Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Итальянское Средневековье: весёлое и позолоченное

Последние недели (до 10 октября) в Пушкинском музее работает выставка «Сиена на заре Ренессанса. Произведения из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С. Пушкина».



На ней представлены настоящие сокровища религиозной, а также жанровой живописи Сиены: как по драгоценной яркости красок, так и по редким сюжетам и трогательным нюансам давно ушедшей жизни.




Сама я на вернисаж не попала, поэтому отдельно съемки экспонатов у меня нет (буду давать репродукции из пресс-пакета и чужие кадры). А вот общие виды выставки я на днях успела поснимать, забежав на экспозицию. Ну вот хотя бы разнообразие, потому что с вернисажей и пресс-показов у меня обычно кадры с журналистами, которые остервенело фотографируют (работают), а тут обычные, нормальные посетители, которые просто смотрят, наслаждаются, слушают аудиогид.



Бартоло Ди Фреди. Святой Лаврентий крестит в темнице узника Луциллия и возвращает ему зрение. Сиена, 1330/1335 – 1410. Сиенская пинакотека


Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи. XV век. Дерево, темпера, золото. ГМИИ им. А.С. Пушкина


На выставке соединены произведения итальянского средневекового искусства из Сиены, приехавшие из итальянских музеев -- города Сиена, соответственно, и теми предметами, которые находятся в самом Пушкинском музее. Приезжие вещи по большей части выставлены в Белом зале и вдоль парадной лестницы, а "пушкинские" вещи -- в выставочном зале напротив Белого.



В сущности, экспозиция не очень большая по сравнению с обычными выставками в ГМИИ, предметов выставлено не так уж и много (их вообще от этой эпохи осталось немного). Они рассредоточены. Но времени все равно от рассматривающего отнимуют много, так филигранно и мелко они выписаны.



Тут обратите внимание на Пояс Богоматери. падающий с небес в руки апостолу при ее вознесении (Фоме неверующему, которому и тут понадобились доказательства).

Сано ди Пьетро. Вознесение Богоматери. 1430-1440. Сиенская Пинакотека


Здесь на репродукции это не очень видно, но фон потрясающе пылающе-оранжевого оттенка.

Уголино ди Нерио. Распятие. Сиенская Пинакотека


Никогда я не обращала внимания, кстати, какие в ГМИИ "античные" полы, и как они замечательно подходят к религиозной итальянской живописи, ведь в тех храмах, где это находилось изначально, тоже были такие полы, унаследованные от римлян.

IMG_6092.JPG
IMG_6099.JPG
IMG_6109.JPG

Боковые проходы вдоль лестницы заняты крайне интересными объектами, т.н. «таволетты Биккерны». Этот вид средневекового светского искусства, который существовал исключительно в Сиене. Если кратко, в какой-то момент в казначействе клеркам стало скучно, и они стали приглашать лучших художников расписывать обложки своих гроссбухами всякими разными сюжетами (обложки были деревянные).




Сейчас эти таволетты -- доски-обложки, давно сняты и функционируют как самостоятельные экспонаты.

Вот эти произведения.
Снимки таволетт не мои, взяла с сайта http://www.visit-city.com/exhibitions/siena/

Сано ди Пьетро, школа. Камерленго умывает руки, Дева Мария защищает Сиену. 1451


Вот описание обычая таволетт, как оно описано на стенде на выставке:

Таволетты Биккерны, известные также как «биккерны» по названию сиенского казначейства, для которого они изготавливались, или как «таволетты», то есть «дощечки», поскольку они написаны на деревянной основе. Изначально они выполняли утилитарную функцию: это были декорированные деревянные обложки книг учета, использовавшихся различными государственными органами.

«Биккерны» расписывали со Средних веков до конца XVII века, привлекая к этому лучших художников Сиены, начиная с Дуччо ди Буонинсеньи и Симоне Мартини, Ныне они составляют уникальную коллекцию, хранящуюся в Государе таенном архиве в Сиене и насчитывающую около сотни предметов.

В 1257 году камерленго (казначей) Биккерны, монах-цистерцианец, впервые поручил художнику по имени Бартоломео написать картину на деревянной доске, служившей обложкой собрания документов. В следующем году появилась первая из дошедших до нас таволетт, на которой возглавлявший в то время Биккерну дон Уго из аббатства Сан Гальгано показан за работой.

Диетисальви ди Спеме. Ильдибрандино Пальярези, камарленго. 1264


Декоративное оформление таволетт простыми рисунками, помогавшими быстро находись нужную книгу, постепенно превратилось в особый жанр светской живописи, иконография которой включала изображения возглавлявших казначейства лиц и их рабочих мест. На самых старых таволеттах камерленго обычно изображен стоящим за рабочим столом – он пересчитывает монеты или делает пометки в книге учета. Постепенно в изображение стали включать фигуру писца и различные детали: книги, гусиное перо, чернильницу, ножик, предметы обстановки.

Изображенная на таволетте сценка сопровождалась пояснениями: указывали предназначение книги, имена чиновников, сроки их нахождения в должности. Надпись выполнялась готическим шрифтом, изначально на латыни с вкраплениями вольгаре (народного языка), с 1291 года – целиком на вольгаре, хотя с ростом интереса к античности в ХVI-XVII веках наблюдается возврат к латыни. Служащие казначейства представлены гербами своих семейств, их имена названы и в подписи.

