![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3072488/3072488_800.jpg)
В основу выставки легла оригинальная идея: попытка не то, чтобы реконструировать, а скорее, вспомнить, другую выставку -- знаменитую Выставку русского искусства в Нью-Йорке 1924 года. Тогда, с целью продажи, в США советскими властями были отправлены около тысячи произведений самых известных на тот момент наших художников.
Из этой тысячи кураторам выставки удалось проследить судьбу лишь нескольких сотен произведений -- это было настоящее детективное расследование, которое длилось больше года.
Афиша нью-йоркской выставки, созданная с использованием картины Кустодиева.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3072694/3072694_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3081986/3081986_800.jpg)
Из них на выставку в Музее русского импрессионизма смогли привести около 70 произведений -- в пропорциональном соотношении, действительно -- весьма маленький процент. Увы, не удалось выцепить из госмузеев несколько самых знаменитых работ. Но с другой стороны, так получилось намного интересней, потому что знаменитые и так все знают. А тут мы увидели редкости, в том числе и из частных коллекций.
Константин Юон. "Августовский вечер. Лигачево". 1922. Симферопольский художественный музей
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3073034/3073034_800.jpg)
Например, вот эта голова святой Варвары, написанная с несостоявшейся невесты художника Елены Праховой, насколько помнится, фрагмент уничтоженного самим художником полотна, причем на выставку картина, называвшаяся тогда "Чудо", ездила еще в полноростовом варианте.
Михаил Нестеров. "Голова великомученицы Варвары". Собрание Никиты Мишина (Москва)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3072980/3072980_800.jpg)
Интересно рассматривать картины, представленные на выставке, с точки зрения маркетинга. Ведь повезли реально вагоны картин, на самые разные сюжеты. Но отбор их доверили самим художникам. И удовлетворить вкусам американцам, продать полотна -- практически не удалось. В Нью-Йорке местные богачи, а также русские эмигранты, имевшие деньги, приобрели всего 90 произведений из общего числа. Практически все вернулось обратно в СССР, и позже разошлось по госмузеям и частным собраниям.
Игорь Грабарь. "Лучезарное утро". 1922. ГМЗ "Абрамцево"
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3073533/3073533_800.jpg)
Сергей Виноградов. Портрет жены художника в интерьере. Частное собрание
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3073575/3073575_800.jpg)
Кузьма Петров-Водкин. Желтое лицо. 1921. Чувашский гос. худ. музей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3073797/3073797_800.jpg)
Ну вот действительно, зачем среднему американскому любителю искусства предлагать на продажу вот это произведение? Что он в нем такого может углядеть высокохудожественного? Ведь покупалось все это тогда не для украшения стен музеев, а для жилых интерьеров. А в жилых интерьерах хочется видеть нечто уютное...
Петр Кончаловский. Портрет актера Александра Вишневского. ГМЗ Абрамцево
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3075689/3075689_800.jpg)
А вот на этой стене с Кончаловским и другими бубнововалетовцами -- набор сюжетов хороший, продаваемый.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3076074/3076074_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3081735/3081735_800.jpg)
Мои любимые "Провинциалки" Юона (ныне в музее Хабаровска) -- разве можно понять их настоящую прелесть, если не знаешь, какой культурой они созданы?
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3076149/3076149_800.jpg)
Кстати, это оказалась крохотная акварель.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3076483/3076483_800.jpg)
Даже архиповские бабы, в их сногсшибательных костюмах, не привлекли внимания покупателей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3076747/3076747_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3076899/3076899_800.jpg)
А вот некие "Чайки" Рылова, аналогичные этой картине, были проданы, и понятно почему.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3077962/3077962_800.jpg)
Работа кураторов была "детективной", поскольку подробного каталога с репродукциями, к каким мы сейчас привыкли, тогда не делалось (это было нормальным). Картины просто перечислялись с фамилиями авторов и названиями. Также есть общие кадры выставки (она была не только в Нью-Йорке, но и поездила по другим американским городам), но на них, естественно, видно не все. Кроме того, на обороте ряда картин сохранились этикетки той выставки.
Аполлинарий Васнецов. "Зимний сон". ГТГ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3077197/3077197_800.jpg)
Причем доходило до анекдотического: госмузеи, у которых устроители выставки запрашивали подозреваемую картину, отвечали, что "вряд ли она там была", но после прибытия холста в Москву кураторы выставки вдруг находили на обороте искомую этикетку.
Вячеслав Бычков. Параход "Встречный". 1920. Чувашский музей
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3077492/3077492_800.jpg)
Если говорить о работах вот прямо первого ряда, то этот "Офицерский парикмахер" приехал из Альбертины.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3077861/3077861_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3081609/3081609_800.jpg)
Еще очень хороша парочка работ Бориса Григорьева.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3078372/3078372_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3078629/3078629_800.jpg)
Поразительны своей яркостью еще пара работ Александра Яковлева.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3078766/3078766_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3079083/3079083_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3079260/3079260_800.jpg)
На выставке представлены книги, в том числе скандальная "Книга маркизы" Сомова. Очень долго искали авторы выставки разворот поприличней!
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3079488/3079488_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3079839/3079839_800.jpg)
А вот этюд дочерей Шаляпина работы Кустодиева. Эти же фигурки можно увидеть на знаменитом портрете Шаляпина в шубе (его на выставке нет), только обычно никто не обращает на них внимания.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3080016/3080016_800.jpg)
Сомов. "Старый балет". Частное собрание, Европа
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3080278/3080278_800.jpg)
Эта акварель Сомова тоже могла стать афишей выставки, но не сложилось (Собрание С.Б. Степанова)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3080563/3080563_800.jpg)
Очень понравился этот мрачноватый пейзаж.
Семен Павлов. "Зима", 1923, ГРМ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3080948/3080948_800.jpg)
Николай Дормидонтов. "Окраины Петрограда. Дом за Нарвской заставой". 1922-3. Частное собрание, Москва
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3081189/3081189_800.jpg)
Исаак Бродский. Старые лодки. 1907. НИИ РАХ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3082363/3082363_800.jpg)
Любопытные портреты - образец жанра 1920-х годов, когда вычурность сочетается с авангардом.
Владимир Гринберг. Портрет Сергея Шилтова (Юноша с монетой). 1917. Ростовский областной музей из. иск-в.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3081289/3081289_800.jpg)
Савелий Сорин. "Художник с Монпарнаса". 1923. ГРМ. Изображен художник Георгий Артемов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3082665/3082665_800.jpg)
Илья Машков. Портрет Николая Скаткина. 1921-3. ГТГ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3082812/3082812_800.jpg)
***
Все, о чем я тут написала -- это основная часть выставки, в цокольном этаже. А еще есть продолжение, на третьем этаже, куда надо ехать на лифте.
Александр Средин. "Бал в старые годы". 1923. Нижегород. худ. муз.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3074290/3074290_800.jpg)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Морской вид. 1900-е. Нижегород. худ. муз.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3074406/3074406_800.jpg)
Дм. Стеллецкий. Аллегории Ночи и Дня. 1910. Тульское музейное объединение
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3074682/3074682_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3074914/3074914_800.jpg)
Станислав Жуковский
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3075131/3075131_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3075558/3075558_800.jpg)
В общем, как обычно, Музей русского импрессионизма собрал очень неординарную экспозицию.
До 16 января 2022 года
http://www.rusimp.su/ru/exhibitions?id=32
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →