В октябре 2019 года на аукционе был установлен неожиданный рекорд -- небольшая доска "Осмеяние Христа", которую незадолго до этого нашли на французской кухне и атрибутировали как работу великого итальянского средневекового художника Чимабуэ, была продана за 24 миллиона евро -- при ожидаемом эстимейте 4-6 миллионов.
Естественно, возник вопрос, кто выложил такую неожиданно колоссальную сумму. ( Collapse )
В коллекцию удивительных артефактов: в 2010 году в Канаде прошла выставка под названием "Fakes & Forgeries: Yesterday and Today", где было выставлено много подделок, причем на самые неожиданные темы.
Мы много чего слышали о запутанной личной жизни Рембрандта и о том, как его картины менялись, в зависимости от того, с кем он жил. Не менее открыт для нас Рубенс, писавший автопортреты с актуальными на тот момент женами, а еще жен отдельно (голыми и одетыми), а еще своих детей и проч. Любители живописи помнят несколько автопортретов Йорданса с семьей, в которых тесно от народа, как в метро в час пик. А что насчет ван Дейка? Что с ним вообще было в личной жизни? Он вообще, женщин предпочитал, или нет (нравы же были вольные)? Почему такая тишина? Почему на всех бесчисленных автопортретах он -- один и весь такой красивенький?
Меня заинтересовал этот вопрос, и я стала искать, кого он вообще любил, как жил.
Некоторые музеи обладают потрясающими собраниями скульптур. Тематическими. Например, в копенгагенской Новой Глиптотеке Карлсберга есть специальная витрина, посвященная именно "отрубленным" носам.
Давайте взглянем на русское (а также более свежее российское) изобразительное искусство.
1) "Снегурочка". Картина Виктора Васнецова. 1899
Хотя Снегурочка в том или ином виде фигурировала в русских народных сказках, настоящее ее вхождение в массовую русскую культуру состоялось в 1873 году, когда драматург Островский написал пьесу "Снегурочка" (переработав "дикие" сказки Афанасьева). Пьеса не особо понравилась, но в 1883 году Римский-Корсаков сочинил на основе пьесы оперу, и понеслось! (Оперы в 19 веке вообще были методом гигантского пиара). В той опере Снегурочка была еще, кстати, не внучкой, а дочкой.
Сегодня, в отличие от других первых января, я решила не мучать вас изображениями обнаженных мускулистых тел, в попытке пробудить совесть и начать-таки ходить в фитнесс, бассейн, парашютный спорт и проч. Нет, пусть визуально сегодня в моем блоге будет продолжение застолий.
Итак, вот мой список лучших пиров в живописи (обращайте внимание на то, что люди едят и пьют, так интересней разглядывать):
Константин Маковский. «Боярский свадебный пир» 1883 (Музей Хиллвуд, Вашингтон, США)
Удивительное дело, хотя поесть как следует русская нация любит и умеет (впрочем, каким народам это не свойственно?), в нашей живописи подобные сюжеты появились достаточно поздно, лишь с расцветом направления "историзм", обратившем свое внимание на образ жизни предков в царскую эпоху. И тогда появилась масса картин с боярскими пирами. Самой известной из них была картина Маковского, которую начали копировать и воспроизводить на шкатулках и открытках. А вот современные, буржуазные, почти никогда не писали: наверно, это казалось обличительным и сатирическим...
Кто себя первым отчеканил на монете -- Брут или Цезарь? Фаюмские портреты писали с покойников или с живых? Чем бы нас напугали традиционные римские похороны?
Новая глава из моего искусствоведчческого расследования "Портретные профили на монетах". (Часть 1; часть 2; часть 3) ( Collapse )
"Обнаженная Валька", так шокировавшая Хрущева, авангардистские картины, ставшие вехами в истории русского искусства, умение делать фактуру картины светящейся, словно жемчуг и многое другое...
Вчера в Третьяковской галерее, в здании на Крымском валу, состоялся закрытый пресс-показ выставки замечательного русского авангардиста Роберта Фалька. Ее официальные даты проведения 16 января (в первый же день после ожидаемого снятия ограничений) – 23 мая 2021 года.