Сергей Иванов. Немец. 1910
***
Вячеслав Шварц. Иностранные посланники в Посольском приказе. 1867
***
"...Когда наблюдаешь русских в отношении их нравов и образа жизни, то их, без сомнения, не можешь не причислить к варварам. […] Они лукавы, упрямы, необузданны, недружелюбны, извращены, бесстыдны, склонны ко всему дурному, пользуются силою вместо права, распростились со всеми добродетелями и скусили голову всякому стыду". (Адам Олеарий, немецкий путешественник. В России - в 1634-5, 1636-9 гг.)
***
Cм. левый верхний угол. Эксперты по моде, какого периода колет и берет на дяденьке, с каких он краев?
Сергей Иванов. Приезд иностранцев в Москву XVII столетия. 1901
Этот народ "...жесток, в делах торговых хитер и оборотлив, презирает все иностранное, а все свое считает превосходным; в обращении, исключая немногих, груб; к крепким напиткам так пристрастен, что пропивает обувь, одежду, верхнее и даже исподнее платье" . (Адольф Лизек, секретарь австрийского посольства А. Ф. Баттони, в России - в 1670-е гг.)
***
Юрий Кугач (1917-2013). Въезд иностранного посольства в Москву XVII века.
***
"Так как москвитяне лишены всяких хороших правил, то, по их мнению, обман служит доказательством большого ума. Лжи, обнаруженного плутовства они вовсе не стыдятся. До такой степени чужды этой стране семена истинной добродетели, что сам даже порок славится у них, как достоинство. (...) Прочие необразованны, слабы и тупы умом; они иногда, разинув рот и вытаращив глаза, с таким любопытством глядят на иностранцев, что даже себя не помнят от удивления" (Иоганн Георг Корб — посол императора Леопольда I в России в 1698 г.)
***
А тут иностранцев нет, но есть лица взирающих московитов.
А. Рябушкин. Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901
***
"Они вообще весьма бранчливый народ и наскакивают друг на друга с неистовыми и суровыми словами, точно псы." (Адам Олеарий)
***
Мушкетер замерзший
Рассохин Вячеслав Павлович (1937-1998). Бани на Неглинной
***
Кирасир замерзший
C мороза. С картины К.К. Степанова
***
А без цитаток-то эти картинки смотрятся как умилительное красочное сопоставление двух цивилизаций.
Аполлинарий Васнецов
***
Все русские плохие, но "народ в Москве, как говорят, гораздо хитрее и лукавее всех прочих и в особенности вероломен при исполнении обязательств" (Сигизмунд Герберштейн, императорский посол в России в 1516-7, 1525-6 гг.)
***
Прогулка посла во дворе Посольского дома в Москве в XVII веке. С оригинала Н. Дмитриева-Оренбургского
Виктор Васнецов. Меню, коронационные торжества 1883 года.
***
"...в большинстве они вялы и недеятельны, что, как можно полагать, происходит частью от климата и сонливости, возбуждаемой зимним холодом, частью же от пищи, которая состоит преимущественно из кореньев, лука, чеснока, капусты и подобных растений, производящих дурные соки." (Джильс Флетчер)
***
А вот тут поляк (малоросс) и кажется швед (или немец). Не в тему, но показывает столкновение двух мод в ту же эпоху
М.О. Микешин
***
***
Спесивые поляки и русские красотки
Сергей Соломко
А тут наоборот, иностранные девицы. Небось, недоросль, посланный Годуновым на учебу зарубеж
Сергей Соломко
***
***
А. Литовченко. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею.1875
***
"Вероломство и лживость у них столь велики, что опасность от этих свойств угрожает не только чужим людям и соседям, но и брату от брата или одному супругу от другого" (Адам Олеарий)
***
Данилевский, Евгений Иванович. “Иван Грозный. Английское посольство“ (1998 г.).
