
Периоды эти, если брать временную шкалу существования человеческой цивилизации, достаточно узки: некоторые этапы искусства Древнего Египта, немножко эллинистическое греческое искусство (начиная примерно с 300 г. до н.э.), древнеримский портрет (1 век до н.э. - 4 век н.э.), затем длинная такая пауза, и с начиная 15-16 века (в некоторых странах 17-18 веков) -- до наших дней.
Фактически, если уж быть совсем дотошно, глобальный "фотореалистичный" портрет, где выражены не только черты лица, но и характер модели, существует из 2500 лет существования европейской цивилизации (+ 2000 лет египетской) менее половины: пять веков во времена римлян и < пяти веков начиная с итальянского Ренессанса.
Если вам попался исторический персонаж, не попадающий в эти "окна" (там еще есть поправка на географический фактор, но не буду углубляться), но при этом предъявлен его "портрет", каждый раз надо достаточно точно и дотошно изучать, что это за картинка и насколько она может быть правдива. Потому что жанр "ретроспективных", "вымышленных" портретов в 16-19 века был очень распространен (картины, статуи, гравюры, в общем -- всё).
Скажем, вот портрет французского короля Иоанна II Доброго 1340-х годов. Дата рановата, значит, надо погуглить, что пишут ученые. Они пишут что все ок: это один из самых ранних (и редких) образцов настоящего портрета в Европе. А вот портрет его сына Карла V Мудрого: это уже полное вранье оказывается, вымышленный портрет 19 века. Ориентироваться в его случаях можно только на его изображения в манускриптах и скульптуре, а какой там реализм, только подобие.
Однако при этом -- пересказываю я аргументы людей, которые со мной по этому поводу спорят -- на монетах-то! на монетах-то монархи эти средневековые -- настоящие, как они были! По этим-то монетам, мол, и можно проверять портретное сходство и спорить о красоте героев.

Верхний ряд: монета Карла V Французского (1338-1380), отчеканенная во время его правления. Нижний ряд: медаль с вымышленным портретом того же короля, сделанная в 19 веке.
На самом деле -- нет. И, чтобы объяснить, как же оно было на самом деле тем из вас, кто любознателен и желает знать правду, я начала этот цикл, рассказывающий про монеты и медали, как об источнике иконографической информации о подлинной внешности исторических личностей.
В прошлый раз я остановилась на том, что после падения Западной Римской империи это искусство еще сохранялось в Византии, однако постепенно там окончательно сдохло.
Искусствоведческое расследование про мутации профиля -- главного сюжета любой хорошей монеты. Список предыдущих выпусков под катом.
[ Список выпусков]
- Портретные профили на монетах и медалях: от Крёза до Дария (про то, как монеты изобрели, и на них появились изображения людей).
- Портретные профили на монетах: когда персы круче греков (кто первый начал чеканить именно портреты)
- Портретные профили на монетах: кто первый? (про переходную стадию от бога к похожему портрету в эпоху эллинизма)
- Римская спесь и ее заразительность (как римляне придумали эталон иконографии монеты)
- Медали. Кто их вообще придумал? (небольшое лирическое отступление про смежный жанр)
- Как профили исчезли с монет (почему в Византии все испортилось) (про изменение идеологии относительно сходства в раннехристианскую эру)
- Я медленно-медленно поворачиваю к тебе свой потрясающий профиль... (про то, как византийцы поселили на монетах анфас)
- Шлем Константина Великого с могущественными артефактами внутри (продолжение предыдущего)
В Западной же Римской империи и позже на ее остатках творилась с точки зрения портретного искусства полная тоска. Во-первых, было утрачено ремесло; во-вторых, во время военных и экономических катастроф -- не до жиру (а искусство -- это роскошь). В-третьих, о чем я подробно рассказывала в одном из предыдущих выпусков, сама категория сходства перестала иметь ценность, одной из причин чему было распространение христианства.
Для обозначения монарха совершенно не нужно было воспроизводить физиономию этого монарха в мельчайших подробностях. Достаточно было изобразить его образ, "пометить его знаком". Это, своего рода, показатель весьма абстрактного мышления средневековых людей, которые отлично ориентировались в символах и знаках. Да собственно, куда деваться людям, для которых две перекрещенных скобочки в виде рыбки обозначали Бога?
Для примера произвольно возьмем какого-нибудь крутого раннего монарха.
Оттон I Великий (912-973) -- первый император Священной Римской империи, король Германии и Италии. Монет от него сохранилось маловато, но и по уцелевшим видно, что даже cхематичная фигура правителя была не обязательна.
Кёльнская монета Оттона I (BM)

А это его печати, для скрепления указов. На них, как мы видим, воспроизводится та иконография монарха, о которой мы подробно говорили в части про византийские монеты. Когда правитель похож на Иисуса Пантократора -- изображен фас и с атрибутами власти.


