![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3098196/3098196_800.jpg)
Кес ван Донген. "Портрет мадам Жасми". 1916. Собрание Александра Чистякова
В последние десятилетия роль женщин в искусстве пытаются освещать все шире и подробней. Из молчаливых фигур на заднем плане, "об которых" вдохновлялись мужчины-художники, они превращаются в самостоятельных личностей, обретающих свой собственный голос. Проект "Музы Монпарнаса" посвящен художницам, скульпторам (феминитива нет) и в меньшей степени натурщицам, жившим и работавшим в Париже в конце 19 - начале 20 века.
Елизавета Кругликова. Автопортрет 1910. Ростовский худ. музей
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3099494/3099494_800.jpg)
Поскольку Париж был центром притяжения любителей искусства со всего мира, то в нем было огромное количество и русских художниц, тем более, что традиция женского художественного образования у нас была очень давняя, подавнее даже, чем во Франции, и для россиянок не было ничего странного в выборе подобной карьеры. Поэтому в экспозиции огромное количество работ женщин, происходящих из самых разных краев Российской империи и представляющих ее пестрый этнический состав. Все, кто стал "кем-то", хоть раз, да побывали в Париже до революции, иначе в тех поколениях даже и не бывало как-то.
Количество разнообразных стилей, представленных этими художницами, тоже огромно. Открывает экспозицию передовой авангард Экстер, Удальцовой и Поповой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3098414/3098414_800.jpg)
Там же отдельная стена посвящена графике. Забавно, что (как мы подробно обсуждали тут), рисуют они в основном все равно обнаженных женщин, даже если в личной жизни предпочитают мужчин. Потому что это было: одобряемо социально, дешевле и проще нанять натурщицу (когда речь идет о Париже).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3098709/3098709_800.jpg)
Второй зал посвящен работам скульпторш. Тут представлена Камилла Клодель, с ней рядом ученица того же мастера -- Анна Голубкина, наша великая Вера Мухина, которая много чего успела в дореволюционный период, лиричная Надежда Крандиевская, а также известная немногим, и это надо исправлять, Хана Орлова. Очень сильный мастер: бюст в центре, похожий на тощего Ленина -- это ее портрет художника Александра Яковлева, оч. эффектный. Также представлена киевлянка Лидия Лузановская.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3099111/3099111_800.jpg)
Это работа Надежды Крандиевской (жены архитектора Файдыша, золовки А.Н. Толстого).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3099138/3099138_800.jpg)
Следующий зал посвящен живописи, яркой и, так сказать, гламурной. Картина под названием "Кокетки" (1903) кисти Жаклин Мерваль сделали титульной для выставки и напечатали на обложке каталога и афишах.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3099805/3099805_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3100082/3100082_800.jpg)
"Три грации" (1905) ее же кисти (обе картины предоставлены комитетом Жаклин Мерваль).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3100218/3100218_800.jpg)
Ее же "Танцовщица" (начало 1910-х)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3101425/3101425_800.jpg)
Картина в центре -- произведение Ромен Брукс "Женщина с цветами (Весна)" (ок. 1912, Собрание Люсиль Одуи, Париж). Насколько я помню, по одной из версий оно изображает Иду Рубинштейн, её возлюбленную (см. мой большой обзор портретов Рубинштейн не у Серова).
Сама Ромен Брукс была совершенно потрясающим персонажем, с эпатажной личной жизнь и приключениями. Рекомендую почитать про нее отдельно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3100525/3100525_800.jpg)
Картина Тамары Лемпицка "Женщина в черном платье" (1923). Из собрания Александра Чистякова. Из этой частной коллекции на выставке много картин, как отлично, что коллекционер такое собирает, и поделился с нами, спасибо огромное.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3100886/3100886_800.jpg)
"Похищение Европы" Герды Вегенер (1920) -- художницы, которую стоит знать отнюдь не потому, что Эдди Редмейн сыграл ее мужа-жену в фильме «Девушка из Дании».
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3101038/3101038_800.jpg)
Это, как вы понимаете, не все произведения, представленные в зале, а лишь самые репрезентативные, по моему мнению. Так-то я наснимала 900 Мб, но стараюсь посты больше 30-40 фотографий не делать, понимаю, что взгляд устает.
В следующем зале мы движемся дальше от салонного и красивенького к авангардному. Зал целиком посвящен творчеству русской парижанки Марии Васильевой, весьма интересного автора
"Прощание с художником. Пьета" (1920-е, собрание Эдуарда Мордуховича)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3102265/3102265_800.jpg)
"Ребенок с игрушками" (там же)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3102615/3102615_800.jpg)
"Цирк в Париже" (там же)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3102018/3102018_800.jpg)
"Сципион-африканец". (1916, Собрание Франсуазы Ливинек, Париж)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3102937/3102937_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3101521/3101521_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3101945/3101945_800.jpg)
Прямо хочется отдельную её выставку теперь.
Следующий зал -- про одесситку Соню Делоне и её любовь к моде.
Целая стена узоров для текстильных принтов, например, но также представлены рисунки и картины.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3103100/3103100_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3103239/3103239_800.jpg)
Другой просторный сборный зал посвящен и художницам, и знаменитым натурщицам, музам. Слово "муза" в названии выставки, кстати, недавно вызвало критику в феминистической прессе, ибо, мол, оно дискриминационное и противоречит современным тезисам. "Муза", мол, это такая молчаливая и лежит голая на покрывале все время, немая тень. По мне, так это недостаток классического образования, ведь музы, в первую очередь, это здоровенные такие богини с тяжелыми предметами в руках (типа лира), могущество богини безгранично, и если она разгневается и уйдет от автора, то все, у него творческая смерть. В общем, это как считать, что выставка под названием, скажем, "Венеры Ренессанса", будет про проституток.
Много экспонатов рассказывает о легендарной натурщице Кики с Монпарнасса.
Эмиль Годиссар. "Обнаженная (Кики)". 1927, Собрание Игоря Рыкова, Москва
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3104848/3104848_800.jpg)
Слева -- она же у Кислинга, 1925 (Частное собрание)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3105155/3105155_800.jpg)
Кики и сама писала картины -- вот ее портрет, изображающий Эйзенштейна (1929, Музей кино, Москва).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3105341/3105341_800.jpg)
Видите плакат вверху справа? Другой человек скользнет взглядом по словам "эскиз афиши для Bal des Quat'z Arts", а вы-то теперь знаете, какое непотребство и День Нептуна скрывается за этими словами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3103643/3103643_800.jpg)
В центре -- работа самой Жанны Эбютерн (а не Модильяни).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3103744/3103744_800.jpg)
Это ее скульптурный портрет работы Ханы Орловой, с которой мы познакомились выше.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3104290/3104290_800.jpg)
Несколько экспонатов -- попытка разгадать историю загадочной Марии Лани, которая появилась из ниоткуда, представлялась актрисой, собрала урожай своих портретов с лучших парижских художников. А потом сгинула. Предположительно -- авантюристка.
Робер Делоне. "Лежащая женщина на ковре. Портрет Марии Лани". 1928. Собрание семьи Кривошеевых
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3104674/3104674_800.jpg)
Наконец, финальный зал посвящен сюрреалисткам: это отдельная история, уже немного следующее поколения. Есть работы, например, Доры Маар, весьма любопытные фотографии.
Мария Элена Виейра да Сильва. "Подруги (Визит)". 1942
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3105735/3105735_800.jpg)
Толстый каталог выложен онлайн тут.
Очень рекомендую почитать там несколько обзорных статей и просто так, для общего развития, и перед визитом на выставку.
***
До 3 октября, ГМИИ, Галерея искусства стран Европы и Америки
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/montparnasse/index.php?lang=ru