У Ивана Грозного вообще были планы на Англию
Смотрины царской невесты послом Иоанна Грозного в Англии. С оригинала С. Соломко
***
"У них хорошие умственные способности, однако нет тех средств, какие есть у других народов для развития их дарований воспитанием и наукой. Правда, они могли бы заимствовать в этом случае от Поляков и других соседей своих, но уклоняются от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи". (Джильс Флетчер)
***
А. Литовченко. Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича. 1889
***
"Русский не имеет понятия о правдивости и видит во лжи только прикрасу; он столь искусно умеет притворяться, что большею частью нужно употребить много усилий, чтобы не быть им обманутым." (Эрик Пальмквист, в России — в составе шведского посольства в 1673 г.)
***
Обряд омовения рук после приёма иноземных посольств Московскими царями. С рисунка Н.Д. Дмитриева-Оренбургского
***
"Но вообще, трудно сломить их упорство, или искоренить вполне зло в сердцах их". (Фридрих Христиан Вебер, ганноверский посланник, затем представитель английского двора в России в 1714–1719 гг.)
***
Вячеслав Шварц. Русский посол при дворе римского императора, 1866
***
"Этот народ по природе склонен к обману, только сильное битье обуздывает его. Я слышал как один русский говорил, что гораздо веселее жить в тюрьме, чем на свободе, если бы только там не было сильного битья. В тюрьме они получают пищу и питье без работы, ровно как и милостыню от благорасположенного к ним народа. На свободе же они ничего не получают. Число бедных здесь очень велико, и живут они самым нищенским образом: я видел как они едят соленые сельди и другие вонючие рыбы. Нельзя найти более вонючей и гнилой рыбы, а они с удовольствием едят ее, похваливая, что она здоровее всякой другой рыбы и свежего кушанья" (Ричард Ченслер, английский путешественник, 1553 г.)
***
Гравюра с картины Степанова. Чемоданов в мастерской флорентийского художника.
Позирует он кстати вот для этого портрета
Юстус Сустерманс. Портрет Чемоданова. Ок. 1657
***
"Что касается до верности слову, то Русские в большинстве своем считают его почти ни по чем, как скоро могут что-нибудь выиграть обманом и нарушить данное обещание. Поистине можно сказать (как вполне известно тем, которые имели с ними более дела по торговле), что от большого до малого (за исключением весьма немногих, которых очень трудно отыскать) всякий Русский не верит ничему, что говорит другой, но зато и сам не скажет ничего такого, на что бы можно было положиться" (Джильс Флетчер)
***
Современное
Юрий Богачев. Послы на приёме у царя Алексея Михайловича в Грановитой палате. Илл. к учебнику по москвоведению.
***
"Они очень склонны ко злу. Даже все вообще большие плуты, чуть только могут как-нибудь скрытно сплутовать, и потому чрезвычайно надо остерегаться в своих сделках с ними." (Рафаэль Барберини, путешественник, в России в 1565)
***
А вот не в тему, но красиво
Р. Штейн. Русские послы XVII века в Китае
***
***
Отдельная группа изображений под кодовым названием
"Наши посылают на три буквы послов из Ватикана" -- причем это не только Владимир Креститель
Николай Неврев. «Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III». 1875
***
"...русские по природе жестокосердны и как бы рождены для рабства, их и приходится держать постоянно под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно принуждать к работе, прибегая к побоям и бичам. Никакого недовольства они при этом не выказывают, так как положение их требует подобного с ними обхождения и они к нему привыкли. Молодые люди и подростки иными днями сходятся, принимаются друг за друга и упражняются в битье, чтобы превратить его в привычку, являющуюся второй натурой, и потом легче переносить побои." (Адам Олеарий)
***
Генрих Семирадский. Александр Невский принимает папских легатов. 1870-е
***
"В Московии есть один немец, кузнец по имени Иордан, который женился на русской. Поживши несколько времени с мужем, жена однажды сказала ему ласково: "Почему ты, дрожайший друг, не любишь меня?" Муж отвечал: "Напротив, очень я люблю тебя". "Почему тогда ты меня не бил в знак твоей любви?" - спросила она. Немного спустя муж жестоко её побил и признавался мне, что после этого жена стала любить его гораздо больше. Это он повторял потом очень часто и, наконец, в нашу бытность в Москве, сломал ей шею и колен". (Сигизмунд Герберштейн).
***
Федор Моллер. Александр Невский и папские легаты. 19 век.
