7 jump

Откуда взялись камни в Шапке Мономаха?

Как изотопы помогают разрешить загадки истории.





Продолжаю рассказывать об эволюции изумрудных украшений, в том числе живописи. В прошлый раз было про Рим и Ренессанс.

После открытия Америки: испанцы выходят на рынок

Помните, я говорила о важности торговых маршрутов? С открытием и покорением Америки появляется еще один источник изумрудов на рынке -- причем, наконец, качественных. И ситуация с ними (в живописи в том числе) кардинально меняется.
Collapse )
7 jump

Портрет мальчика со странной улыбкой

Обещала выложить кусок искусствоведческого текста про этот портрет улыбающегося мальчика, о краже и возвращении которого в Веронский музей я рассказывала в лекции.



***

...В поздний Ренессанс в портретном жанре начинается исследование крайностей человеческого лица в портретном жанре. Но это художественное исследование остается достаточно узким и охватывает малое число живописцев.

Collapse )
7 jump

Зачем Колину Ферту борода, а Мишель Обаме -- вечернее платье (в портрете)

Сегодня мы поговорим о самой последней, знаменитой экранизации романа про Дориана Грея, увидим кадры из безумной фильмы 1980-х, фотомоделей, обнаженных блондинов, свиней на поводке в ошейнике, несколько сексапильных вампиров и, конечно, Шона Коннери (который всегда великолепен).



Collapse )
1 dress

Кто на самом деле написал анекдоты Хармса о писателях? (моя новая книга)

Наконец, могу рассказать о своей новой книге, которую я делала последний год.
Верней, не то, чтобы полностью «моей»…




Помните эти анекдоты про русских писателей:

  • Пушкин сидит у себя и думает: “Я гений — ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царство ему небесное, гений! Когда же это кончится?” Тут все и кончилось.

  • Лев Толстой очень любил детей. За обедом он им все сказки рассказывал, истории, с моралью для поучения. Бывало, все уже консоме с пашотом съели, профитроли, устриц, бланманже, пломбир — а он все первую ложку супа перед бородой держит, рассказывает. Мораль выведет — и хлоп ложкой об стол!

  • Однажды Ф.М. Достоевский, царство ему небесное, сидел у окна и курил. Докурил и выбросил окурок в окно. Под окном у него была керосиновая лавка, и окурок угодил как раз в бидон с керосином. Пламя, конечно – столбом. В одну ночь пол Петербурга сгорело. Ну, посадили его, конечно. Отсидел, вышел. Идет в первый же день по Петербургу, навстречу – Петрашевский. Ничего ему не сказал, только пожал руку и в глаза посмотрел со значением.

  • и еще кучу других...

Фразы из этих анекдотов  —«Лев Толстой очень любил детей», «тут все и кончилось», «и уехал в Баден-Баден», «и в глаза посмотрел со значением» стали крылатыми. Анекдоты эти приписывались Даниилу Хармсу, а на самом деле были сочинены Натальей Доброхотовой-Майковой и Владимиром Пятницким в начале 1970-х годов, и потом с бешеной скоростью распространялись в самиздате.

Издательство «Бомбора» дало воплотить мою мечту и напечатать эти анекдоты «Псевдо-Хармса» со всем почтением, полнотой и научным аппаратом, как будто в серии «Литературные памятники».

Книга уже ушла в типографию, и наконец можно сделать ее предзаказ. (Берите побольше, побольше! У вас ее будут брать читать и не возвращать, точно говорю). Вот предзаказ на Лабиринте (450-500 рублей), на их фирменном магазине Book24.

Итак, перед вами книга, в которую вошли:

— факсимиле подлинной авторской рукописи анекдотов, причем со смешными авторскими картинками. А это важно, потому что их соавтор Владимир Пятницкий — это достаточно известный нонконформист круга Зверева, Мамлеева, Сашки Васильева.

— выверенный по рукописи текст и очень-очень подробные комментарии к анекдотам, их аллюзиям и шуткам. Например, знаете ли вы, что костыль, которым Лев Толстой там лупил Герцена, до сих пор показывают в Ясной Поляне, подоконник Вяземского, с которого Пушкин все время спихивал матрац, как оказалось — подоконник того же самого Дома Герцена, который булгаковский «Грибоедов», а рисовые котлетки-пища богов, которые отказывался есть Толстой — вдохновлены цитатой из Ленина?

А также...
Collapse )
1 dress

Стрельба в мёртвое тело

Надругательство над трупом, причем родного отца, и все из мерзейшей корысти и властолюбия; а затем последующая неожиданная развязка благодаря справедливому решению суда. В европейском искусстве.

В европейских средневековых миниатюрах, гравюрах и даже в живописи иногда встречается любопытный сюжет. Изображено дерево, на котором висит труп. Два молодых человека стреляют в него из лука, третий юноша отказывается это делать, а еще рядом сидит король. Что тут происходит, что за трагическая история тут скрывается?

Французская миниатюра 14 века

(Пост из заслуженной рубрики "Омерзительное искусствоведение", осторожно, за едою не читать, из служебного цикла "переезд старых постов").

Collapse )
1 dress

7 великих картин про дождь

Удивительно, что такая частая в человеческой жизни вещь, как ливень, встречается в мировом искусстве за всю его историю очень редко. Давайте взглянем на самые любопытные образцы этой темы и изучим, почему на то, чтобы научиться рисовать дождь, европейцам потребовалось так много времени.


Toyokuni II. Night Rain at Oyama (Maya Mountain)

Во-первых, просто писать картины в жанре "пейзаж", без разницы, с дождем или без, европейцы учились очень долго. Первые века изобразить природу, не снабдив ее каким-нибудь религиозным или мифологическим персонажем, было немыслимо! Все протопейзажи, созданные до XVI-XVII веков, имеют какой-нибудь сюжет, оправдывающий их создание в глазах приличной публики.Collapse )
1 dress

Так за что же меня номинировали на "Просветитель" второй раз

Поскольку прошло уже достаточно времени с выхода этой книги (и у меня после нее даже успела выйти еще одна), то давайте я напомню, что такое "Апокалипсис в искусстве" и чем хороша эта книга. И за что ее (как мне кажется) включили в лонг-лист этой престижной премии нон-фикшена.

1.JPG

Это отдельное издание последней книги Нового Завета -- "Откровение Иоанна Богослова" (она же "Апокалипсис"). Обычно текст книги «Апокалипсиса» занимает последнюю пару десятков страниц в томиках Библии – и кажется таким коротким, на 10-12 страниц.

Я сделала совершенно особенную вещь – отдельное издание одного только «Апокалипсиса». И оно заняло 236 страниц. На каждой странице есть иллюстрация к соответствующему абзацу текста, так что это получился такой гигантский христианский комикс, или житийная икона.

Collapse )


Купить "Апокалипсис в искусстве":
1 dress

Марина Цветаева об открытии ГМИИ

Ее отец профессор Цветаев был создателем ГМИИ. Юная Марина присутствовала на церемонии открытия вместе с царской семьей. Вот колоритное описание этого события 1912 года.



"Открытие музея" (1933)

Белое видение музея на щедрой синеве неба. По сторонам входа двойные ряды лицеистов, от долгого стояния прислонившихся ряд к ряду спинами и тем каждую шеренгу являющих многолико-двуликим – но каким младоликим! – Янусом. Первое при входе – старик в долгополой шубе (май!) “А где тут у вас раздеваются?” – “Пожалуйста, ваше превосходительство”. – “А нумера даете? А то шуба-то небось бобровая, как бы при торжестве-то...” Тесть моего отца, древний историк И<ловайский>.

Белое видение лестницы, владычествующей над всем и всеми. У правого крыла – как страж – в нечеловеческий и даже не в божественный: в героический рост – микеланджеловский Давид. Гости, в ожидании государя, разбредаются по залам. Вдруг – звон, грохот, испуг, отскок, серебряные осколки и потоки: это восемнадцатилетний зять моего отца задел поднос с кавказскими водами, побежавшими и засверкавшими, как породившие их источники. Старички, удостоверившись, что не бомба, успокаиваются.

Collapse )
1 dress

Учебная программа, искусствоведение, истфак МГУ

2009 год, я так поняла, это издано еще было как "Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009, с.7–30."

Более 300 страниц, в формате док.
Выкладываю на вконтактике (скачать).

Похожее, но пдф, мы обсуждали тут, еще там есть полезные ссылки.