Ответить на этот вопрос можно совершенно точно, поскольку данный элемент сантехники сохранился до наших дней (ну, по крайней мере, многие считают, что это сохранился).
И связана с этим весьма любопытная история.
Дело в том, что знаменитая мадам Тюссо, о музеях имени которой мы все наслышаны, приходилась товарищу Марату современницей. И, собственно, свое ремесло изготовления "восковых персон" с идеальным портретным сходством мадам отточила именно благодаря тому, что жила во время Революции, когда мертвых тел, для тренировки снятия с них масок, гильотина поставляла в огромном количестве.
Ко времени убийства Марата мадам Тюссо была уже достаточно знаменита. И, как она сама утверждала в собственных мемуарах, мадам была одной из первых, кого вызвали к его мертвому телу, чтобы она, значицца, увековечила великого героя.
В мемуарах 1838 года (Memoirs of Madame Tussaud) написано, что тело было еще теплым и кровоточило, и что она работала, испытывая самые тяжелые чувства. Судя по цитате, мемуары написаны от третьего лица, но вроде бы принадлежат действительно скульпторше. Тиссо пишет, что сделала это по просьбе Давида, и после он использовал ее работу для создания своей картины. Но современные исследователи испытывают сомнения относительно этого пассажа, и считают, что она просто могла хотеть примазаться к прославленной к тому времени картине). Реальные официальные посмертные маски с Марата, как известно по источникам, сняли скульпторы по имени Beauvallet и Deseine.
"Марат" мадам Тюссо. Фотография 1920 года (одна из самых ранних сохранившихся)
Самое раннее письменное свидетельство о существовании этого изделия все-таки позже создания картины Давида -- 1810 год, в рекламе передвижного музея мадам Тиссо. Скорей всего, инсталляция "Марат", наоборот, была оформлена под влиянием полотна Давида, но в принципе это не важно, нас интересует антураж.
Эту сцену и сегодня можно увидеть в парижском музее Гревен (это парижский музей восковых фигур: во французской столице "музея мадам Тиссо" нет).
Впрочем, считается, что это не воск 18 века: что в течение следующего, 19 века, восковая персона Марата реставрировалась ее владельцами, и была отлита заново по старым слепкам. Эти же молды в том столетии отправлялись в филиалы музея в других городах и странах, чтобы и там создать "Марата". Я не очень разобралась, вроде это вообще не слепки Тиссо в Гренвене, а оригинальный концепт.
Считается, что ванная в музее Гренвен -- и есть та самая подлинная ванна Марата.
В 1805 году, больше десяти лет спустя после трагедии 1793 года, ее купил один месье у торговца металлоломом на улице д'Аржанталь. Где она была в этом промежутке, неизвестно, хотя судя по документам, два года спустя после убийства ее еще точно локализовали в мемориальном месте.
Новый владелец знал, что это реликвия, и в качестве ванны для мытья ее не использовал, лишь поставил как сувенир в своем доме (жена, наверно, была в восторге). После его дочери, умершей в 1852 году, ванна досталась одному священнику, который и продал ее в 1880-х музею. Часть суммы, довольно значительной кстати, священник использовал на восстановление школы в своем приходе. (Тут французская заметка в "Фигаро" 1885 года с обилием подробностей)
Подобная странная форма ванной не была чем-то необычным для той эпохи: греть воду было дорого, кипяток таскали ведрами наверх из кухни, поэтому ванны специально делали закрытыми, чтобы вода помедленнее остывала. А вот досочку наверх, для удобной канцелярской работы, Марат сам придумал поставить.
Осмеливаются утверждать, что нож тот же самый, но это уж явная брехня.
Sources: (1), (2)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author