***
"Москвитянин от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки, ни снисходительности: он приносит все в жертву удовольствию и стремится утолять свои грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он убежден, что небо за этот грех должно наказывать женщин". (Ан Стрюйс - голландский парусный мастер, в России в 1668-1669 гг.)
***
Иван Эггинк. Святой Владимир выбирает веру. 1822
***
"Ни один народ в свете не скрывает своих дел тщательнее Московского. Ни один столько недоверчив к другим и ни один не получил привычки так великолепно лгать о своем могуществе и богатстве" (Августин Мейерберг - австрийский посол при дворе царя Алексея Михайловича).
***
Михаил Нестеров. Папские послы у Ивана Грозного. 1884
А вот его бабушка в сопровождении католиков, которые надеются так втереться
Федор Бронников. Встреча Софьи Палеолог. 1883
Коваленко И. А. (р. 1931). Встреча Софьи Палеолог
***
"Даже татары и башкиры значительно культурнее за московинов" (Юрай Крижанич, хорватский просветитель, 1680)
***
Папские легаты вручают корону Даниилу Галицкому.
***
А вот про Петровское время - эпоху, когда русские сами начинают переодеваться в европейское платье.
Николай Неврев. Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым. 1903
***
***
Иван Билибин. Иллюстрация к роману "Петр Первый", 1937
***
Историк Николай Устрялов пишет:
"Русские вообще крепко не жаловали иноземцев: все обычаи их, самые невинные, казались нам частью смешными, частью омерзительными. ()... Простой народ при всяком удобном случае осыпал их бранью и насмешками, так что правительство, в охранение их от обид и оскорблений, не раз издавало строгие указы. Ненависть и презрение к ним черни выражались прозвищами самих мест, где они жили: пруд на Покровке, около которого они выстроили себе дома при царе Михаиле Федоровиче, прозван был Поганым. Немецкая Слобода слыла под презрительным именем Кукуя. "Немец! Шиш на кукуй!" кричали лавочники, торговые сидельцы, извозчики, мальчишки, завидев на улицах Москвы какого-нибудь немца-горемыку"
***
Костюм у Петра тут еще не иностранный, а "польский" -- и это уже тогда считалось жуткой фрондой.
Илья Репин. Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900
***
"Что касается всего, более возвышенного, то они в этом и поныне оказываются тупыми и неспособными, а эта тупость поддерживается в них климатом и весьма грубым напитком - водкою, которою они постоянно напиваются" (Яков Рейтенфельс)
***
К. Лебедев. Петр I и сокольничий. 1900-е
***
"По крайней мере, мне известно, что, когда одного капитана осудили на отсечение головы за преступную связь с восьмилетнею своею дочерью, начальник укорял его такими словами: "Разве ты не мог удовлетворить своей страсти сношением с иною женщиною, когда можешь иметь столько распутных женщин, сколько у тебя кошек?" (Иоганн Георг Корб)
***
Григорий Мясоедов. «Дедушка русского флота».
Франц Тимерман объясняет Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово
***
"Если бы этому народу была предоставлена возможность напиваться ежедневно, он бы был истреблен взаимной резней. Ведь, опьянев, они совершенно теряют рассудок и соображение, как дикие животные, и убивают один другого ножами, кинжалами и всякого рода вероломным оружием. Племя московитское способнее и хитрее всех прочих русских. И если они когда-нибудь ведут торговлю с иностранцами, то для поддержания большего доверия не называют себя московитами, но пришельцами, то есть новгородцами или псковичами". (Александр Гваньини, итальянец, польский наемник, 1578 год.)
***
Петр I в Немецкой слободе. С оригинала А. Земцова
***
"...Московитам врождено какое-то зложелательство, в силу которого у них вошло в обычай взаимно обвинять и клеветать друг на друга пред тираном и пылать ненавистью один к другому, так что они убивают себя взаимной клеветой" (Альберт Шлихтинг, немец, наемник, был пленником в России в 1560-е гг.).
