Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Так какой формы была та ванная со столиком для ноутбука, в которой убили Марата?

Во вчерашнем обсуждении фотореконструкций и пародий "Смерти Марата" возник вопрос, какой же все-таки формы была та ванная, в которой он погиб. Поскольку реконструкторы изворачиваются, как могут.

Ответить на этот вопрос можно совершенно точно, поскольку данный элемент сантехники сохранился до наших дней (ну, по крайней мере, многие считают, что это сохранился).

И связана с этим весьма любопытная история.

Marat's assassination by Charlotte Corday at the Musée Grévin. The bathtub on the stage is the authentic, free-standing bathtub that belonged to Mara…

Дело в том, что знаменитая мадам Тюссо, о музеях имени которой мы все наслышаны, приходилась товарищу Марату современницей. И, собственно, свое ремесло изготовления "восковых персон" с идеальным портретным сходством мадам отточила именно благодаря тому, что жила во время Революции, когда мертвых тел, для тренировки снятия с них масок, гильотина поставляла в огромном количестве.

Ко времени убийства Марата мадам Тюссо была уже достаточно знаменита. И, как она сама утверждала в собственных мемуарах, мадам была одной из первых, кого вызвали к его мертвому телу, чтобы она, значицца, увековечила великого героя.


В мемуарах 1838 года (Memoirs of Madame Tussaud) написано, что тело было еще теплым и кровоточило, и что она работала, испытывая самые тяжелые чувства. Судя по цитате, мемуары написаны от третьего лица, но вроде бы принадлежат действительно скульпторше. Тиссо пишет, что сделала это по просьбе Давида, и после он использовал ее работу для создания своей картины. Но современные исследователи испытывают сомнения относительно этого пассажа, и считают, что она просто могла хотеть примазаться к прославленной к тому времени картине). Реальные официальные посмертные маски с Марата, как известно по источникам, сняли скульпторы по имени Beauvallet и Deseine.

"Марат" мадам Тюссо. Фотография 1920 года (одна из самых ранних сохранившихся)
Jean Paul Marat, stabbed to death in his bathtub by Charlotte Corday, July 13, 1793. A wax model made immediately after his death..jpg

Самое раннее письменное свидетельство о существовании этого изделия все-таки позже создания картины Давида -- 1810 год, в рекламе передвижного музея мадам Тиссо.  Скорей всего, инсталляция "Марат", наоборот, была  оформлена под влиянием полотна Давида, но в принципе это не важно, нас интересует антураж.



Эту сцену и сегодня можно увидеть в парижском музее Гревен (это парижский музей  восковых фигур: во французской столице "музея мадам Тиссо" нет).
Впрочем, считается, что это не воск 18 века: что в течение следующего, 19 века, восковая персона Марата реставрировалась ее владельцами, и была отлита заново по старым слепкам. Эти же молды в том столетии отправлялись в филиалы музея в других городах и странах, чтобы и там создать "Марата". Я не очень разобралась, вроде это вообще не слепки Тиссо в Гренвене, а оригинальный концепт.



Считается, что ванная в музее Гренвен -- и есть та самая подлинная ванна Марата.
В 1805 году, больше десяти лет спустя после трагедии 1793 года, ее купил один месье у торговца металлоломом на улице д'Аржанталь. Где она была в этом промежутке, неизвестно, хотя судя по документам, два года спустя после убийства ее еще точно локализовали в мемориальном месте.

Новый владелец знал, что это реликвия, и в качестве ванны для мытья ее не использовал, лишь поставил как сувенир в своем доме (жена, наверно, была в восторге). После его дочери, умершей в 1852 году, ванна досталась одному священнику, который и продал ее в 1880-х музею. Часть суммы, довольно значительной кстати, священник использовал на восстановление школы в своем приходе. (Тут французская заметка в "Фигаро" 1885 года с обилием подробностей)

Подобная странная форма ванной не была чем-то необычным для той эпохи: греть воду было дорого, кипяток таскали ведрами наверх из кухни, поэтому ванны специально делали закрытыми, чтобы вода помедленнее остывала.  А вот досочку наверх, для удобной канцелярской работы, Марат сам придумал поставить.

Marat's assassination by Charlotte Corday at the Musée Grévin 2.jpg

Осмеливаются утверждать, что нож тот же самый, но это уж явная брехня.

marat-knife-patricknicholas-5710.jpg


Sources: (1), (2)

Tags: кусочек, смерть, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “франция” Tag