Мой небольшой фоторепортаж и рассказ о выставке.
Выставка занимает девять залов в Хлебном доме в Царицыно.
Она начинается с символических предметов, приехавших из Венеции: гербового льва св. Марка и узорного носа гондолы, служившего поколениям гондольеров.
Она посвящена 18 веку в Венеции -- когда она уже не была владычицей морей, однако все еще поражала воображение. Город становился туристическим центром благодаря своим волшебным карнавалам, также здесь процветал театр.
На картинах и гравюрах мы можем увидеть, что творили на карнавале низшие слои населения.
Блеск выставке придает то, что помимо тематических предметов из российских собраний в ней принял участие Фонд городских музеев Венеции
(от которого участвовали 5 музеев -- Дворец дожей, Музей Коррера и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музей стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов). Предметы, которые приехали оттуда, не являются шедеврами уровня Тициана или Тьеполо, однако они превосходно передают атмосферу повседневного быта этого прекрасного города в ту эпоху.
Цикл гравюр, рассказывающий о празднествах, которые вне расписания специально устроили в Венеции, когда туда приехали инкогнито граф Северный с супругой (Павел Петрович и Мария Федоровна).
Отдельный зал посвящен азартным играм, которые активно начали процветать именно тогда. Слово "казино" возникло именно в Венеции (якобы).
Игры, которые выставлены в этом зале, сейчас для исследователей во многом являются загадками (а для любителей настолок - простором для фантазий!)
В этом зале стоит стол-витрина, внутри которого выставлены хрупкие предметы: игральные карты разных систем, фишки. Витринки накрыты черной тканью, чтобы уменьшить воздействие света. Надо не забывать их открывать.
Этикетаж спрятан в выдвижных ящиках ниже (изобретательно, гм).
А это виртуальное казино, спрятанное под одной из таких тряпочек. Потыкайте пальчиком в интерактив и испытайте удачу!
Много любопытной живописи и гравюр, бытописательных. Из российских коллекций в выставке приняли участие ГМИИ, ГИМ, «Останкино» и «Архангельское», музей Университета геодезии и картографии, фонд IN ARTIBUS (которые дали очень редкие работы Пиранези с изображением вымышленных тюрем).
Тема тюрем и монастырских решеток вообще для Серениссимы была актуальна, ей посвящен отдельный зал. Томик Казановы, о том, как он сбежал, там тоже выставлен!
Отдельное сокровище -- наряды и предметы быта.
Это костюмы, прилетевшие из Италии, несмотря на все препоны карантина.
Стеклянные фрукты, изготовленные в Мурано. Куратор рассказала, как у нее руки дрожали от ужаса, когда она их распаковывала и устанавливала.
Портрет догарессы Элизаветты Кверини Вальер.
Другой зал, тоже с костюмами.
Залы оформлены с готическими мотивами, в честь оформления самого царицынского дворца. Однако это очень рифмуется с готикой самой Венеции, начиная от Дворца дожей.
Платье слева -- неч человеческое, а для статуи Мадонны.
Другой зал посвящен венецианской торговле.
Портрет дожа из XVI века заглянул, эпохи наибольшего рассвета (неизв. худ.).
Тут тоже есть выдвижные ящички с образцами товаров, не пропустите.
Потрясающее венецианское стекло.
В центре на столе -- стекло современное, под ним воссозданные "ароматы Аравии" и других стран, от люксовых товаров, которыми тогда продолжала торговать Венеция.
Еще есть зал про русские карнавалы 18 века, которые своей роскошью заезжих итальянцев поражали.
Обратите внимание на количество бриллиантов в этом маскарадном костюме графини Шереметевой.
Веер с изображением сцены приема
И, наконец, зал, где будут всякие образовательные проекты в рамках выставки проходить.
Мероприятие на сайте музея
https://tsaritsyno-museum.ru/events/exhibitions/p/pod-maskoj-venetsii/
Выставка работает до 29 августа.