1920-е гг. Париж. Кафе на бульваре. Великий князь Александр Михайлович сидит за столиком, кушает круассаны, и видит, как в зале два каких-то человека, чья внешность кажется ему смутно знакомой, сверлят друг друга взглядами. Потом они видят князя и начинают греть глазки на нем. Ал. Мих. вглядывается, и внезапно узнает Савинкова, анархиста, террориста, убийцу и писателя. Но кто второй? "Я подозвал официанта. - Я не ошибся? Вон тот господин - это бывший глава русского правительства Керенский? - Прошу прощения, месье, - был смущенный ответ, - но у нас общественное заведение. К сожалению, мы обязаны впускать каждого, у кого наберется денег на чашку кофе."
Эта история всегда вызывала у меня щемящее чувство, когда я представляла ее в лицах; ее рассказывали на факультете. Будто бы один из ученых старой школы, знавший тысячу языков и бывший энциклопедистом, историк Бахрушин, никогда не был заграницей. И вот наконец, в каком-то из пароксизмов либерализма, его и других ученых из МГУ как-то все же выпустили в поездку. И вот идут они по Парижу. Пожилые, седые, близорукие. В первый раз. И он, вертя седеющей головой, говорит: "А вот сейчас мы повернем налево и увидим то-то... А через два дома будет тот самый особняк, в котором принц Конде... А вот за тем углом будет прекрасный вид. Обратите внимание на эти окна...". Он, никогда не бывая в городе, знал его лучше жителей. И вот, наконец, увидел.
По Марксистской ходит краснорожий бомж с бензопилой (выключенной). Я нервничаю. О майн гот! В начале улицы встретился второй, это точно второй - одет по другому. Но тоже с пилой! Это флешмоб, я точно знаю.
UPD: дорогие френды подсказывают, что это типичное для москвы зрелище, которое из раза в раз повторяется несколько лет. А я вот первый раз увидела...
Вчера говорили о том, как эрмитажную Мадонну Литта леонардовскую человек переделал. Сегодня - как эрмитажную Мадонну Бенуа леонардовскую же - напомнила aisulu.
Не так наглядно, но тоже любопытно. Младенец-дегенерат, как обычно, детектед.
Оказывается, картин про то, как человеку рубят голову, в мировом искусстве невероятное количество. Есть из чего выбрать -- тут вам и Тициан, и Суриков, и разумеется кровожадный Рубенс. Казнили и святых, и королев, и сторожей, и мутантов... Интересно, почему художникам нравился этот жестокий сюжет?
Я попробовала составить список из 10 самых замечательных и высокохудожественных картин -- в рамках своей традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение". Ужаснемся вместе.
На сегодня известно несколько десятков римских солдатских писем, датировка которых колеблется в широких пределах между I и VI вв. н.э. Как ни один другой источник эти документы отражают чувства простых людей. Познакомимся с этими письмами поближе.
Возраст рекрутов, поступавших на службу в римскую армию императорской эпохи, колебался между 17 и 35 годами. У большинства из них были семьи, родители, братья и сёстры, у некоторых имелись жёны и дети. Эпиграфические документы, имеющиеся в распоряжении современных историков, свидетельствуют о том, что, несмотря на продолжительный срок военной службы, солдаты продолжали поддерживать отношения со своими домашними. Они обменивались с ними письмами, передавали посылки и даже иногда навещали их во время отпуска.
Если бы я писала роман об Алеше Поповиче... Давно меня мучает теоретический вопрос -- какова была «истинная история» богатыря Алеши Поповича? Его происхождение?
(Теорию, что на самом деле его прототип -- боярин 13 века, отметаем, ибо так не интересно).
Если Алеша Попович -- богатырь при дворе Владимира Красно Солнышнко, лишь недавно свергнувшего языческие идолы в Днепр, то кто его отец? В смысле, успел бы после Крещения страны завестись и размножиться на Руси хотя бы один нормальный поп? Чтобы его сын, попович, успел вырасти и в княжескую дружину попасть, да застать в ней еще бодрого княжеского дядю Добрыню?
Или Алеша Попович -- сын приезжего византийского попа? Хотя я думаю, к нам только черное монашество засылали, особенно поначалу. Или можно придумать драматическую историю про священника-византийца, нарушившего обеты ради глаз прекрасной славянки, у которого родился мальчик Алеша... Или про ребенка-сироту, сына убитого корсунского попа, которого захватил с собой на север князь Владимир после разорения города... ( Collapse )
Вопрос на первый взгляд кажется дурацким любому, кто хоть раз видел работы этих художников. Однако вот вам моя загадка-угадайка, удастся ли вам выбить сто процентов правильных ответов?
Дело в том, что у Рубенса и Тициана есть целый ряд картин, практически (на первый взгляд) не отличимых. Как это вышло? ( Collapse )
Вещь, которая стала первым орудием убийства в мире. Как её рисовали, и вообще, что это был за предмет? Оказывается, веками для богословов это было предметом размышлений! А художникам -- той еще задачкой.
Еще раз напоминаю, что по выходным у меня обычно выходят выпуски по тэгу "переезд старых постов". Это тексты, которые я пару лет назад писала на Яндекс.Дзене, а теперь постепенно перезаливаю на более стабильную площадку (мы с вами это обсуждали и голосовали за формат подачи тут).
Пожалуйста, не придирайтесь к тому, что там не актуализированы даты. Также, ради бога, не обвиняйте меня в плагиате "у кого-то, у кого вы совершенно точно читали это раньше, а имени не помните".
В субботу в Питере, после того, как я час общалась с живыми людьми на мероприятии Книжного салона в Г. Штабе, и еще потом подписывала книги на автограф-сессии, меня потащили внезапно, не дав отдышаться, делать прямой эфир разговоров об искусстве. Ролик под названием "Книжный салон. Современное искусство – это мыльный пузырь или все-таки искусство?" лежит на ютубе (и по видео видно, на самом деле, как я устала ((((