On this day in journal — September 30th

1 dress

Леон Бакст. Эскиз костюма Злого волшебника к балету Стравинского "Жар-птица"

а это нечто совсем комическое.
угадайте, какая из этих двух репродукций фигурирует в недавней статье "Русское искусство на старейшем аукционе Швейцарии" как ценный подлинник?

и ведь кто-то, небось, купил, да...



Collapse )
1 dress

Still Crazy (1998) - "Крезанутые"

Ми-ми-мишный фильм про английских рок-музыкантов, звезд 70-х, которые быстро распались, и пару десятилетий спустя, сбежав от поденной работы строителем, портье, садовником и т.п. - решили снова собраться. У них недолеченная наркомания, визиты к "анонимным алкоголикам" и артрит - но при этом обиды и мотивации все еще совершенно детские, мальчишеские.



Сделано, возможно, с оглядкой на "This Is Spinal Tap" (типа "20 лет спустя"), но намного добрее и без жесткача. Но не такая жизнерадостность, как в "Рок-волне", потому что уже про стариков. Смешно и трогательно. Пару раз всплакнула от умиления. 

В роли солиста Билл Найи (явно в "Реальную любовь" его взяли именно после этого фильма - персонаж похож, только помоложе и не умудренней). Еще в наличии Билли Конноли (Мистер Браун из "Миссис Браун" с Джуди Денч), Тимоти Сполл (Петтигрю из "Гарри Поттера"), Ханс Мэтисон (епископ Кранмер из "Тюдоров" - в юности, оказывается был даже приятен), и куча других узнаваемых бриттиш физиономий.
Очень рекомендую.
1 dress

Уездной барышни альбом (!) приехавшей из Южной Каролины в 1820-е годы в Петербург

Называется он
Middleton Watercolor Album - Акварельный альбом Миддлтона



Итак, в 1820 году США прислали в Россию нового посланника - бровастого седого джентльмена, бывшего губернатора Южной Каролины по имени Генри Миддлтон. Семья происходила из Чарльстона, то есть по американским меркам была крайне знатна. (Помните как этих "аристократов" пугается двумя поколениями спустя Скарлетт? Вдобавок, они еще были из гугенотов, как ее бабушка Робийяр).

С ним приехал сын Уильямс и дочь Генриетта Мария (1802-1838). Сын стал трудится в качестве отцовского секретаря, дочери же заняться особо было нечем. При ней была гувернантка Madame Mathes, о которой известно, что она писала миниатюры. С той поры в семье Миддлтонов хранился альбом с портретами русских аристократов и дипломатического корпуса Петербурга - друзей Миддлтонов.


разглядеть неоготический альбом и его застежечки крупно.

В альбоме - 45 (!!!!) акварельных портретов, в том числе многих красавиц пушкинских времен.

Два из них - подписаны самим Петром Соколовым, многие выполнены неким Б.Сирби (так считает музей), а вообще - скорей всего, их писали Генриетта Мария и ее гувернантка. Некоторые акварели - точные копии Соколова и Брюллова - видимо, их одалживали девушке.

Альбом до 2004 года хранился в семье, пока они его не продали в знаменитый Хиллвуд-музей, основанный Маржори Мерривезер Пост (в 1930-е годы жившей с мужем-послом в СССР и собравшей отличную коллекцию нашего искусства; в т.ч. 2 яйца фаберже и венчальную корону великих княжон).

Баронесса Елизавета Васильевна Мейендорф


Collapse )
1 dress

Про Ренессанс


(Всеобщая история, обработанная "Сатириконом")

...Италия раздробилась на многие владения, причем политическое устройство их было так разнообразно, что можно думать, будто человечество здесь делало ряд специальных опытов: от монархии переходили к вольным городам, к республикам демократическим, аристократическим и чуть не к анархическим коммунам. Почему именно в таком-то городе учреждалась монархия, а в другом - республика, а не наоборот, никто не мог сказать. Некоторые историки предполагают, что здесь была устроена особая лотерея.

Городу Милану по этой лотерее досталась аристократическая республика, причем городской potestas, императорский наместник, волею судеб превратился в республиканца. Но богатые миланские фамилии то и дело захватывали власть над республикой. Некий юноша Франческо Сфорца, обладая красивой внешностью, решил сделаться предком, а именно - родоначальником новой герцогской фамилии. Это рискованное предприятие ему удалось, и с той поры в истории появилась фамилия Сфорца.

