Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Выставка Юрия Пименова открылась в Третьяковской галерее

Художника, написавшего знаменитую картину "Новая Москва", а также другие знаковые советские работы,  до 9 января можно будет увидеть в залах Третьяковской галереи на Крымском валу.






Живописец Юрий Пименов (1903-1977) прожил долго, и успел в своем творчестве пройти несколько самых разнообразных периодов. В молодости, в первые послереволюционные годы, он находился под влиянием немецкого экспрессионизма, и что сделало его весьма запоминающимся автором. Мне, например, этот его период наиболее любопытен.

«Даешь тяжелую индустрию!», 1927


Интересно, у знаменитого полотна «Даешь тяжелую индустрию!», созданных в период художественного объединения ОСТ, есть и зеркальный графический вариант.



Выставлено очень много графики Пименова, которая интересна и по композиции, и по сюжетам.



Выставка очень крупная, это первая выставка Пименова в Третьяковке. И на нее собрали много произведений, которые мало кто видел.

"Две девушки с мячом" (1929)


Картины и зарисовки из довоенных поездок зарубеж -- весьма примечательный синтез передовых западных же художественных течений с советскими находками (и идеологией).

"Италия". Из серии "Запад" (1929-1932)



Достаточно большое количество картин Пименова этого периода утрачены, возможно, уничтожены им самим. Они известны по черно-белым репродукциям в журналах того времени. Кураторы придумали классную подачу -- эти репродукции напечатаны в большом размере, причем гравировкой на листах металла. Выглядят очень круто.



Про Первую мировую войну в нашем искусстве мало картин, особенно ретроспективных. Вот эта, изображающая пострадавших от газовых атак, в свое время очень поразила мое воображение. А она и гигантская вдобавок.

"Инвалиды войны" (1926)


А вот эту, тоже крупную, совсем не знаю. Интересная, но не такая эффектная.

"Солдаты переходят на сторону революции" (1933)


Поскольку Пименов остается в СССР, в положенное время, к концу 1930-х, авангардным поискам приходит конец. Он приходит к стилю, который принято называть импрессионистским. Он был достаточно реалистичен, чтобы отвечать идеалам соцреализма и принести автору успех.

Триптих "Работницы Уралмаша" (1934-35)


Среди графики забавно встретить обнаженную натуру. Удивительное дело, но Пименов, пожалуй, один из немногих советских художников, который предпочитал не мощных фемин, а вполне себе актуальный для 21 века идеал телосложения. По моему, у этой девушки даже прическа панковская, выбриты бока. Алиса, ты?



Если в ты долго жил в СССР, хотел кушать и общаться с людьми, то в принципе через некоторое время не мог не стать приспособленцем. Картина "Физкультурный парад"  имеет размер 9 метров на 16, она была написана для павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке. В ГТГ ее из Русского музея не потащили, как из-за размера, так и из-за сохранности, но отдельный зал показывает ее с помощью видео.



После экспрессионистских работ в моем рейтинге периодов Пименова те его импрессионистские работы, которые относятся к середине века и посвящены личным, непубличным темам. Камерные, интимные вещи.

"Женщина в гамаке" (1934)


"Портрет врача Лидии Ереминой" (1936)


"Портрет Вари Шитаковой" (1934)


Портрет жены (был на выставке портретов жён в Музее русского импрессионизма, классный)


Эту вы знаете.



Отдельный зальчик -- посвящен ВОВ. Колористическая гамма сразу перестает быть жизнерадостной. Справа -- повторение "Новой Москвы", только с военной машиной и разбитыми дорогами. Есть еще и третья, послевоенная. Вот тут мы разбирали, что там за автомобили позируют, и вообще что происходит.




"Новый год" (1949)


Две боковые створки триптиха "Строительницы" (1947). Из Беларуси привезли картину на выставку.



В послевоенные годы Пименов находит уже новое приложение своих способностей. Он рассказывает о советской повседневности, используя ту же легкую, импрессионистическую манеру, которую он избрал уже давно. "Правильные" темы приносят популярность и одобрение.

Вот, пожалуй, вторая по популярности его работа -- "Свадьба на завтрашней улице" (1962).



"Лирическое новостелье" (1965)


В общем, таких "светлых, добрых" картинок у него там много, так что возникает впечатление какого-то советского Нормана Роквелла, которого, в первую очередь, интересует иллюстративное содержание -- что для иллюстратора (как Роквелл) нормально, а вот для станковиста уже как-то не очень. Если честно, меня они даже как-то утомили, при всей моей симпатии к Пименову. Но отдельно каждую разглядывать очень интересно, везде есть история, сюжет, народ любит сюжеты.



Эта выбивается своей колористической гаммой и нетипичным недобрым настроением.



Несколько натюрмортов тоже рассказывают свои истории.



Это вот тоже большая картина, а не иллюстрация-карикатура.

"Служащий Лувра" (1958). Из серии "Рассказы о простой Европе"


Наконец, завершающий раздел выставки показывает Пименова в качестве театрального художника. Тут тоже новая манера.

Галина Уланова в роли Жизели (1960)


"Татьяна Самойлова" (1966)


Зинаида Райх в "Даме с камелиями" (1934)


Выставка очень большая и требует очень много времени на разглядывание. Я тут выложила отнюдь не все, и даже не треть представленных экспонатов. В общем, если соберетесь, то не торопитесь.

Эскиз занавеса для постановки "Бесприданницы" (1950-60-е)


До 9 января 2022 года
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/yuriy-pimenov/

Tags: выставки, советское
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “выставки” Tag