Оказалось, не мне первой пришла эта мысль. Вот что пишут в иностранном интернете.
Источник: https://www.reddit.com/r/books/comments/phqkla/austens_mansfield_park_do_you_read_fanny_price_as/
Автор: u/kittofhousemormont
«Мэнсфилд-парк» Остин: вы воспринимаете Фанни Прайс как аутичного / нейродивергентного персонажа? Изменит ли это ваше восприятие романа?
(дисклаймер: мой вопрос не о том, аутичен этот персонаж или нет, задумано ли так, а больше о том, что если держать эту идею в голове, то как это влияет на ваше восприятие истории)
Для меня взгляд на Фанни Прайс как на низкофункционального аутиста (не уверен, что термин верный / UPD: Не верный. Высокофункционального. "Низкофункциональный" -- это такой, который разговаривать не умеет.) сделал "Мэнсфилд-парк" более интересной для восприятия книгой. Объясняю.
Я почти не встречал людей, которым бы нравился "Мэнсфилд-парк", и почти все, кому не нравится эта книга, основной причиной этого называли Фанни - крайне пассивную и и тихую героиню. Она не такая "яркая и искрящаяся" как Эмма или Лиззи Беннет, или уверенная, как Элинор Дэшвуд, у нее нет живости и радости Кэтрин, сложности и зрелости Энн Эллиот. Мне попадалось слово "вялый, безжизненный". Она не играет (в буквальном смысле слова) и почти ни на что не реагирует, если не считать реакций в ее собственной голове. Вещи случаются с ней сами. Она размышляет о них. Вот и все, что можно сказать о том, как она влияет на сюжет. Ничего в ее описании не делает ее интересной, неотразимой героиней.
Но после недавнего перечитывания я обнаружил, что могу игнорировать сюжет и начать уделять больше внимания ее действиям и реакциям, и они начали казаться мне знакомым. Я не специалист по нейродивергенции, но я обучался и общался с большим количеством взрослых с аутизмом, включая членов семьи (и, возможно, меня). Некоторые вещи показались мне знакомыми:
- Фанни кажется очень чувствительной к шуму. Она предпочитает общество леди Бертрам, которая постоянно посылает ее что-то принести или просит помочь с чем-угодно, но зато никогда не повышает голоса и не болтает чрезмерно, компании миссис Норрис, которая не просто ужасный человек, но также персонаж, который неоднократно и прямо описывается в качестве человека, который постоянно себя чем-то занимает и беспрестанно разговаривает. У нее болит голова или она сразу устает в компаниях и на больших мероприятиях. Портсмут, увиденный глазами Фанни, описывается через шум этого города -- детально описаны звуки ее большой семьи, живущей в тесноте, как и ее страдания от попыток приспособиться к этому. Она предпочитает природу, а не общение с людьми, а также уединенные хобби -- читать или ухаживать за растениями, а не то, что требует компании.
- Фанни строго соблюдает «правила» и чувствует себя очень неуютно, когда люди нарушают их на ее глазах. Это наиболее заметно в поездке в Сотертон с инцидентом с запертой калиткой, но эту ее реакцию можно увидеть повсюду в книге, когда происходит что-то «неподобающее». Она очень расстраивается, когда ей приходится принимать решение, не понимая «правил», которыми нужно руководствоваться в своем выборе.
- Фанни изо всех сил пытается понять мотивы людей, а часто просто понять людей. Когда она сталкивается с чьими-то словами, которые расходятся с тем, что эти же люди говорили или поступали раньше, ей трудно разобраться с этой ситуацией без совета Эдмунда (см. ситуацию с Мэри Кроуфорд).
- В доме у нее есть укромное убежище, куда она сбегает всякий раз, когда испытывает стресс или нуждается в обработке. Оно ей так необходимо, что даже гнев миссис Норрис насчет того, что это слишком большая роскошь для девушки, не останавливает Фанни, хотя обычно она сдается перед такими обвинениями.
