Последние недели (до 10 октября) в Пушкинском музее работает выставка «Сиена на заре Ренессанса. Произведения из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С. Пушкина».
На ней представлены настоящие сокровища религиозной, а также жанровой живописи Сиены: как по драгоценной яркости красок, так и по редким сюжетам и трогательным нюансам давно ушедшей жизни. ( Collapse )
Всего считаные дни, до 3 октября, осталось работать в Пушкинском музее выставке под названием «Музы Монпарнаса». Этот большой проект любопытен и красотой представленных произведений искусства, и тем, какой пласт, весьма редко выставляемый в наших краях, он показывает.
Кес ван Донген. "Портрет мадам Жасми". 1916. Собрание Александра Чистякова
Редчайшие картины Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева и многих других, можно увидеть на выставке "Другие берега", открывшейся в Музее русского импрессионизма в Москве (до 16 января).
В основу выставки легла оригинальная идея: попытка не то, чтобы реконструировать, а скорее, вспомнить, другую выставку -- знаменитую Выставку русского искусства в Нью-Йорке 1924 года. Тогда, с целью продажи, в США советскими властями были отправлены около тысячи произведений самых известных на тот момент наших художников.
Из этой тысячи кураторам выставки удалось проследить судьбу лишь нескольких сотен произведений -- это было настоящее детективное расследование, которое длилось больше года. ( Collapse )
Здравствуйте! За окном снова четверг и сентябрь, но в некоторых городах бескрайней уже включили отопление, что не может не радовать тех, кому повезло. По этому поводу сегодня я загадываю вам произведение искусства, изображающее человека, который, безусловно, активно в своей жизни зажигал, совершенно не радуя окружающих.
Итак, в одной такой стране, которой долго правили Ольденбурги (куцые, замешанные), есть одна такая большая штучка: на севере черная, южнее белая, а в других местах не знаю какая, но наверняка тоже где-то завалялась. Угадайте, о каком произведении искусства идет речь (название, автор), если известно, что:
Известно, что эта скульптура несколько раз мелькала и в других лентах «Мосфильма». Какова ее история и значение с точки зрения истории искусства, насколько она примечательна сама по себе и возможно ли вычислить, кого она на самом деле изображает?
Я нашла таинственного двойника, настоящее название (из Ветхого Завета) и автора оригинала (на Сотбис по 40-60 тыс. фунтов).
Что-то захотелось вернуться в своей старинной рубрике "картина как персонаж" (в предыдущих выпусках было про портрет Хьюго Баскервиля, портрет Клетчатого и некоторые другие интересные темы). ( Collapse )
Принято как-то думать, что Средневековье -- все такое тёмное-тёмное, как подвал с гнилой картошкой, и косное, шо мой позвоночник после суток в офисном кресле. Однако, если начать изучать историю внимательней, окажется, что все гораздо сложнее и интересней.
Продолжаю рассказ о том, как после тьмы Средневековья профильные портреты возвратились на монеты и медали. Сегодня вы узнаете о кесаре в смешной шляпе, самопиаре, мании величия, золоте и монетоподобных предметах с целью пропаганды. Оказывается, за долгие века (и чем ближе к Ренессансу, тем чаще) у королей и герцогов вспыхивали всполохи попыток самопиара и пропаганды. Причем именно с помощью такой волшебной штуки, как профиль.
Как богема умела жить до Первой Мировой войны (Bal des Quat'z Arts). (Сидела читала каталог "Музы Монпарнаса" (выставка сейчас в ГМИИ), и внезапно вспомнила эту историю из русских мемуаров о парижской художественной жизни начала ХХ века... Начала искать картинки. Ого-го, это такие картинки, фейсбук бы меня за них сразу же забанил, детям не показывать.)
Литературовед Елена Толстая в очень увлекательной биографии А.Н. Толстого "Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург" приводит фрагменты воспоминаний его второй жены, художницы Софьи Дымшиц-Толстой.