Бартоломео Булгарини. Камерленго и писец за работой. 1353


Когда в начале XIV века ввели единую систему бухгалтерского учета, на таволеттах появляются не только изображения камерленго, но и гербы семейств его подчиненных. Подобная схема включает три элемента: изображение, гербы служащих и текст, в котором указаны их имена и срок службы. Со временем эта схема не менялась.

Служащие биккерны принадлежали к правящему сословию, заказывая таволетты, они стремились показать, что горды быть гражданами Сиенской республики-государства, которое, начиная с середины XIII века, обрело политическую, военную и финансовую силу. В Биккерне хранилась конституция коммуны – важнейшее собрание сиенских законов (1309-1310). По решению правительства Сиены они были переведены на вольгаре и переписаны крупным каллиграфическим почерком, чтобы граждане могли их прочитать. Для Европы подобный шаг был уникальным.

Постепенно практика расписывать обложки книг учета получила распространение и а других учреждениях. Таволетты стали заказывать для Габеллы, второй по значению финансовой службы, отделившейся в ХIII веке от Биккерны. Их примеру последовали и другие органы. Таким образом, была закреплена уникальная, исключительно сиенская традиция, сохранявшаяся на протяжении веков.

Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. 1344


В середине XIII века Сиена вошла в число полутора десятков важнейший городов Европы, а благодаря масштабной торговле и деятельности банкиров она стала центром развития экономики. На выставке показаны таволетты Биккерны – расписные таблички, служившие обложками книг учета в различных государственных учреждениях. Биккерна – старейший финансовый орган Сиенской коммуны, отвечавший за сбор прямых и косвенных налогов. В XIII-XIV веках он занимал центральное место в управлении финансами, положив конец прежней фискальной системе, защищавшей интересы империи и епископата.

Биккерна удовлетворяла потребности Сиенской коммуны, во главе которой в 1235-1240 годах стояло народное правительство – Совет Двадцати четырех. Служащими Биккерны были представители семейств купцов и банкиров, присутствовавших на всех важнейших европейских рынках, торговавших на ярмарках е Шампани, дававших деньги в долг городам и правителям и удостоившихся чести стать «папскими кассирами». Они руководили огромными денежными потоками, использовали новейшие методы ведения бухгалтерии и эффективную курьерскую службу.

Гвидо Чинатти. Монах Дон Раньери, камерленго. 1321


Биккерна принимала участие в подготовке важнейших документов, определявших жизнь города, и играла огромную политическую роль. Ведение бухгалтерских книг нового типа (начало использования современных банковских методов) позволило регистрировать сложные финансовые операции Сиенской республики, которая финансировала строительство зданий и инфраструктуры (мосты, каналы, мелиорация), собирала подати, штрафы, арендную плату, налоги на услуги и собственность.

Биккерна была коллегиальным органом, ее сотрудники занимали свои должности в течение полугода, руководил работой камерленго – казначей, который вел учет поступлений в казну. Камерленго назначала Консистория, верховный коллегиальный орган власти в Сиене; его выбирали из членов монашеских орденов-гумилиатов, сервитов, а чаще цистерцианцев из ближайшего и весьма могущественного аббатства Сан Гальгано, Он не был связан с влиятельными сиенскими семействами, обладал управленческими навыками, а в случае недостачи мог возместить нужную сумму из средств монастыря.

Гвидоччо Коццарели. Введение во храм Девы Марии. 1484


Подчиненные казначею служащие Биккерны (сначала двое, затем четверо) назначались Генеральным советом республики, это были миряне из могущественных сиенских семейств, в обязанности которых входил прием денежных средств и передача их начальнику вместе с соответствующими книгами учета. Рядом с ними трудились те, кто также обеспечивал работу административного аппарата; нотариусы, судьи, писцы, хранители архива, посыльные и охрана.

Служащие Биккерны отмечали в трех разных книгах экономические операции, а в конце полугодия обобщали результаты и записывали их в двух других книгах, которые передавали Совету для проверки. Затем пергаменты, а позднее бумажные книги помещали в «обложку» из двух досок, соединенных кожаными ремешками с застежкой. На верхней доске указывалось содержание тома и делались рисунки, которые выполняли не только декоративную функцию, но и позволяли опознать том. КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Сано ди Пьетро. Бракосочетание знатных господ. 1473


Пьетро ди Франческо Ориоли. Приношение ключей от города Деве Марии. 1483


Наконец, в маленьком зале напротив Белого выставлена итальянская средневековая живопись из собрания Пушкинского музея. И это такие хорошие, крупные и яркие вещи, что прямо за нас не стыдно перед благородными сеньорами. Они происходят из собрания дипломата императорских времен М.С. Щекина, а также многие были переданы после революции из Эрмитажа.



В общем-то, это хорошо известные завсегдатаям ГМИИ экспонаты, которые обычно висят в итальянских залах на первом этаже, тихо и привычно. От перемещения на временную выставку они как-то вдруг особенно заблистали.



Остались считанные дни.



***

До 10 октября 2021
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/siena/index.php?lang=ru

Tags: выставки, ренессанс
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

Posts from This Journal “выставки” Tag