Немного ликбеза
Живописный слой иконы всегда покрывали защитным - олифой и лаком.
"Средний срок полного потемнения олифы или масляно-смоляного лака составляет от 30 до 90 лет. Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. В одних случаях поновитель точно соблюдал пропорции, принципы композиционного построения первоисточника, в других - повторял сюжет, внося поправки в первоначальное изображение: менял размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали. По иконописной традиции поновитель был обязан заново выполнить надпись, если она была не видна и не читалась чётко".
Поэтому реставраторы иконописи буквально занимаются хирургическими процедурами - снимают бесчисленные слои старых записей и потемневшего лака, чтобы добраться до того, что задумывал живописец.
Но на то, чтобы догадаться, что надо снимать олифу, и под ней обнаружится живопись - потребовалось много времени.
До начала ХХ века русская общественность вообще не подозревала, что иконы - это красиво.
Они видели чОрные лики в блестящих окладах (икона без оклада - это было неприлично).
Это было очень неприлично.
На виду были только потемневшие (до черноты) лики, пятки и ладони - и все.
А потом ризы сняли и иконы начинали расчищать.
Священники сами приглашали музейщиков.
Общественность оказалась в шоке - огромный пласт культуры мирового уровня обрушился на ее голову внезапно.
Вот что писал об этом философ князь Евгений Трубецкой в 1916 году:
"Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры.
Мы проходили мимо иконы, но не видели ее. Она казалась нам темным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы ее знали. И вдруг — полная переоценка ценностей. Золотая или серебряная риза, закрывшая икону, оказалась весьма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благочестивого безвкусия, которое свидетельствует об утрате религиозного и художественного смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу — значит, отрицать ее живопись, смотреть на ее письмо и краски, как на что-то безразличное как в эстетическом, так и в особенности — в религиозном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой.
Что сказали бы мы, если бы увидали закованную в золото и сверкающую самоцветными камнями Мадонну Ботичелли или Рафаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным.
Теперь на наших глазах разрушается все то, что до сих пор считалось иконою. Темные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь".
Так что шаг со сниманием пудовых окладов был освоен успешно.
Олифу и зачистки учились снимать постепенно, наращивая мастерство в течение ХХ века.
Икона - она живая и хрупкая.
И если не беречь старинную икону, то от нее начинают отваливаться куски. Это убийство.
Теперь немного о ньюс-мейкере - "Троице" Рублева.
Еще до революции настоятель Троице-Сергиевой Лавры занялся ее возвращением народу.
Выглядела она примерно вот так:
(Только вместо дыр в этом окладе была видна доска с лицевым письмом (лицевое письмо - это название нарисованной кожи, видной из-под одежды), но оно было весьма и весьма темное.
Весной 1905 г. по приглашению отца-наместника Троице-Сергиевой лавры в Троицком соборе иконописец и реставратор В.П.Гурьянов, сняв перед этим золотой чеканный оклад, впервые освободил от позднейших записей и почерневшей олифы храмовую икону «Троицы».
Состояние до реставрации 1904–1905 гг.
Куча слоев поздней записи, в том числе 19 века. От Андрея Рублева - ни кусочка.
Иконография - позы, здания - да, те же. Но стиль и краски - совсем не те.
Состояние после реставрации 1904–1905 гг.
В общем, для того, чтобы проявилось то, что мы привыкли сейчас видеть на открытках и книжных альбомах - потребовалась куча по-настоящему археологических раскопок.
И когда ее раскрыли - собственно, с этого и началась ее мировая слава. Потому что она впервые показалсь такой, какой была в течении полувека после своего создания - еще при жизни Рублева.
И тогда Павел Флоренский сказал, что если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог.
________________________________________
Вот, посмотрите на иконы, которые не берегли.
Жалко их.
Они тоже живые.
Реставратор "Серафима" и "Гурия" http://svetogor.trisvyat.ru/
Ссылки по теме:
http://art-con.ru/node/115
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/restoration/restoration4.htm
http://ikona.pl.ua/en/0/1183805336/view.php
http://lib.aldebaran.ru/author/solouhin_vladimir/solouhin_vladimir_chernye_doski
http://art-con.ru/node/883
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →