Это уникальная возможность увидеть археологические находки, которые крайне редко вынимают из музейных фондов ради показа публики.
Эффектная сценография выставки хорошо показала себя на предыдущем ее показе в ГИМе в Москве и теперь возобновлена здесь в полном составе: с медведем, светящимся тигром, "домом мертвых" (избой Бабы-Яги). От московского проекта, при этом, выставка отличается набором экспонатов -- к ней присоединился ряд новых сибирских музеев.
Залы краеведческого музея окутаны полумраком, играет приглушенная музыка, прохладно, по древним пиктограммам пробегают огоньки, под потолком мелькают тени летящих сов. Дети в восторге от масштабных фигур, придуманных художником выставки Петром Бирюковым. Именно это сделало московский вариант проекта одним из самых популярных в том году в ГИМе
А взрослым хватает эрудиции, чтобы насладитьтся созерцанием собственно древних экспонатов. Вот здесь, например, глиняные хакасские погребальные маски из собрания Исторического музея -- одни из самых древних "портретов", сохранившихся на территории России.
Подлинных археологических артефактов не очень много -- не больше сотни. Однако подход кураторов -- показывать не некий исторический пласт, конкретную археологическую культуру вымершей народности (что интересно только узким знатокам). А демонстрировать произведения древних народов Сибири именно как произведения искусства, наполненные крайней экспрессией и темпераментом.
Лаконичность выразительных средств этих древних художников, при том, насколько выразительными фигурки появляются -- потрясающи.
Разумеется, вы можете ходить не как я -- смотрящая в первую очередь глазами, а брать экскурсовода или аудиоэкскурсии, и в таком случае прийти к восхищению этими отборными предметами через интеллектуальную составляющую, эрудицию, удивление от их древности, сакрального смысла и т.п. Но все равно, не забывайте потом просто полюбоваться ими. А порой и улыбнуться от них.
Есть ряд предметов знаменитого "звериного стиля". Не все ж в Эрмитаж раиди них ехать.
Статуэтки всадников крохотные, но разглядывать их можно бесконечно.
По сравнению с московским вариантом, обновилось около 15-20% экспонатов.
Произведения из своих коллекций для этой выставки предоставили:
Государственный исторический музей
Российский этнографический музей
Государственный музей природы и человека
Национальный музей Республики Коми
Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова
Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина
Сургутский художественный музей
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева
Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского
Забайкальский краеведческий музей имени А.К. Кузнецова
Минусинский краеведческий музей имени Н.М. Мартьянова
Пермский краеведческий музей
Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова
Музей археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН
Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
Институт истории материальной культуры РАН
Научно-исследовательский центр «Байкальский регион» Иркутского государственного университета
Арт-фонд Даши Намдакова
Очень важно, что достаточно большое количество предметов, показанных на этой выставке -- не показывается никогда, а тихо хранится в запасниках. Здесь же мы можем их увидеть представленными со всем почтением, прямо как моделей на подиуме, с личными прожекторами. Как, например, "хабаровская нефертити".
Очень важный аспект декорации выставки -- копии знаменитых "окуневских стел". Подлинные изваяния -- неподъемные каменные, разбросанные по далеким уголкам страны (в родных местах) или вывезенные в самые разные музеи. Здесь же их тонированные слепки собрали вместе, позволяя нам представить, хотя бы отдаленно, языческие капища.
Когда креститель Руси Владимир Святой уничтожал святилище Перуна. он примерно такую хтонь там и рубил топорами, только те были деревянными. Конечно, все это очень перпендекулярно христианской культуре, понятно, почему при "осваиваинии" Сибири попы с древними верованиями боролись.
И у мечей есть глаза, как же без них нормальному мечу с душой функционировать.
В экспозицию интегрированы скульптуры современного скульптора Даши Намдакова на те же древние сюжеты.
В Москве в выставке был еще один целый зал других современных художников на тему серца Пармы, Чердыни и прочих волшебных сибирских вещей, но во Владивостоке на него не хватило пространства, так что остался только Даши. Однако в конце года выставка переместится в Красноярск, где планируется этот зал вернуть.
На одной из стен -- карта Транссибирской магистрали, вдоль которой были найдены эти раскопанные вещи (РЖД -- спонсор выставки).
Объекты анимированы, не оторваться, играя.
После Владивостока выставка поедет в Красноярск. Организатор проекта фонд "Таволга" надеется, что другие сибирские регионы тоже захотят присоединиться к проекту "Сны Сибири".
***
Владивосток, Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
До 6 октября
https://arseniev.org/museum-events/vystavka-sny-sibiri/