделок, я поломаю его лук и колчан и обрежу ему крылья, — один раз даже я его отшлёпала по заднице сандалией. А он — странное дело! — сразу начинает бояться меня и просит не наказывать, а в следующее мгновение уже забывает обо всём» (Лукиан, Разговоры богов, 11).
А в этой картине по шлему главной героини мы видим, что это не мать, а суровая родственница интеллектуалка богиня Минерва. И картина имеет аллегорический смысл: нечего любовью отвлекать студиузов.
Иоганн Георг Бём Ст. "Минерва наказывает Купидона за то, что он помешал Искусствам и Наука в их занятиях". 1-я пол. 18 века. Нац. траст
***
Существует и более серьезный вид наказания, когда Купидона не порят, но зато подрезают ему крылышки.
Шарль Лебрен. Венера подрезает крылья Купидону. Ок. 1655. Музей Понсе
Тут ему еще и лук ломают.
Анри-Пьер Пику, 19 век, ч.к.
Это уже имеет источник в литературе: в "Метаморфозах" Апулея, в рассказе о любви Купидона и Психеи говорится, что сын непослушался Венеру, и она за это приказала его наказать -- остричь волосы и подрезать крылья (Apul., Met. 5.30).
Цитата
[ Spoiler (click to open)]
Впрочем, с ранних лет ты плохо воспитан - на руку проворен, старших всегда толкал без всякого почтения, самое мать свою, меня, говорю, ты, убийца, каждый день раздеваешь и ранишь частенько, ни во что не ставя, словно вдову какую-нибудь, не боясь отчима своего 8, силача знаменитого и великого вояки. Мало того, ему часто, в ущерб моей связи с ним, взял ты в обычай то и дело девиц поставлять в наложницы. Но уж я заставлю тебя пожалеть об этих проказах, увидишь, как тяжело и горько будет твое супружество! Теперь, после такого издевательства, что мне делать? Куда деваться? Какими способами пройдоху этого образумить? Что же, к враждебной мне воздержанности обратиться, которую я так часто из-за распутства этого мальчишки оскорбляла? Но толковать с этой деревенской, неотесанной женщиной - в ужас меня приводит такая мысль! Однако, откуда бы утешительная месть ни приходила, пренебрегать ею не следует. Именно воздержанность окажется мне всего полезнее, чтобы как можно суровее пустомелю этого наказать, колчан забрать, стрел лишить, лук ослабить, факел угасить, да и само тело его обуздать хорошими средствами. Тогда только и сочту я обиду мою заглаженной, когда она кудри его, сверкающее золото которых вот этими руками я так часто перебирала, обреет, а крылья, что я нектарной влагой из груди своей орошала, обкорнает... http://lib.ru/POEEAST/APULEJ/apulei.txt
***
В живописи, видимо, из-за сильной наглядности, более известен вариант, в котором крылья мальчику режет крылатый же старец - бог времени Хронос (Сатурн), это аллегория того, что с глаз долой -- из сердца вон, всякую любовь излечивает время расставания.
Иван Акимов. Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру (1802). ГТГ
Миньяр. 1694. Денвер
***
Истоки этой иконографии надо искать и в Возрождении, например, в сюжете "Триумфов", опирающихся на одноименную поэму Петрарки.
[ Фрагмент поэмы (рус. пер.)]Когда богов узрел я под ярмом
И смертных, вместе с ними укрощенных,
Блиставших благородством и умом,
И, глядя на героев совращенных,
В слезах извлек целительный урок
Для чувств моих, неволей возмущенных;
Когда постиг, что это за стрелок,
Чью меткость потешает оборона,
Так что спастись бессмертный Феб не мог,
И связаны Юнона и Дидона,
Вслед мужу поспешившая вдова,
Отнюдь не жертва страсти беззаконной, —
Был вынужден признать я: такова
Моя судьба; мне, слабому, негоже
Роптать, когда жестокая права,
И, победив, наказывает строже,
И тот, кто был моим рыданьям рад,
Мучитель наш крылатый связан тоже. (...)
Виновник наших гибельных невзгод,
Со страхом, с гневом, со стыдом во взоре
Наказан был жестоко в свой черед.... (Пер В. Микушевич)
В сценах "Триумфов целомудрия" крылатый бог изображен связанным и подвергаемым наказаниям.
Псевдо Граначчи. "Триумф Целомудрия". Ок. 1500. Уолтерс
Лука Синьорелли. "Триумф Целомудрия". Ок. 1509. Лондонская нац. гал.
При этом в античности тоже есть похожий мотив, несмотря на отсутствие текстов.
Музей Гетти описывает эту статуэтку, как Венеру, приготавливающуюся пороть сына.
В Помпеях есть целый дом под названием Casa dell'Amore Punito, названный так по фреске с данным сюжетом. Правда, достаточно произвольно? Или мальчик уже наказан и плачет? А, нашла описание: Купидон в кандалах, его оружие у сидящей матери на коленях. Он не только осужден и закован, но и приговорен к сельскохозяйственным работам в поле.
Aphrodite spanking baby Eros. 5th or 6th Century. Hippolytus Hall, Madaba, Jordan.
(Еще много гравюр, статуэток и проч. тут)
Martin Beckmann, Stigmata and the Cupids of Piazza Armerina (1) пишет, что существовала обширная римская традиция изображения Купидона в статуях: ребенок с замысловатой прической, прислоненный к стволу дерева и трущий глаз; на его левой щиколотке железные оковы и два звена цепи, которые, в свою очередь, привязаны к веревке вокруг его талии. На геммах также встречается изображение Купидона в кандалах и с мотыгой (на общественно-полезных работах, значит, трудится).
Беккманн подытоживает: "Иконографический мотив "Наказание Амура", по всей видимости, возник в эллинистический период, но отчетливо римское литературное развитие в ранний августовский период придал ему более глубокий слой значения для римского зрителя. Это было литературное понятие servitium amoris, «рабства любви», разработанное элегистами 30–20-х гг. до н. э. и, возможно, изобретенное Проперцием; оно отличалось от более ранних греческих представлений об отношениях между влюбленными как между господином и рабом -- в том, что он подчеркивал не только страдания влюбленного, но и особенно рабский характер этого страдания. В стихах любовник претерпевает все унизительные наказания, которые может понести раб: его связывают, сковывают цепями, бьют, истязают и сжигают. В одном случае он даже подвергся клейму" (См. Проперций Prop. 1.18.7–8). См. также: George, M. “Cupid Punished: Reflections on a Roman Genre Scene.” In Roman Slavery and Roman Material Culture, edited by M. George, 158–79. Toronto: University of Toronto Press.
UPD:
М. Лермонтов
ЗАБЛУЖДЕНИЕ КУПИДОНА
Однажды женщины Эрота отодрали;
Досадой раздражен, упрямое дитя,
Напрягши грозный лук и за обиду мстя,
Не смея к женщинам, к нам ярость острой стали,
Не слушая мольбы усерднейшей, стремит.
Ваш подлый род один! — безумный говорит.
С тех пор-то женщина любви не знает!..
И точно как рабов считает нас она...
Так в наказаниях всегда почти бывает:
Которые смирней, на тех падет вина!..
(1828)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →