Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Categories:

Красавицы с талантом, которые вели в Париже нездоровый, но очень веселый образ жизни

Всего считаные дни, до 3 октября, осталось работать в Пушкинском музее выставке под названием «Музы Монпарнаса». Этот большой проект любопытен и красотой представленных произведений искусства, и тем, какой пласт, весьма редко выставляемый в наших краях, он показывает.


Кес ван Донген. "Портрет мадам Жасми". 1916. Собрание Александра Чистякова



В последние десятилетия роль женщин в искусстве пытаются освещать все шире и подробней. Из молчаливых фигур на заднем плане, "об которых" вдохновлялись мужчины-художники, они превращаются в самостоятельных личностей, обретающих свой собственный голос. Проект "Музы Монпарнаса" посвящен художницам, скульпторам (феминитива нет) и в меньшей степени натурщицам, жившим и работавшим в Париже в конце 19 - начале 20 века.

Елизавета Кругликова. Автопортрет 1910. Ростовский худ. музей


Поскольку Париж был центром притяжения любителей искусства со всего мира, то в нем было огромное количество и русских художниц, тем более, что традиция женского художественного образования у нас была очень давняя, подавнее даже, чем во Франции, и для россиянок не было ничего странного в выборе подобной карьеры. Поэтому в экспозиции огромное количество работ женщин, происходящих из самых разных краев Российской империи и представляющих ее пестрый этнический состав. Все, кто стал "кем-то", хоть раз, да побывали в Париже до революции, иначе в тех поколениях даже и не бывало как-то.

Количество разнообразных стилей, представленных этими художницами, тоже огромно. Открывает экспозицию передовой авангард Экстер, Удальцовой и Поповой.



Там же отдельная стена посвящена графике. Забавно, что (как мы подробно обсуждали тут), рисуют они в основном все равно обнаженных женщин, даже если в личной жизни предпочитают мужчин. Потому что это было: одобряемо социально, дешевле и проще нанять натурщицу (когда речь идет о Париже).



Второй зал посвящен работам скульпторш. Тут представлена Камилла Клодель, с ней рядом ученица того же мастера -- Анна Голубкина, наша великая Вера Мухина, которая много чего успела в дореволюционный период, лиричная Надежда Крандиевская, а также известная немногим, и это надо исправлять, Хана Орлова. Очень сильный мастер: бюст в центре, похожий на тощего Ленина -- это ее портрет художника Александра Яковлева, оч. эффектный. Также представлена киевлянка Лидия Лузановская.



Это работа Надежды Крандиевской (жены архитектора Файдыша, золовки А.Н. Толстого).



Следующий зал посвящен живописи, яркой и, так сказать, гламурной. Картина под названием "Кокетки"  (1903) кисти Жаклин Мерваль сделали титульной для выставки и напечатали на обложке каталога и афишах.




"Три грации" (1905) ее же кисти (обе картины предоставлены комитетом Жаклин Мерваль).



Ее же "Танцовщица" (начало 1910-х)



Картина в центре -- произведение Ромен Брукс "Женщина с цветами (Весна)" (ок. 1912, Собрание Люсиль Одуи, Париж). Насколько я помню, по одной из версий оно изображает Иду Рубинштейн, её возлюбленную (см. мой большой обзор портретов Рубинштейн не у Серова).

Сама Ромен Брукс была совершенно потрясающим персонажем, с эпатажной личной жизнь и приключениями. Рекомендую почитать про нее отдельно.



Картина Тамары Лемпицка "Женщина в черном платье" (1923). Из собрания Александра Чистякова. Из этой частной коллекции на выставке много картин, как отлично, что коллекционер такое собирает, и поделился с нами, спасибо огромное.



"Похищение Европы" Герды Вегенер (1920) -- художницы, которую стоит знать отнюдь не потому, что Эдди Редмейн сыграл ее мужа-жену в фильме «Девушка из Дании».



Это, как вы понимаете, не все произведения, представленные в зале, а лишь самые репрезентативные, по моему мнению. Так-то я наснимала 900 Мб, но стараюсь  посты больше 30-40 фотографий не делать, понимаю, что взгляд устает.

В следующем зале мы движемся дальше от салонного и красивенького к авангардному. Зал целиком посвящен творчеству русской парижанки Марии Васильевой, весьма интересного автора

"Прощание с художником. Пьета" (1920-е, собрание Эдуарда Мордуховича)


"Ребенок с игрушками" (там же)


"Цирк в Париже" (там же)


"Сципион-африканец". (1916, Собрание Франсуазы Ливинек, Париж)




Прямо хочется отдельную её выставку теперь.

Следующий зал -- про одесситку Соню Делоне и её любовь к моде.
Целая стена узоров для текстильных принтов, например, но также представлены рисунки и картины.




Другой просторный сборный зал посвящен и художницам, и знаменитым натурщицам, музам. Слово "муза" в названии выставки, кстати, недавно вызвало критику в феминистической прессе, ибо, мол, оно дискриминационное и противоречит современным тезисам. "Муза", мол, это такая молчаливая и лежит голая на покрывале все время, немая тень. По мне, так это недостаток классического  образования, ведь музы, в первую очередь, это здоровенные такие богини с тяжелыми предметами в руках (типа лира), могущество богини безгранично, и если она разгневается и уйдет от автора, то все, у него творческая смерть. В общем, это как считать, что выставка под названием, скажем, "Венеры Ренессанса", будет про проституток.

Много экспонатов рассказывает о легендарной натурщице Кики с Монпарнасса.

Эмиль Годиссар. "Обнаженная (Кики)". 1927, Собрание Игоря Рыкова, Москва


Слева -- она же у Кислинга, 1925 (Частное собрание)


Кики и сама писала картины -- вот ее портрет, изображающий Эйзенштейна (1929, Музей кино, Москва).




Видите плакат вверху справа? Другой человек скользнет взглядом по словам "эскиз афиши для Bal des Quat'z Arts", а вы-то теперь знаете, какое непотребство и День Нептуна скрывается за этими словами.



В центре -- работа самой Жанны Эбютерн (а не Модильяни).



Это ее скульптурный портрет работы Ханы Орловой, с которой мы познакомились выше.



Несколько экспонатов -- попытка разгадать историю загадочной Марии Лани, которая появилась из ниоткуда, представлялась актрисой, собрала урожай своих портретов с лучших парижских художников. А потом сгинула. Предположительно -- авантюристка.

Робер Делоне. "Лежащая женщина на ковре. Портрет Марии Лани". 1928. Собрание семьи Кривошеевых


Наконец, финальный зал посвящен сюрреалисткам: это отдельная история, уже немного следующее поколения. Есть работы, например, Доры Маар, весьма любопытные фотографии.

Мария Элена Виейра да Сильва. "Подруги (Визит)". 1942


Толстый каталог выложен онлайн тут.
Очень рекомендую почитать там несколько обзорных статей и просто так, для общего развития, и перед визитом на выставку.

***

До 3 октября, ГМИИ, Галерея искусства стран Европы и Америки
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/montparnasse/index.php?lang=ru

Tags: выставки, женщины-художники, натурщицы
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “выставки” Tag