Главное -- проявить фантазию и добавить немного театральности. А еще обязательно нужны пугающие истуканы, как я теперь поняла, крайне необходимая вещь любому! И игра с драматическим светом: посмотрите, каким вышло это фото, сразу и не поверишь, что это экспозиция, а не кинокадр.
Хотя выставка проходит на площадке Исторического музея (в здании бывш. музея Ленина), это не проект собственно Исторического музея, а гостевой, что, вероятно, и позволило его создателям удариться в такие вольности, какие ортодоксальных музейщиков возмущают. Он создан фондом "Таволга", который занимается археологическими раскопками и активно пропагандирует их. Выставка имеет подзаголовок "к 130-летию Транссибирской магистрали" и в числе главных спонсоров РЖД, что обычно вызывает некоторые опасения насчет занимательности. Но не в этом случае. В этом случае художник проекта Петр Бирюков на корню искоренил какую-либо скуку.
Его ключевым приемом, на котором держится вся архитектура выставки, является воспроизведение в более крупных размерах тех археологических сибирских артефактов, которым посвящена выставка.
И это оказываются крайне занимательные демоны.
Вот такие прелестные, например, встречают вас сразу при входе.
Первый зал как бы служебный, вводный, световая инсталляция здесь показывает протяжение Транссиба по России.
На ее фрагменты можно нажимать, и тогда зрителю предлагается факты о различных археологических культурах, представленных на этой выставке.
Фрагмент, появляющийся после нажатия
Немного повысив эрудицию, а главное, вместив у себя в голове, насколько длиннен этот железнодорожный путь, и сколько много археологи вдоль него накопали (в том числе и во время подготовительных работ перед стройкой), мы погружаемся в основную экспозицию. Она полна декораций, причем я даже не назову их голливудскими. Ну разве что из фильма "12-й воин", помните, с Бандерасом про варягов. Вот еще экранизация "Сердца Пармы" вышла, но я не знаю, насколько там представлена эта хтонь.
Псевдоствол, украшенный копиями сибирских артефактов. На втором плане видна избушка на курьих ножках (на самом деле "домик мертвых" финно-угорского населения Урала и Западной Сибири). Дети, кстати, должны быть в восторге от этой выставки, все дико увлекательно.
Под потолком летят совы, не забудьте задрать голову и всмотреться в темноту (в реальности сильно темней, чем на этих двух фото).
Вот такие экспонаты в витринах. Это предметы из самых разных музеев. Конечно, Исторический. Но еще важнее, что тут предметы из регионов, куда вряд ли мы доедем, да и вряд ли мы обратим внимание на эти вещицы в их экспозициях. Участвуют: Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова, Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, а также Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.
Подлинные предметы (их около полусотни) небольшие, некоторые вообще крохотные. Обычно мимо такого в витринах проходишь мимо. Тут это не получается. Потому что тут они преподнесены не как археологические находки. А как произведения искусства, шедевры неведомых мастеров. И это действительно шедевры экспрессии. Если бы Пикассо видел их, а не африканские деревянные скульптуры, живопись модернизма могла бы быть другой. Более страшной, если честно. Сибирь такая, брутальная.
Некоторые предметы я знала из картинок в учебниках, но они меня там совсем не завораживали, не то, что тут.
Вот этот золотой медведь размером примерно в наперсток.
Архитектуру выставки дополняет несколько крупных скульптур, созданных методом 3D-печати. Их автор -- сам дизайнер Петр Бирюков. Эта женщина, например, является аллегорией Сибири. Если я не путаю, ее монголоидное лицо восстановлено по одному из древних черепов.
Если встать между медведем и аллегорией, то вы найдете специальную точку для селфи под кодовым названием "Наташа, проснись!".
Вообще, эта выставка дико инстаграммоёмкая (прочла недавно это слово у кого-то и балдею). Помимо детей, должны быть в восторге и люди постарше, немного: наверняка в этом сумраке прикольно устраивать свидания.
Вот еще 3D-печать: в углу огромные истуканы, в гигантском размере повтояющие мотивы мелкой пластики. Бирюков фантазирует, какими бы были деревянные идолы (которые не сохранились) работы тех же древних дизайнеров, металлические произведения которых уцелели.
Еще одно селфи, не могу удержаться, простите! Обычно я не выкладываю так много в своих выставочных репортажах, но эти "Сны Сибири" как-то смогли снять у меня эту внутреннюю блокировку. (И предупреждая комментарии, сразу скажу, что на этом фото я улыбаюсь).
Как я уже говорила, главный прием Бирюкова -- это увеличение. Это позволило ему переосмыслить концепцию тактильных моделей очень крутым образом. Обычно на выставках тактильных моделей немного, и они сделаны как-то стыдливо, да еще и скучно, как будто это обязаловка. Здесь же архитектор прямо-таки наслаждается концепцией тактильных моделей. Он делает их одним из основных игроков экспозиции. Он играет и масштабом, и цветом, и фактурой.
На этом фото в витрине за стеклом подлинник, он мелкий и, конечно, хрупкий. Слева его увеличенная модель, а посередине (не очень хорошо видно, только кусочек торчит), модель в натуральную величину. Тактильные модели тут не только для посетителей с проблемным зрением, как обычно, а вообще для всех, для каждого. И это значительно повышает их качество.
Слева -- зооморфный некто из собрания Пермского краеведческого музея, гляденовская археологическая культура (тактильная модель), справа -- работа современного скульптора Даши Намдакова на шаманскую тему.
Академическим недостатком данной выставки люди с академическим складом ума могут посчитать то, что нам тут не рассказывают отдельно о каждой из этих археологических культур -- кондонской, окуневской, тагарской, пазырыкской, таштыкской, кулайской и проч. Не рассказывают отдельно о каждом из этих погибших неведомых народов. Вещи представлены вперемешку, из каждой культуры самое яркое. Но это-то и заставляет почувствовать, что древние народы Сибири представляли собой некую мощную глыбу, о которой мы знаем крайне мало.
В центре еще один Даши Намдаков (его скульптур на этой выставке много, он как бы перебрасывает мостки в наше время). Слева видна тактильная модель "кондонской нефертити", справа огненными буквами горит копия петроглифов. Настоящие петроглифы, понятное дело, в Москву перевести невозможно.
Эти петроглифы в выключенном виде (фрагмент).
Подлинная "кондонская неферти" -- слева за стеклом. Это одна из самых известных российских
У меня вообще редко бывает, чтобы я ходила по выставке с ощением "я ничего не знаю об этом, кошмар!!!". Но тут я ходила именно с ним, но оно наполняло меня не стыдом, а восторгом. Восторгом от новых знаний, открытий, новых сильных эстетических впечатлений. Одно из самых сильных потрясений -- это вот эти "окуневские стелы".
Это гигантские изваяния выше человеческого роста, весом в несколько тонн. У каждой -- свое лицо, то ли человеческое, то ли звериное, а еще на них высечены всякие космические, календарные символы.
Поставила себе в план почитать о них побольше. Ну реально, они гораздо круче идолов острова Пасхи, но почему не настолько известные?! Нечестно.
А посмотрите, какая мимика у каждой.
(Маленький ждун второй слева -- еще один Намдаков, выбивается все-таки).
Привезти подлинники, например, из Хакасского музея, где им посвящен оч. крутой зал, невозможно чисто технически, из-за грузоподъемности отдельно взятого бюджета выставки. И, конечно, физического тоннажа. Так что тут перед нами идентичные копии, напечатанные по цифровым сканам, сделанных с экспонатов.
(Девушка в фиолетовом вторая справа -- это я в ступоре).
Еще немного арт-объектов от Бирюкова: две лошади, одна по-античному прекрасная, вторая будто пробуждающаяся из застывшего камня.
Эта композиция служит навершием витрины с древним кинжалом.
У кинжала тоже есть лицо и недобрые глаза, если вглядеться.
Огненные копии петроглифов, тигр с мигающей подсветкой. Череп (?) справа под скалой -- Намдаков.
Выставка очень, очень темная (по крайней мере, на пресс-показе, мб они прислушаются к жалобам и прибавят немного света). Фотографии плохие получаются экспонатов. (Селфи -- хорошие, написала я, и удалила из этого поста 7 своих селфи).
Вот самое известное из представленного -- образцы звериного стиля, распиаренного скифами и сарматами.
Билеты на кураторские экскурсии по выставке разлетаются как пирожки, на обычные тоже. Еще есть очень классная лекционная программа, см. тут https://www.snysibiri.ru/#publicprogram
Еще одна точная копия, тактильная модель по скану. Оцените, насколько же тонка резьба рельефа в изображении этих животных.
Погребальная маска.
Чудом сохранившаяся вещица из дерева возрастом сотни лет.
Наконец, последний зал, с нормальным освещением, посвящен современным художникам, чьи работы соответствуют теме выставки. Куратором этого зала выступил Кирилл Светляков. Тут представлены эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева; панно Олега Комарова, выполненные из бересты, кожи и дерева; работы камнереза Александра Баранмаа; керамика Татьяны Ерошенко, а также бронзовые, каменные и нефритовые скульптуры Зандана Дугарова.
Этот последний зал позволяет очень четко почувствовать, чем отличается искусство сегодня, произведения отдельно взятого индивидуума, от работ т.н. "народного" искусства, пусть его тоже творили отдельные люди. На мой взгляд, древние артефакты из раскопов, которые представлены в предыдущих залах, гораздо интересней и сильней, экспрессивней, потому что они ("народные") -- как галька, обкатанная морем, они воспроизводят образцы орнаментов и фигур, которые оттачивались десятилетиями.
Фонд "Таволга" намекал, что если все пойдет хорошо, то выставку могут отвезти еще в какие-нибудь города, это было бы очень здорово и полезно для того, чтобы больше людей узнали, каким же крутым, красивым и энергичным было искусство древних сибирских народов.
***
До 30 января 2023 года
https://www.snysibiri.ru/
Выставочный зал Исторического музея (здание бывш. Музея Ленина)
UPD: в том же здании проходит отличная выставка про костюм, ее вообще надо отдельно смотреть, в отдельный поход. Совсем другие ощущения.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →