On this day in journal — November 7th

1 dress

«Автопортрет» Дюрера — шесть лет в бегах

Неизвестно, попытка ли это автопортрета в образе Христа, и спорно — первое ли изображение в фас в Западной Европе. Но вот то, что эта картина — предмет одного из самых ловких преступлений в истории искусства — совершенно достоверно. Вскрылось оно лишь благодаря случайности.




С 17-го века знаменитый автопортрет висел в нюренбергской ратуше, на родине художника. В 1799 г. представители города решили его отреставрировать — почистить, подновить лак, дело хозяйское. Картина отправилась в мастерскую местного живописца и гравера Авраама Вольфганга Кюфнера. Сорокалетний мастер отличался завидной смекалкой, и имел опыт, о котором, очевидно, законопослушным бюргерам известно не было. Он решил её украсть и заменить собственной копией.

Картину было подделать трудно: хотя бы потому, что она была написана на доске, оборот которой украшали многочисленные надписи, казенные печати и инвентарные номера. Но герр Кюфнер храбро взял в рукиCollapse )
  • Current Mood
    по заявкам трудящихся
  • Tags
1 dress

Жены Джеймса Бонда

Вот вы все говорите - бабник и ловелас.
А между прочим в прежние, более приличные десятилетия, бывал женат, бывал.

Кисси Сузуки ("Живешь только дважды", 1964, к/ф 1967)

Шон Коннери женился на ней ради прикрытия, и после выполнения миссии уплывает в туманные дали. А красотко (тоже кстати шпионка) родила ему японского полукровку Джонни Сузуки.

Трейси Бонд ("На секретной службе Ее Величества, 1963, к/ф 1969)

Дочь главы мафии Marc-Ange Draco, вдова итальянского графа Джулио ди Винченцо.
Застрелена в день свадьбы Бонда из проезжавшей мимо машины. Страдать и мстить он будет еще долго.

мордочки у обеих, что удивительно, похожи.
1 dress

Попутчики

В автобусе передо мной сидела женщина в черном берете.
Издалека казалось, что берет пострадал от голубиного гуано, но нет - это были пришиты крупные стразы.

Рядом со мной присела бабулька. На ней были резиновые сапоги и модное пальто тартана Burberry. Волосы были тщательно уложены, а в ушах крупные аметисты.
Она полоснула по мне взглядом. Выпрямилась, а потом начала раскачиваться на месте и что-то приговаривать под нос - я не вслушивалась. "Осень в разгаре", - флегматично подумала я и воткнула в уши наушники, но музыку еще включить не успела. Бабулька опять скосила на меня глаза, подумала, что теперь я ее не слышу, бенефис бессмысленнен - и сразу прекратила разговаривать. Дальше мы обе ехали в тишине, но вынимать немые наушники я все-таки не решилась.

Я вообще кстати давно убедилась, что эти психически неуравновешенные люди на самом деле не так уж и не контролируют себя. Некоторые прекрасно умеют себя "спускать с поводка" когда надо, и наоборот, "выключать микрофон".
Хорошо запомнила - еще как-то подростком я сидела в больнице у телефонной будки. Какая-то баба говорила по телефону, и слушая ее, я решила что это полный неадекват. Она истерила, брызгала слюной в трубку, говорила полный бред, несвязный бред. Потом она закончила разговор. Постояла немного, подумала, набрала новый номер и начала болтать с подружкой совершенно нормальным, человеческим тоном, как вы или я.
Это был как раз один из тот моментов, когда подросток начинает догадываться, что взрослые на самом деле долбанутые люди и лжецы.

На илл. фрагмент картины Аньоло Бронзино "Триумф Венеры"
1 dress

Екатерина Великая как жена художника Левицкого

Вот есть такой портрет кисти великого русского портретиста Дмитрия Левицкого. Очень долгое время считалось, что это -- изображение императрицы Екатерины Великой.
Не очень типичное -- расхристанная она тут, потолстевшая. Но, тем не менее,  считалось так.



В 19 веке картина принадлежала отставному петербургскому чиновнику — титулярному советнику П. Ф. Темпинскому — и считался изображением Екатерины II. При покупке портрета для Эрмитажа эксперты, в числе которых были видные художники И. Н. Крамской и Л. П. Боголюбов, подтвердили, что изображена государыня императрица.

