On this day in journal — December 7th

1 dress

хороший портретист

Портретиста Сергея Малютина мы припомним по портрету Фурманова
Максимум еще - по смешному Брюсову



Однако ж у него куча отличных портретов.
Вот еще один красноармеец, антипод Фурманова, другая сторона Красной Армии
комдив Юрий Саблин.


Бунин писал, услышав о его назначении военным комиссаром Московского района:

Юрка Саблин,- командующий войсками! Двадцатилетний мальчишка, специалист по кэкуоку, конфектно-хорошенький…

что-то свое их явно связывало...

Collapse )
1 dress

Иностранцы vs русские - в живописи

Иноземцы и московиты 16-17 веков в изобразительном искусстве -- в сопровождении гадостей, которые говорили о наших предках приехавшие европейцы (чтобы не было скучно разглядывать картины). Сегодня в традиционной рубрике по средам "омерзительное искусствоведение" -- немного непривычный материал. Но уж больно красочный.


Сергей Иванов. Немец. 1910

***
Русские "...хитры, лукавы, упрямы, невоздержанны, сопротивляющиеся и гнусны, развращенные, не говорю бесстыдные, ко всякому злу склонные, употребляющие вместо рассуждения насилие, и такие, которые от всех добродетелей воистину далеко отступили" (Якоб Ульфельд, датский дипломат, участник посольства в Москву в 1578–1579 гг.)
Collapse )
1 dress

Кулинарный вопрос (лингвистически-географический)

Вчера в разговоре о гениях живописи возник небольшой холивар, на животрепещущую тему, чем все-таки различаются маслины и оливки. И различаются ли?

Вообще мне казалось, что языковой стандарт русского таков: зеленые -- оливки, черные -- маслины. (Да, существуют и другие оттенки, но они вдали от Греции и пыр. регионов дорого стоят, редко встречаются, и для образования "стандарта" не годятся).

Но выяснилось, что не все разделяют это мнение.


Было высказано даже предположение, что это новомодные масковские изыски, придуманные совсем недавно.
Collapse )
6 skia

Выставка Фаберже и других русских придворных мастеров в Историческом музее

Что-то на этой неделе у меня в блоге сплошные фотообзоры выставок: все музеи спешат открыться накануне сезона каникул. Вот еще один вернисаж, который был на прошлой неделе, но как-то руки не доходили.

Выставка "Фаберже и придворные ювелиры" проходит в Историческом музее. Это отдельный выставочный зал, вход с улицы, у нулевого меридиана.



Collapse )
1 dress

Письмо от читателя: «Дедушка купил картину в Ташкенте у пришедших с войны солдат»

Новый выпуск моей рубрики "Сундук злой Шакко", в которой я смотрю на картины в вашей личной собственности и сообщаю свое искусствоведческое мнение о них (Правила участия здесь).

IMG_2071.jpg

Письмо от читательницы гласило:

«Добрый день, Софья!
Не знаю можно ли продолжать Вам направлять картины на экспертизу (не рисунки родственников). Но очень хочу с Вами поделится семейной картиной и понять имеет ли она хоть какую-то ценность, или просто красивая рама.

Сюжет в семье всегда интерпретировался как «смерть неверной жены» и носил мифический смысл в доминантности мужчин нашей семьи над женщинами. Некоторые гости (понимающие) говорили, что за этой картиной спрятано истинный шедевр, а эта картина лишь защита. Картина имеет какую-то связь с Германией, но это предание тоже сомнительное.

Collapse )
7 jump

QR-коды и пенсионерки

Уже в парочке музеев мне рассказали, как московские любительницы искусств пенсионного возраста борются с режимом, требующим предъявления qr-кодов. Стратегия состоит в том, чтобы собрать большую экскурсионную группу и ввалиться в музей всем кагалом, дезориентируя проверяющих. У половины, или даже у двух третей группы вакцинации может не быть: они проходят по распечаткам чужих qr-кодов и чужим документам (типа у одного человека паспорт, а подруге она отдает свое пенсионное удостоверение; или 1 документ в толпе передается незаметно, чтобы использовать второй раз). Обману, помимо намеренно устроенной неразберихи, помогает то, что все фамилии охрана, разумеется, не запоминает, и на повтор внимания не обратит, а также то, что с возрастом пожилые дамы начинают походить друг на друга, а не на фотографии в документах (что, кстати, также является сюжетом многих произведений Агаты Кристи).
1 dress

Какие проблемы роднят скульптуры известных авторов и человекоподобных роботов?

Почему скульптура, раскрашенная "как живая", под человеческое тело, не пользуется популярностью и даже слегка неприятна?

Рассказываю, почему статуи непопулярно раскрашивать как картины. Казалось бы, чего естественней -- сымитировать человеческое тело полностью, не только анатомически, но и колористически. Но почему этот прием в скульптуре всегда остается на второстепенных ролях, и со стопроцентным успехом срабатывает только для музея восковых фигур мадам Тюссо?



Collapse )