"
Из задумчивого дяденьки в треуголке получится хороший юзерпик
В. Суриков. Утро стрелецкой казни (фрагмент). 1881
***
"Коварны они чрезвычайно, склонны к хитрости и обману. Купцы сами признаются, что по утрам молят бога, чтобы он послал им как можно больше покупателей-иностранцев, которых им гораздо легче обманывать. Ремесла у них в основном те же, что и в других странах, но изделия грубые и неотесанные. У заказчика за работу просят вперед деньги, но работу не отдают без больших трудностей и хитростей" (Иржи Давид, чешский иезуит, 1686 г.)
***
Тут костюм девушки вроде относится к более позднему периоду, когда бояре уже повывелись: фейл художника?
Израиль Пасс. Первый реверанс
Не, концепция. Картина того же мастера.
Тут боярышни угощают чарочкой путешественника во времени, спассшегося в эпоху Алексея Михайловича от ужасов Французкой революции.
Израиль Пасс. "Высокий гость".
Тут он же отрабатывает хлеб -- стандартное занятие для французского эмигранта.
Израиль Пасс. Урок танца в боярской семье.
Вот на самом деле что носили иностранцы тогда
С. Соломко. Посещение
***
"Московиты по природе своей чрезвычайно грубы, распущены, невежливы в своих нравах, ухватках и разговорах; они совсем не считают грешным и срамным делом вести разговоры об ужасных вещах, не стыдятся также кашлять, харкать, чихать... да ещё смеются и очень потешаются тем" (Петр Петрей, шведский посол, 1608-1611 гг.)
***
Дмитрий Белюкин. «Петр I стрижет бороды боярам».1985 год.
***
"Московиты - это народ, рожденный для рабства и свирепо относящийся ко всякому проявлению свободы; они кротки, если угнетены, и не отказываются от ига". (Иоанн Барклай, путешественник)
***
С. Соломко. Русские в Голландии во времена Петра Великого
***
Жалко эта не цветная
Сергей Соломко. Первый мундир
***
"Что вам сказать о стране рабов, где можно замерзнуть от одного взгляда на зиму, где священники всеми средствами стараются воспрепятствовать распространению просвещения и где безнадежное состояние вещей внутри государства заставляет народ, большей частью, желать вторжения какой-нибудь внешней державы" (Джильс Флетчер)
***
Сергей Соломко. Эко чучела!
***
А вот так эти кросс-культурные контакты выглядели не глазами исторических живописцев 19-20 веков, а собственно современников, иностранных художников 16-17 веков:
Посольство дьяка Племянникова и толмача Истомы Малого от Великого Князя Василия Ивановича к римскому императору Максимилиану I. Гравюра по дереву Ганса Бургкмайра. 1517
Вообще жалко, что у русских того времени жанр путевых записок и мемуаров как бы не был в распространении особо. И процитировать-то в ответ особо нечего.
А впрочем, неужели в донесениях наших посланников никаких гадостей об иностранцах нет?
***
Мушкетеры с бульдогами с недоумением взирают на крестный ход
Адам Олеарий. Гравюра из "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".
Вот тоже аутентично -- гравюра, сделанная шведским художником-современником.
Экий поклон у посла.
гравюра Эрика Пальмквиста «Приём иностранных послов царём Алексеем Михайловичем», 1674 г.
В движении вы это представляете с детства:
***
В свою очередь, русские художники того времени видели иностранцев вот так:
Иностранный купец в аду. Фреска из церкви Дмитрия Солунского, Ярославль
Правильная трактовка какая :)
***
По прочтению цитаток возникает вопрос -- а что они все сюда ездили-то, бедняжечки?
За дословность цитат не ручаюсь, сами понимаете -- интернетики. Моя-то цель -- показать вам картины.
Источники цитат:
- Иностранцы XVI, XVII, XVIII вв. о русском национальном характере (Хрестоматия)
- А. Манаков. "Блуд на Руси"
- http://maxpark.com/community/1039/content/3670313
Предлагайте свои темы!
***
UPD
Виктор Васнецов. "Царевна Несмеяна".
Обратите внимание на склонившихся в поклоне западных послов. Судя по костюмам, они прибыли из разных веков - один из 15-го (в берете и ордене золотого руна), а тот, которй в воротнике-мельнице - из позднего 16-го. Позади него шевалье в отложном кружевном воротнике - из 17-го, представитель следующего поколения.
Александр Литовченко. "Сцена в русском тереме"
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author