Но что же на самом деле?

Collapse )
1 dress

Так какой формы была та ванная со столиком для ноутбука, в которой убили Марата?

Во вчерашнем обсуждении фотореконструкций и пародий "Смерти Марата" возник вопрос, какой же все-таки формы была та ванная, в которой он погиб. Поскольку реконструкторы изворачиваются, как могут.

Ответить на этот вопрос можно совершенно точно, поскольку данный элемент сантехники сохранился до наших дней (ну, по крайней мере, многие считают, что это сохранился).

И связана с этим весьма любопытная история.

Marat's assassination by Charlotte Corday at the Musée Grévin. The bathtub on the stage is the authentic, free-standing bathtub that belonged to Mara…

Дело в том, что знаменитая мадам Тюссо, о музеях имени которой мы все наслышаны, приходилась товарищу Марату современницей. И, собственно, свое ремесло изготовления "восковых персон" с идеальным портретным сходством мадам отточила именно благодаря тому, что жила во время Революции, когда мертвых тел, для тренировки снятия с них масок, гильотина поставляла в огромном количестве.

Ко времени убийства Марата мадам Тюссо была уже достаточно знаменита. И, как она сама утверждала в собственных мемуарах, мадам была одной из первых, кого вызвали к его мертвому телу, чтобы она, значицца, увековечила великого героя.
Collapse )
7 jump

Героиня книги Джейн Остен «Мэнсфилд-парк» — аутистка?

Фанни Прайс — одна из самых сложных для восприятия героинь романов Джейн Остин. Некоторые читатели ее просто не переносят, даже ненавидят. У меня именно из-за нее роман не входил в число любимых — она вся такая болезненная, робкая, трепетная, это бесит. Однако тут я взяла его перечитать, впервые после долгих лет и уже с новым жизненным опытом общения с разными, сложными людьми. И по прочтению у меня возникла мысль: Джейн Остен, (небось даже первая из писателей) оставила подробнейшее описание, что чувствует девушка в аутическом спектре — молодая, не отрастившая самозащиты, в окружении бесчувственных энергичных экстравертов, которые постоянно ее шпыняют. В общем-то, и ее постоянные проблемы со здоровьем тоже от этого — психосоматика.



Оказалось, не мне первой пришла эта мысль. Вот что пишут в иностранном интернете.

Collapse )
1 dress

Как Пикассо реконструировал «Неведомый шедевр»

Пушкинский музей продлил выставку «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I» до 20 ноября (в здании Галереи). На ней представлены работы Рембрандта Харменса ван Рейна, Клода Лоррена, Антре Массона, Ханса Хартунга, Гюнтера Юккера, Михаила Матюшина, Иосифа Гинзбурга и других авторов. Проект с очень интересной концепцией исследует традицию появления незрительных способов восприятия и создания произведения искусства, историю автоматического и слепого рисования, а также включение таких медиа как тактильность, аромат и движение в художественных практиках современности.



Меня же там заинтересовала серия иллюстраций Пикассо к книге Бальзака «Неведомый шедевр». Это очень интересный текст, один из тех примеров книг, в которых писатели прозревают будущее, сами не ведая того. В 1831 году Бальзак написал историю художника 17 века, который, вместо того, чтобы писать классическую реалистичную картину создает полную абракадабру. И только когда наступило время постимпрессионизма, экспрессионизма, авангарда и т.п., то есть более чем полвека спустя, читатели поняли, что на самом деле-то Бальзак писал о художнике, который пытался написать абстрактную картину.  «Неведомый шедевр» стало книгой знаковой для новых поколений художников.

Великий маршан (галерист и продюсер) Амбруаз Воллар предложил Пикассо проиллюстрировать Le Chef-d'œuvre inconnu. Эти работы были созданы в 1924–31, и опубликованы в 1931. Полное издание включает 67 ксилографий и 13 офортов (гравировал Жорж Обер). Книга имеет тираж 340 экземпляров. №187, принадлежащий Борису Фридману (Москва), был предоставлен им на выставку в ГМИИ.

Вот его воспроизведение, благодарю сотрудников Пушкинского музея за возможность их опубликовать.
Collapse )