Пригласительный билет 1909 года
Из сильного впечатления того времени я помню парижский костюмированный бал Катзар (четыре искусства). Этот бал традиционный. Устраивался ежегодно поздней весной. На этот бал съезжались художники, меценаты <разных> других стран. И наша школа была приглашена на этот бал. Я костюмирована была египтянкой. При входе присутствовало жюри и я была пропущена. <Конечно, я была> Пришла я с группой наших русских художников, хотя и была приглашена <на ужин> французским архитектором [жильцом] <пансиона, в котором мы жили>. Бал происходил в самом большом помещении г. Парижа, и там с трудом вместились все желающие, имевшие личное приглашение. Джаз еще не был известен, но оркестры все время исполняли то, что сейчас называется джазом, но еще более дико. Начались шествия. Все они представляли эпизоды из времен греческого эпоса, во главе с самыми красивыми женщинами и мужчинами Парижа — артистами и моделями. Шествия чередовались с другими аттракционами, но все было подчинено одной цели — выявлению красоты — цели высокого искусства. Водки не было, ( Collapse )
Здравствуйте! Итак, первая неделя сентября прошла, можно выдохнуть от шокирующего перехода и смириться с тем, что это теперь надолго. Чтобы утешить всех нас в этот пасмурный день, я ставлю эту веселую песню я предлагаю эту сложносочиненную загадку.
Итак, в тех краях, где в течение 230 лет короновались императоры, заседал первый парламент и для музеев есть не остров, но набережная, имеется в одном вузе некая картина.
Угадайте, что это за произведение, если известно, что:
Художника, написавшего знаменитую картину "Новая Москва", а также другие знаковые советские работы, до 9 января можно будет увидеть в залах Третьяковской галереи на Крымском валу.
Очень многие биографические тексты об исторических личностях, которые можно найти в интернетах, безбожно врут с точки зрения иллюстраций. Особенно часто это случается с текстами об исторических персонажах, живших века до 16-го. В качестве портретов героя текста может подставляться что угодно, например, история об (условно) Александре Невском иллюстрируется картиной 18 века, и далее на полном серьезе обсуждается, на основании этого "портрета", был ли герой настолько красив или монголоид, или еще что-то, как пишут источники. Авторы и фоторедакторы таких опусов не владеют базовой исторической грамотностью, необходимой для того, чтобы писать такие вещи. То есть знанием об эпохах, когда портретный жанр существовал именно как реалистический и отражал черты лица человека именно так, как он был, документально.
Периоды эти, если брать временную шкалу существования человеческой цивилизации, достаточно узки: некоторые этапы искусства Древнего Египта, немножко эллинистическое греческое искусство (начиная примерно с 300 г. до н.э.), древнеримский портрет (1 век до н.э. - 4 век н.э.), затем длинная такая пауза, и с начиная 15-16 века (в некоторых странах 17-18 веков) -- до наших дней.
Фактически, если уж быть совсем дотошно, глобальный "фотореалистичный" портрет, где выражены не только черты лица, но и характер модели, существует из 2500 лет существования европейской цивилизации (+ 2000 лет египетской) менее половины: пять веков во времена римлян и < пяти веков начиная с итальянского Ренессанса.
Если вам попался исторический персонаж, не попадающий в эти "окна" (там еще есть поправка на географический фактор, но не буду углубляться), но при этом предъявлен его "портрет", каждый раз надо достаточно точно и дотошно изучать, что это за картинка и насколько она может быть правдива. Потому что жанр "ретроспективных", "вымышленных" портретов в 16-19 века был очень распространен (картины, статуи, гравюры, в общем -- всё).
Скажем, вот портрет французского короля Иоанна II Доброго 1340-х годов. Дата рановата, значит, надо погуглить, что пишут ученые. Они пишут что все ок: это один из самых ранних (и редких) образцов настоящего портрета в Европе. А вот портрет его сына Карла V Мудрого: это уже полное вранье оказывается, вымышленный портрет 19 века. Ориентироваться в его случаях можно только на его изображения в манускриптах и скульптуре, а какой там реализм, только подобие.