- Когда Фанни впервые приезжает в поместье, она полностью выбита из колеи всем новым и отличающимся в этом доме, она не может ни есть, ни действовать без слез и волнения, она вообще не может встроиться в этот быт, пока кто-то не выступит ей проводником в него и не учтет ее потребности. Даже в этом случае прогресс оказывается медленным.
- Ей трудно смотреть в глаза людям, особенно если это связано с какими-либо эмоциями. Фактически, она затрудняется говорить свободно со всеми людьми на любые темы.
Во многом это можно связать с тем, как ее воспитывали в Мэнсфилд-парке и как ее там третировали (почти наверняка Джейн Остин и намеревалась это показать, насколько мы можем судить). Однако мне интересно, сталкивался ли кто-нибудь еще с этой интерпретацией раньше и как это повлияло на их чтение романа!
______________
Комментарии на реддите:
Люди с аутизмом, особенно женщины, часто очень чувствительны к эмоциям, как высказанным, так и невысказанным, которые их окружают. Просто они часто не знают, как правильно на них реагировать, и это вызывает у них беспокойство. Часто они удаляются или ничего не говорят в целях самозащиты, но люди считают, что они бесчувственны. Кстати, мне нравится этот взгляд на Мэнсфилд.
Для меня это имеет большой смысл. Я один (одна) из немногих, кого я знаю, кто искренне полюбил(а) "Мэнсфилд-парк", когда я впервые его прочел (прочла). Я прочно отождествляю себя с Фанни и нахожу ее привлекательной и интересной. Ее опыт событий очень похож на мой собственный; люди делают что-то вокруг меня, я лишь иногда включаюсь, и я трачу много времени на разбор этих событий и их анализ. Люди, которые слишком эксцентричны или пренебрегают правилами, раздражают и расстраивают своим присутствием. Я также борюсь с усталостью, нуждаюсь в времени на природе, нуждаюсь в четко определенном безопасном пространстве, не могу справиться с шумом. Я -- в спектре аутизма, хотя я очень хорошо маскируюсь, и немногие люди в моей жизни, вероятно, догадались бы без моего признания об этом. Чтение истории Фанни всегда было для меня успокаивающим и расслабляющим; вот тот, у кого такие же трудности, как и у меня, который преодолевает их и получает холодный счастливый результат.
_________________
Комментарии из моего фейсбука:
Мне это объяснение нравится, потому что мне всегда казалось немного странной чрезмерная кондовость Фанни, не в тех ситуациях, когда другие реально косячили, а во вполне безобидных. То есть понятно, когда она осуждает помолвленную Марию, откровенно флиртующую с Генри, или опасается последствий спектакля, но ее возмущение на резковатые, но разумные замечания Мэри, веселья у Рашворта, или осуждение общения Тома и Генри, которые абсолютно за рамки не выходили, прямо хочется спросить, да что они слелали-то? А болезненная чувствительность аутиста, который малейшее нарушение правил воспринимает как потрясение мира, это отлично объясняет. Мне кстати всегда было Фанни жалко, хоть да, ее твердолобость подбешивала. А когда ее сэр Томас отчитывал, что она отказала хорошему жениху из-за того, что он ей видите-ли не по душе, а она обливалась слезами и уничтожала себя за высокомерие, было прямо больно за нее.
Там, если правильно читать, видно, что она действительно использует "приличия", но потому что это ее способ отмазки от гиперактивных: "нет, я не буду танцевать с вами третий танец, это не прилично [я ужасно устала, у меня нет сил, но если я скажу это вслух, меня начнут высмеивать за слабость, как обычно]"
У меня знакомая в спектре, к счастью, именно, что в легком, так она именно так и сказала, что Фанни очень умная: заучила правила игры и оборачивает себе на пользу.
Меня еще поразило, что в комнатах у нее постоянно холодрыга, а у жизнерадостных топят. Заболеешь тут. И выбор между комфортной температурой и уединением.
Кстати, похоже, что ее родная тетка леди Бертрам, которая предпочитает вообще не шевелиться и с дивана не вставать = аналогично. В текст еще описано, что вот Фанни с ней легче и проще всего, действительно хорошо вдвоем.
Я кстати никогда не считала, что леди Бертрам лежит никому не нужным мешком на диване, всеми позабытая и прочее. Наоборот, мне кажется, леди Бертрам полностью хозяйка положения, и устроилась в семье так, как ей надо. Ею никто не пренебрегает, муж относится к ней очень внимательно и уважительно, каждый раз, когда она его зовет, он немедленно отвечает, всякое ее пожелание исполняется. Дети не смеют раздражать мать и пренебрегать ею. Кстати, очень показательный момент, что миссис Норрис, при всех своих долгих стараниях стать хозяйкой в доме вместо сестры, ничего не добилась. Все, что ей разрешают, это шпынять Фанни, и то, пока леди Бертрам не обратила на Фанни внимание, и командовать по мелочам. И перед леди Бертрам миссис Норрис суетится, подлизывается и угодничает, потому что понимает, прояви она к сестре малейшее неуважение, сэр Томас ее выпнет из дома в момент. По сути, леди Бертрам на сестру спихнула всякую суету, а сама спокойно аутирует на диване, и никто в семье не смеет тревожить ее всерьез. А с мужем у нее полная гармония в отношениях.
Для меня в свое время было открытием, что Фанни многих бесит, вот и Шульман тоже «"Мэнсфилд-парк" — это прекрасная зрелая Остен, но трудно любить Фанни Прайс, полуживого подкидыша, тайно ненавидящего своих благодетелей, чье счастье приходит тогда, когда все здоровые и шумные, красивые и веселые опозорены, изгнаны или заболели, и тут-то на руинах приютившей ее семьи эта змейка-коротенькая шейка свивает свое гнездо с давно присмотренным кузеном. Чтобы сделать такого хилого упырька предметом читательского сочувствия, надо или вовремя его уморить, как делали Диккенс и Достоевский, или придать здоровую дозу агрессии, на что решилась Шарлотта Бронте».
В какой-то момент поразил персонаж другого романа Остин, которому было важно помнить, сколько деревьев в парке и сколько окон на фасаде усадьбы. Забывал число - нервничал. Мистер Коллинз.
Действительно это оживляет персонаж. Меня не бесит Фанни, вполне принимаю ее, как и Мэри Крофорд, - М-П очень люблю за возможность разных перевертышей и альтернативных ветвей развития событий, которые просвечивают из-за всех углов. Мне кажется, автор, при всем сочувствии, часто относится к Фанни иронично (как и ко всем прочим), и она не в полной мере протагонист. Второй кусочек протагониста, существенно меньший, кажется, все же достается Мэри.
Да, я страшно удивилась, когда узнала, что Фанни Прайс многих бесит. Я то ее очень хорошо понимала в силу... хм... сходных проблем.
ничосе
иностранцы там еще интерполировали, что отец-алкоголик до того, как 9-летнюю Фанни от многодетной семьи отлучили, успел ее molested.
ну и обычный абьюз очевиден
https://jasna.org/persuasions/printed/number13/ray.htm
Если принять версию о том, что у нее легкое аутичное расстройство, семейное насилие в детстве (тут даже можно рассматривать как факт), постоянные укоры родственников и отсутствие терапии (за неимением такой), то, мне кажется, она держится очень хорошо и успешно изучила все правила общественной игры и неплохо им следует. Но это - мое мнение, могу и ошибаться.
Но у нее здоровье очень плохое. Это похоже на психосоматику. За три месяца в "родном доме" она сильно сдает, в первую очередь от постоянного шума (об этом страница текста).
Мне сейчас параллельно принесло обзор Мэнсфилда, там автор развивает тему, что это в первую очередь сатира на классический образ инженю. В Нортенгерском аббатстве Остин троллит готический жанр, а в Мэнсфилде - романтические романы.
Еще в копилку: первое самостоятельное действие Фанни (это специально подчеркивается), которое она сделала без разрешения и сама восхитилась своей решительностью -- во время ужасной шумной жизни в Портсмуте САМОЙ записаться в библиотеку и начать брать книги на дом. Характерно, что ее сподвигли на нетипичную самостоятельность именно книги.