Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Екатерина Великая как жена художника Левицкого

Вот есть такой портрет кисти великого русского портретиста Дмитрия Левицкого. Очень долгое время считалось, что это -- изображение императрицы Екатерины Великой.
Не очень типичное -- расхристанная она тут, потолстевшая. Но, тем не менее,  считалось так.



В 19 веке картина принадлежала отставному петербургскому чиновнику — титулярному советнику П. Ф. Темпинскому — и считался изображением Екатерины II. При покупке портрета для Эрмитажа эксперты, в числе которых были видные художники И. Н. Крамской и Л. П. Боголюбов, подтвердили, что изображена государыня императрица.

Но что же на самом деле?


Екатерина Вторая на официальном портрете кисти Левицкого.


Позднее, когда портрет был из Эрмитажа передан Русскому музею, от этого определения все-таки отказались, хотя в чертах лица действительно улавливается общее с обликом Екатерины II.
Картина превратилась в "Портрет неизвестной".

А далеко, в Челябинской картинной галерее нашлась маленькая, около 20 см в высоту, копия этой картины, немного варьированная. Считается, что эта копия написана не самим Левицким, а каким-то его учеником, поэтому она и не идентична.



На обороте челябинского повторения есть надпись: "Настасья Яковлевна Левицкая".
Ого, подумали исследователи. Так это же жена художника! Получается, это один из первых "портретов жены" в русском искусстве!

О жене портретиста известно немного.
Настасья Яковлевна Левицкая (1746? — не ранее 1824). Сведений о ее жизни сохранилось чрезвычайно мало. Н.Я. Левицкая была на одиннадцать лет моложе мужа. Это известно из "исповедных росписей" (книги записи приходивших к исповеди) из церкви Рождества Богородицы на Васильевском острове. То есть их свадьба состоялась где-то в 1760-е годы.

Согласно метрическим книгам, у нее было трое детей: сыновья Григорий и Алексей, умершие в младенчестве, и дочь Агафья. В момент написания портрета ей было примерно 42 года.

По семейным преданиям, она отличалась властным характером и имела большое влияние на мужа.

Д. Левицкий. Автопортрет.


То, что она была жива в 1824 году, вычисляется, поскольку этим годом датируется ее прошение о назначении ей пожизненной пенсии после кончины мужа. Вот такая скудная информация.

***

А почему же тогда в портрете есть неуловимое сходство с Екатериной Великой? Потому что это не в глобально всех портретах императрицы, а конкретно в портретах императрицы кисти Левицкого. Существует легенда, что Левицкому, которого ни разу не удостоили чести натурного сеанса с Екатериной II, приходилось писать ее портреты с позирующей жены.

Исследователи соглашаются с этой версией: "Наличие сходства позволяет предположить, что Настасья Яковлевна могла служить моделью для художника при исполнении им заказных портретов императрицы. Нельзя не отметить при этом и в самом портрете жены налет торжественной официальности, отделяющий его от портретов камерного жанра".

«Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия»


UPD:
Еще пару слов о той копии -- она парная портрету мужа.


Мужской портрет, вмонтированный в плакетку вместе с другим, женским, портретом, был приобретён Государственной закупочной комиссией Министерства культуры СССР у частного лица в 1951 году. Портрет был передан в Челябинскую областную картинную галерею как «Портрет неизвестного мужчины» неизвестного автора; вскоре было установлено авторство Д.Г. Левицкого, а портрет идентифицирован как автопортрет художника, тем более, что на обороте есть надпись "Дмитрий Григорьевич Левицкий". Женский портрет был атрибутирован как работа Левицкого, а изображённая на нём женщина – идентифицирована как жена художника Настасья Яковлевна Левицкая.

http://magazines.russ.ru/neva/2003/11/ro2.html
М. Ромм. Единственный этюд Д. Г. Левицкого:

"...Миниатюрный портрет Н. Я. Левицкой столь же совершенен, как станковый. Во всей его живописной системе ясно просматривается манера Д. Г. Левицкого. Лицо Н. Я. Левицкой — ровный слой блестящей масляной краски в характерной для этого мастера консистенции. Обычно Левицкий пишет лицо густой краской, накладывая ее ровным слоем. Или местами на щеках еще один слой густой же краски, образующей гладкую блестящую поверхность. Разные манеры не распределяются по периодам творчества, а все время чередуются (так по-разному писаны лица всех четырех девочек Воронцовых — конец 1780 — начало 1790-х годов). Глаза здесь — тоже, как обычно, — округлыми мазками. И опять-таки характерные для Д. Г. Левицкого черточки бликов на веках (которых нет на станковом портрете). Волосы — жесткими мазками. Подобные мазки проскальзывают на многих работах: портретах И. М. Долгорукого, неизвестной (Е. Р. Дашковой?), М. И. Мюсcap, отца, выполненных в разные годы. Ниспадающий на плечо локон (часто встречающаяся на портретах Д. Г. Левицкого деталь) писан именно так, как везде. Выбившаяся из прически справа прядь передана зигзагообразным мазком — излюбленной линией художника. Освещенные пряди волос имеют обычный для Д. Г. Левицкого дымчатый оттенок.

Миниатюрный портрет отличается от станкового и общим настроением, и многими деталями. Настасья Яковлевна запечатлена здесь в другой момент, у нее иное выражение лица. Большой портрет параден — здесь она будничнее: под глазами чуть заметны тени, которых нет на станковом портрете, иначе уложены волосы, неубранная прядь. Голова не так повернута, отчего на полной шее появилась еще одна складка и сдвинулся блик на носу. Она по-другому держит правую руку. Не так лежат волны того же газового платья, ленты, складки атласного пояса. Нет черной кружевной косынки. Но все те части миниатюры, которыми она отличается от станкового портрета, написаны с тем высоким мастерством и буквально такими же движениями кисти, какие характерны для Д. Г. Левицкого. Детали, которые в миниатюрном портрете даны эскизно, одним мазком, как только что увиденные, в станковом тщательно проработаны. Станковый портрет писан в более сильном освещении, потому здесь иная тональность тех же цветов, четче детали, прозрачнее кружева. Определеннее стала тональность атласного чехла платья — канареечно-желтого, одного из любимых цветов эпохи. По всему видно, что миниатюрный портрет — этюд, первая мысль станкового. Другие этюды Д. Г. Левицкого неизвестны. Лишь этот рассказывает, как работал самый замечательный русский художник XVIII века".

Tags: натурщицы
Subscribe

Posts from This Journal “натурщицы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “натурщицы” Tag