Итальянская википедия (возможно, цитируя книгу Medaglie italiane del Rinascimento, Museo Nazionale del Bargello, Firenze 1983, но проверить это я не могу) пишет, что обычай изображения людей на монетах-медалях был фактически запрещен в IX веке, в Каролингской империи. Нормальной сноски на это я не нашла, впрочем, рассматривая изделия этого века, думаешь: было б чего там запрещать, честное слово. Разве что с целью, чтоб народ не ржал при виде "портретов" короля...
Перенесемся на целых полтысячелетия вперед и возьмем последнего императора Священной Римской империи из не-Габсбургов -- Сигизмунда (1368-1437).
Вот прорисовка того, как выглядит его печать. Ниже -- его монета. Правда, не такая уж и большая разница с Оттоном I?

Справа -- не монарх в платье, а Мадонна с младенцем

При этом, не смотря на то, что иконография монет застыла в стадии этих "палка-палка-огуречик", сам жанр реалистичного портрета в Средневековье-то потихоньку проклюнулся и начал развиваться! Примерно с 12-13 века. Происходит это в скульптуре (в рельефах не особо), в иллюминированных рукописях, которые становятся все более и более изысканными. Рукописи ведь не возникают сами по себе цветными, это -- рисунки, раскрашенные красками. Т.е. возникает как бы карандашный рисунок, графика.
В религиозные картины с Мадоннами и Христами все чаще добавляют коленопреклоненных донаторов -- реальных людей с настоящими лицами, которым приятно, что их лица ими же самим и узнаваемы. (Подробно в вики: портрет Средневековья, Портрет Проторенессанса).
Симоне Мартини. «Коронование Роберта Анжуйского святым Людовиком Тулузским». 1317


Ко времени императора Сигизмунда, который, напомню, управлял и Италией, самостоятельный живописный портрет окончательно возник и бывал уже очень хорошим.
"Портрет императора Сигизмунда". 1433. Ранее атрибутировался Пизанелло

Это мы все продолжаем говорить о возникновении профильных монет, а император в ушанке тут имеет отношение к теме, потому что сохранившиеся рисунки свидетельствуют, что его анонимный автор, быть может, сначала хотел написать портрет именно в профиль.
Рисунки из "Кодекса Вальярди" Пизанелло (Лувр)


И вот как раз тогда европейцы снова изобретают монеты/медали с профильными реалистичными портретами.
Есть даже точная дата и имя изобретателя. Официально это придумал как раз Пизанелло, примерно в 1438 году. По крайней мере, самая первая европейская медаль Нового времени была создана именно тогда.
Но прежде чем я перейду к этому конкретному произведению, немного о предшествующей ситуации. Искусствовед Giuseppe Ghini пишет, что рождение монетного изображения в Западной Европе связывается с монетой, вычеканенной Пандольфо III Малатеста для города Брешиа около 1420 года. Пишут, что на него работал некий мастер по имени Ambrogio di Como, быть может, он входил в число авторов монеты.
Вот изображение этой монеты (источник)

Авторы статьи, откуда почерпнута иллюстрация -- медики-антропологи, анализирующие хорошо сохранившуюся мумию Пандольфо III. Они очень трогательно делают выводы на основе сравнения остатков головы с изображениями на монете. Мол, у черепа выдающийся подбородок, ровно как и изображено на монете, а также следы бороды и усов.
Ну, наличие волосяного покрова -- тут по теории вероятности, как с динозавром на улице, либо есть, либо нет. А насчет того, что изображение большого подбородка на монете соответствует реальному большому подбородку мумии -- это, как надеюсь, уже понимают мои постоянные читатели, понявшие про концепцию символического образа, подражание историческим традициям и постепенности стадий сложения реалистического портрета, это -- просто совпадение! То, как выполнено лицо на этой монете наметанному взгляду сразу говорит одно: эллинизм! Эта линия лба (каких в природе не бывает), нереальная переносица, классические ноздри, идеальная борода, кудри, веночек в волосах.
Для сравнения, Аркадия, ок. 175-168 до н.э. Голова Зевса