Между тосканскими республиками возвысилась Флоренция. Здесь укрепилась, так сказать, перемежающаяся республика, то есть правление было то в руках демократии, то аристократии. В XII веке правительственный совет был составлен из представителей торговых и ремесленных цехов. Дворяне вели себя плохо, но, убедившись, что дурным поведением они ничего не достигнут, стали вести себя хорошо и швырять деньгами во все стороны. Последнее обстоятельство очень понравилось народу, и некий Кузьма, глава банкирского дома Медичи и К№, сделался полновластным лицом в республике. Он, как и Франческо Сфорца, также стремился стать предком и для этой цели распорядился возродить науки и искусства. Особенно хорошо возродились искусства, так что до сих пор эпоха Медичи вызывает в потомках справедливую и благородную зависть. Collapse )
6 skia

Ожерелье с тысячами бриллиантов, которое украли, а потом нашли

В 1926 году в ювелирный дом Картье пришли от индийского махараджи из Патиалы, звавшегося Бхупиндер Сингх.
Он заказал себе великолепнейшее украшение, которое получило прозвание "Ожерелье Патиалы". В нем было 2930 бриллиантов, в том числе 7-й по размеру бриллиант в мире, с личным именем "Де Бирс" (234 карат), который отец махараджи купил еще в 1880-х годах в Париже.

cartier-patiala6.gif

Разумеется, это ожерелье украли.
Collapse )
6 skia

Заговор непонятных художников-евреев (и искусствоведов) как архетип

Наткнулась тут на чудесную рецензию К. Мильчина на старую советскую книгу (в прекрасной рубрике "заслуженно забытые книги" на Горьком).



«Тля» Ивана Шевцова (1949, изд. 1964)

Машков, Еременко и Окунев — художники-реалисты. Они патриоты, они любят Репина, Шишкина, Верещагина, они пишут родной пейзаж, сражения с фашистской сволочью, прием в партию колхозников, деревенскую агрономшу. Просто, понятно, для народа. Барселонский и Юлин — художники-формалисты. Они космополиты, любят Сезанна и прочих иностранцев. Они тоже пишут пейзажи, сражения с фашистской сволочью и сцены колхозного быта, но делают это без уважения. Не то, не так, не для народа.

Картины Машкова, Еременко и Окунева любят миллионы советских граждан. Едва новая картина появляется на выставке, как немедленно следует шквал писем и звонков от рабочих и колхозников. Барселонского и Юлина любят критики — Винокуров и Иванов-Петренко. Едва новая картина появляется на выставке, как немедленно появляются восторженные публикации в профильных изданиях и хвалебные статьи в энциклопедиях. Мнение народа не принципиально.
Collapse )
7 jump

Как искусствовед проходит тест Роршаха

Шутливый пост, вдохновленный разговором с драгоценным френдом.

— Софья, что вы тут видите?



— Это графическое произведение, видимо, тушью. Говорить о какой-то коммерческой ценности бессмысленно, может быть, есть историческая, но только при наличии автографа.

Collapse )
7 jump

Угадайте экспонат №12

Добрый день, в эфире снова четверговая загадка про произведение искусства, тем более, что вот, уже последний день сентября наступил со всей своей неотвратимостью.

Итак, в далеких-далеких краях, воспетых Фенимором Купером, Чаком Палаником, а также Джорджем Торогудом и Перри Комо, есть одна штукенция. Яркая, в цветочек. Угадайте, что это (название и автор, если известно, что:
Collapse )
1 dress

Шекспир и Шерлок Холмс

Екатерина Ракитина пишет в фейсбуке:

Заговорила о Холмсе — пиши пропало.

Очень наши люди любят верить доктору Ватсону, когда тот рассказывает о невежестве Холмса во всём, что не касается профессии: и не знает, что Земля вокруг Солнца вращается, и с философией не знаком, и знаний литературы — никаких; там дальше ещё про чердак, который не надо забивать и̶н̶т̶е̶р̶н̶е̶т̶ ̶ж̶е̶ ̶в̶с̶е̶г̶д̶а̶ ̶п̶о̶д̶ ̶р̶у̶к̶о̶й̶... ну, вы поняли.

Дальше, впрочем, честный доктор, честно рассказывая про своего товарища, сам себе честно противоречит. Холмс походя цитирует не только Гёте и письма Флобера к Жорж Санд, но и карманного формата Петрарку с собой возит; лёгкое чтение в поезде, не больше. Про Шекспира и вовсе можно было бы промолчать, когда бы я могла промолчать про Шекспира.

Collapse )
1 dress

Еще порция того, что я выкладываю на дзен

1 dress

Готики в Москве стало больше: для публики открылась усадьба Михалково, принадлежавшая кн. Дашковой

196629c0-1d58-51cd-907c-f4c5ed406db6.jpg

После реставрации для посещения открылась дворянская усадьба 2-й половины 18 века в стиле псевдоготика, когда-то принадлежавшая княгине Екатерине Дашковой и Никите Панину. Предположительно ее автором является архитектор Баженов. Теперь здесь можно гулять, наслаждаясь красотами зданий и прохладой парка, а также посмотреть небольшую музейную экспозицию. В течение последних десятилетий доступа сюда не было, так как усадьба была собственностью закрытого предприятия.

Collapse )