1920-е гг. Париж. Кафе на бульваре. Великий князь Александр Михайлович сидит за столиком, кушает круассаны, и видит, как в зале два каких-то человека, чья внешность кажется ему смутно знакомой, сверлят друг друга взглядами. Потом они видят князя и начинают греть глазки на нем. Ал. Мих. вглядывается, и внезапно узнает Савинкова, анархиста, террориста, убийцу и писателя. Но кто второй? "Я подозвал официанта. - Я не ошибся? Вон тот господин - это бывший глава русского правительства Керенский? - Прошу прощения, месье, - был смущенный ответ, - но у нас общественное заведение. К сожалению, мы обязаны впускать каждого, у кого наберется денег на чашку кофе."
Эта история всегда вызывала у меня щемящее чувство, когда я представляла ее в лицах; ее рассказывали на факультете. Будто бы один из ученых старой школы, знавший тысячу языков и бывший энциклопедистом, историк Бахрушин, никогда не был заграницей. И вот наконец, в каком-то из пароксизмов либерализма, его и других ученых из МГУ как-то все же выпустили в поездку. И вот идут они по Парижу. Пожилые, седые, близорукие. В первый раз. И он, вертя седеющей головой, говорит: "А вот сейчас мы повернем налево и увидим то-то... А через два дома будет тот самый особняк, в котором принц Конде... А вот за тем углом будет прекрасный вид. Обратите внимание на эти окна...". Он, никогда не бывая в городе, знал его лучше жителей. И вот, наконец, увидел.
По Марксистской ходит краснорожий бомж с бензопилой (выключенной). Я нервничаю. О майн гот! В начале улицы встретился второй, это точно второй - одет по другому. Но тоже с пилой! Это флешмоб, я точно знаю.
UPD: дорогие френды подсказывают, что это типичное для москвы зрелище, которое из раза в раз повторяется несколько лет. А я вот первый раз увидела...
Вчера говорили о том, как эрмитажную Мадонну Литта леонардовскую человек переделал. Сегодня - как эрмитажную Мадонну Бенуа леонардовскую же - напомнила aisulu.
Не так наглядно, но тоже любопытно. Младенец-дегенерат, как обычно, детектед.
Оказывается, картин про то, как человеку рубят голову, в мировом искусстве невероятное количество. Есть из чего выбрать -- тут вам и Тициан, и Суриков, и разумеется кровожадный Рубенс. Казнили и святых, и королев, и сторожей, и мутантов... Интересно, почему художникам нравился этот жестокий сюжет?
Я попробовала составить список из 10 самых замечательных и высокохудожественных картин -- в рамках своей традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение". Ужаснемся вместе.
На сегодня известно несколько десятков римских солдатских писем, датировка которых колеблется в широких пределах между I и VI вв. н.э. Как ни один другой источник эти документы отражают чувства простых людей. Познакомимся с этими письмами поближе.
Возраст рекрутов, поступавших на службу в римскую армию императорской эпохи, колебался между 17 и 35 годами. У большинства из них были семьи, родители, братья и сёстры, у некоторых имелись жёны и дети. Эпиграфические документы, имеющиеся в распоряжении современных историков, свидетельствуют о том, что, несмотря на продолжительный срок военной службы, солдаты продолжали поддерживать отношения со своими домашними. Они обменивались с ними письмами, передавали посылки и даже иногда навещали их во время отпуска.
Если бы я писала роман об Алеше Поповиче... Давно меня мучает теоретический вопрос -- какова была «истинная история» богатыря Алеши Поповича? Его происхождение?
(Теорию, что на самом деле его прототип -- боярин 13 века, отметаем, ибо так не интересно).
Если Алеша Попович -- богатырь при дворе Владимира Красно Солнышнко, лишь недавно свергнувшего языческие идолы в Днепр, то кто его отец? В смысле, успел бы после Крещения страны завестись и размножиться на Руси хотя бы один нормальный поп? Чтобы его сын, попович, успел вырасти и в княжескую дружину попасть, да застать в ней еще бодрого княжеского дядю Добрыню?
Или Алеша Попович -- сын приезжего византийского попа? Хотя я думаю, к нам только черное монашество засылали, особенно поначалу. Или можно придумать драматическую историю про священника-византийца, нарушившего обеты ради глаз прекрасной славянки, у которого родился мальчик Алеша... Или про ребенка-сироту, сына убитого корсунского попа, которого захватил с собой на север князь Владимир после разорения города... ( Collapse )
Вопрос на первый взгляд кажется дурацким любому, кто хоть раз видел работы этих художников. Однако вот вам моя загадка-угадайка, удастся ли вам выбить сто процентов правильных ответов?
Дело в том, что у Рубенса и Тициана есть целый ряд картин, практически (на первый взгляд) не отличимых. Как это вышло? ( Collapse )
Вещь, которая стала первым орудием убийства в мире. Как её рисовали, и вообще, что это был за предмет? Оказывается, веками для богословов это было предметом размышлений! А художникам -- той еще задачкой.
Еще раз напоминаю, что по выходным у меня обычно выходят выпуски по тэгу "переезд старых постов". Это тексты, которые я пару лет назад писала на Яндекс.Дзене, а теперь постепенно перезаливаю на более стабильную площадку (мы с вами это обсуждали и голосовали за формат подачи тут).
Пожалуйста, не придирайтесь к тому, что там не актуализированы даты. Также, ради бога, не обвиняйте меня в плагиате "у кого-то, у кого вы совершенно точно читали это раньше, а имени не помните".
В субботу в Питере, после того, как я час общалась с живыми людьми на мероприятии Книжного салона в Г. Штабе, и еще потом подписывала книги на автограф-сессии, меня потащили внезапно, не дав отдышаться, делать прямой эфир разговоров об искусстве. Ролик под названием "Книжный салон. Современное искусство – это мыльный пузырь или все-таки искусство?" лежит на ютубе (и по видео видно, на самом деле, как я устала ((((
Доисторические артефакты, поражающие не только своей древностью, но и экспрессивной работой давно умерших мастеров из давно исчезнувших племен, показывают на выставке "Сны Сибири" во владивостокском музее Арсеньева.
Это уникальная возможность увидеть археологические находки, которые крайне редко вынимают из музейных фондов ради показа публики.
Эффектная сценография выставки хорошо показала себя на предыдущем ее показе в ГИМе в Москве и теперь возобновлена здесь в полном составе: с медведем, светящимся тигром, "домом мертвых" (избой Бабы-Яги). От московского проекта, при этом, выставка отличается набором экспонатов -- к ней присоединился ряд новых сибирских музеев.