Римские императоры, 2 век н.э.: они выглядят более реалистически
(более некрасиво, с индивидуализированными чертами, чем Зевс и Пандольфо)

То есть ситуация развивалсь следующим образом. Безусловно, если пытаться вообразить его внешность, то нельзя не согласиться в том, что Пандольфо был мужчиной, имел бороду и очень хорошо кушал (останки костей подтвердили его крепкое телосложение). То есть, он был такой мощный боров. И кто-то при его дворе, хоть тот же чеканщик Амброджо из Комо, имел доступ к хорошей нумизматической коллекции, где имелись античные монеты. Нумизматические коллекции тогда уже тоже существовали, активно пополнялись и, учитывая, что на дворе 15 век, Ренессанс, интерес именно к античным монетам совершенно нормален.
И, в общем, этот условный некто заметил сходство какой-то монеты со своим герцогом. И выдвинул чрезвычайно передовую идею -- запечатлеть своего лорда в чеканной монете. Пандольфо наверно был польщен (особенно учитывая его сложную, кондотьерско-разбойничью биографию), и согласился. Взяли образцом какого-нибудь древнего Зевса или Геракла, подрихтовали напильником, и отправили в монетный двор.
Так получился иконографический прорыв.
Отметим, что согласие Пандольфо на этот прорыв, наглый, в сущности, поступок вопреки вековым традициям -- вполне в русле развития ренессансной идеологии государя, который: а) сравнивает себя с владыками древности и, в общем-то, находит, что он ничуть не хуже, поэтому тоже достоин такой же чести запечатления; б) живет в эпоху Ренессанса, где все вообще весьма зацыклены на том, какие они уникальные и полноценно развитые личности, достойные запечатления в любых ракурсах (а не то, что было в Средневековье, когда всем предписывалось быть скромнее и желательно вообще бестелесными).
Вот еще несколько изображений монет Пандольфо (иных его портретов нету). Это варианты того же лика



В центре монета того же типа, по бокам два оттиска печати, здесь уже какой-то тощий римлянин. (sigillo dei Civici Musei di Brescia, moneta Mezzo Grosso e sigillo ritrovato da Gabriele Medolago e Piero Galli nel 2018, restaurato da Romeo Seccamani, источник)

В общем, несмотря на то, что портретного сходства в монете Пандольфо III Малатеста 1420-х годов искать не стоит, это безусловно, важный этап, посколько тут, наконец, монарх (пусть и малюсенький) осмелился сравнить себя с античным персонажем не только в сонетах и панегриках, но и в визуальном, и воскресил старый архетип подчеркивания своей власти с помощью помещения своего imago на другой символ власти - монету (право чеканить собственную монету -- это ведь тоже крутая привилегия).
Как и многие другие вещи в Ренессанс, эта концепция была сделана путем копипасты с античной.
Обратите внимание: Пандольфо сидел в достаточно мелком городе Брешия. Давайте для сравнения взглянем, как чеканили монету в тех же 1420-х годах в целых королевствах -- Французском и Неаполитанском.
Монеты Карла VII Французского


Монеты Альфонсо V Великодушного (короля Арагона и Неаполя), 1442-1458.

А вот для сравнения -- монета его сына Фердинанда I Неаполитанского, 1458 год

В этой монете, в отличие от Пандольфо / Зевса, столь явной стилизации и идеализации не чувствуется. И, когда я вам сейчас покажу бюст того же короля, вы, хотя это будет фото не в профиль, а в фас, не станете спорить, что да, в принципе похож, привязать их к одному натурщику можно.
Итак, идеологический и иконографический прорыв монеток Пандольфо был не замечен прочими столь долго, поскольку время еще не пришло и техника еще не была отработана. Для перехода на эту стадию как раз и потребуется Пизанелло.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →