Из утренней почты: некая фотовыставка
расстреливать
из крупнокалиберной рогатки
с лазерным прицелом
В Кремле выставили забытые шедевры с 500-летним стажем. Эти младшие «братья» рублевской «Троицы» собрались вместе впервые за столетие. Увидеть уникальный комплекс можно в течении двух месяцев, потом иконы снова разойдутся по разным музеям страны.
Единственный экспонат выставки — иконостас Кирилло-Белозерского монастыря, созданный в лучший период русской иконописи, в конце XV века. Цельных иконостасов этого времени до нас дошло всего 3-4 штуки, хотя отдельных икон сохранилось достаточно много. Какая разница для зрителя между иконой и иконостасом? Такая же, как между арией и оперой. Фрагмент может быть бесконечно прекрасен, но полностью оценить замысел мы сумеем, только увидев произведение целиком.
То, что мы можем насладиться великолепием Кирилло-Белозерского иконостаса — результат долгого труда ученых. Этому иконостасу, который когда-то насчитывал более 60 икон, не повезло. В XVIII веке он оказался не модным — не влезал в роскошные резные рамы с позолотой. Все «лишнее» убрали из Успенского собора в другие церкви монастыря, а то и в соседний сарай.
Постепенно его начали расхищать, например, чтобы продать зажиточному крестьянину в красный угол. Так украли «Снятие с креста»: в итоге доска оказалась в московской старообрядческой церкви, откуда потом ее изъяли в ГРМ. После революции иконы свалили в неотапливаемый арсенал с выбитыми стеклами. Чтобы спасти хоть что-то, советские ученые-подвижники увозили иконы на реставрацию в Москву и Ленинград. В итоге из 57 сохранившихся досок иконостаса в Кириллове осталось всего 34: остальные осели в Третьяковской галерее, Русском музее и Музее Рублева.