On this day in journal — March 21st

1 dress

"Генрих VIII"

Cлучайно наткнулась на английский телефильм "Генрих VIII" (2003)

Мне весьма понравилось.
Анну Болейн играет Хелена Бонэм Картер - причем не выпячивая свою индивидуальность, а наоборот, акцентируя то, что есть в сохранившихся портретах Болейн. Джейн Сеймур - играет девочка, которая была мисс Дарси, сестрой Колина Ферта в "P&P". Еще там есть Дэвид Суше (который Пуаро), и Шон Бин.
Когда смотришь на портрет исторического лица и сравниваешь с тем человеком, который его играет, видно, что товарищи по кастингу очень ответственно поработали.

Но все это было бы бессмысленно, если бы они промахнулись с выбором самого короля. А он получился совершенно прекрасен. Collapse )
1 dress

гостиница Москва, внутренности с советским макияжем

Новорожденная гостиница Москва, значить, в нижних этажах совсем не гостиница, а очередной торговый центр. Вход со стороны Манежки закрыт-перегорожен. Прокрасться внутрь можно с ул. Охотный ряд, через "Старбакс", который сквозной, либо же с Театральной площади. Внутри - клонированный интерьер: бутики, сияющие стеклом эскалаторы. Народу никого (никто дороги, наверно, не знает), продавцы скучают, ценники и лейблы поблескивают. Зеркальный гранит повсюду.

Я-то зашла, по своей обычной прозаической причине - на выставку.
Вскоре, если вы не осознали сего ужаса, нам предстоит очередной блокбастер по Акунину, с Федей Бондарчуком в главной роли. (Весна 1941 года. Комиссариат Госбезопасности занят поисками лучшего агента абверовской разведки Вассера. Офицер НКВД, опытный разведчик и циничный сердцеед Октябрьский (Бондарчук) находит себе напарника — молодого и впервые влюбленного боксера Егора Дорина (Козловский).
Под это дело кинокомпания соорудила в фойе ТЦ "Москвы" выставочку "Эпоха светлого завтра". Пресс-релиз очень красивый, что-то из этого действительно есть: тир, старые телефоны и рации, множество плакатов, фоточки, архитектурные голограммы (с панорамы Москвы то исчезают, то появляются здания и памятники), плакатные голограммы, голая задница девушки с веслом, манекены в НКВД-шных костюмах и так далее.

В общем, 15-20 минут провести там с любопытством можно. Будете в центре - загляните. Тем более, что вход на промо-выставку бесплатный. Ну, если не считать, что пройти сквозь Старбакс и не пожертвовать полторы сотни американским капиталистам - невозможно.
1 dress

Родословное древо персонажей "Войны и мира"



Большая картинка

По сравнению с более поздним древом из "Анны Карениной" - намного более запутанное, невнятное и нестройное. Даже в этом видно, что "В&М" писал любитель, а "АК" - уже профессиональный писатель.
4 Cудья Ди

Как "портрет артистки" стал портретом княгини-археолога


Б. Кустодиев. Портрет Татьяны Николаевны Чижовой. (1924, Ивановский областной художественный музей)

В конце 1970-х в Иванове проходил всесоюзный симпозиум мостостроителей. В культурной программе было посещение художественного музея. Один из зрителей, указывая на кустодиевский портрет молодой женщины, удивленно сказал:
«Надо же. Вот он где!».
Зритель узнал картину по фоторепродукции, которая хранилась в квартире его профессора – Виссариона Эристова.
Это известный советский инженер (под его руководством строились крупнейшие гидрообъекты по всему Союзу) с переделанной на одну букву княжеской грузинской фамилией.
Изображенная на портрете Татьяна Николаевна Чижова была его женой. Так через случайного визитера ивановские музейщики узнали адрес героини портрета 1924 года.

Collapse )
6 skia

Николай II и его гейша по имени Моорока О-Мацу

Извините, опять продолжу на ту же тему (самой противно, но надо).
Из комментариев ко вчерашнему посту (увы, потёртых) про дневник Кшесинской стало понятно, в чем глобальная проблема с фильмом "Матильда".
Не в том, что отношения будущего императора и балерины показаны не с тем акцентом, не в том Николая играет актер, засветившийся в эротике.
Оказывается, по мнению верующих в Царственных Страстотерпцев, история целиком вранье.
У Николая не было отношений с Матильдой ВООБЩЕ. Он вступил в брак девственником.
И никогда в жизни не грешил. Он же святой. Логично, да?

***
Ну, а для людей с более богатой картиной мира и желанием расширить кругозор, процитирую другую историю. Наверняка, тоже "поклеп" и "клевету" на Царя-Искупителя.

В 1890–1891 годах великий князь, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) отправился в долгое путешествие на Восток. На яхте он доплыл до Японии, а потом вернулся в Петербург по Транссибирской магистрали. Из Японии он привез татуировку (черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), шрамы от сабельных ударов (из-за нападения фанатика-самурая) и множество диковинок, часть которых пополнили коллекцию Кунсткамеры.

Среди них — кукла размером в человеческий рост, портрет гейши, звавшейся Моорока О-Мацу (встречается вариант просто Омацу).


Collapse )
1 dress

Красавицы николаевского века в стихах и акварелях Владимира Гау

Ко дню рождения 4 февраля вспоминаем живописца Владимира Гау и светских красавиц XIX века, которых он писал,
а также какие стихи посвящали этим дамам поэты золотого века русской литературы.


АЛЕКСАНДРА ВОРОНЦОВА-ДАШКОВА


Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом.
Значенья пустого слова
В устах ее полны приветом.

Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь ей несносна привычка,
Она ускользнет, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка. <…>

То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.

Владимир Гау. Портрет А.К. Воронцовой-Дашковой. 1841. Christie's

Александра Воронцова-Дашкова была женой одного из самых богатых людей России того времени, дипломата Ивана Воронцова-Дашкова. Она была истинной светской львицей, повелительницей мод, и отличалась немного монгольской красотой. Иван Тургенев сделал ее прототипом «княгини Р.» в романе «Отцы и дети», Николай Некрасов посвятил истории ее трагического второго брака с доктором-аферистом стихотворение «Княгиня». А стихотворение Михаила Лермонтова «К портрету» было написано поэтом еще в период ее счастливого первого брака с графом Воронцовым-Дашковым.

Collapse )
6 skia

Что такое правда, и что такое художественная правда

Продолжаем на примере русской литературы и русской истории рассматривать, что есть истина, как она преломляется в пересказах и сплетнях, и что происходит с фактами в художественных произведениях. Как-то очень наглядно это получается делать на примере императора Николая I Палкина.

В позапрошлый раз мы с вами выяснили, что расхожее хлесткое словосочетание про его гарем из фрейлин, скорей всего, -- очень поздний фейк, поднятый на щит пушкинистами и лермонтоведами (часть 1), в прошлый раз мы сравнивали две версии одного и того же скандала с рукоприкладством и бдсм, и на этом примере тоже сделали определенные выводы насчет того, какие версии событий приятней социуму в зависимости от окружающей ситуации и отношению к истории (часть 2).

Вот в эти прошлые разы несколько человек мне прямо написали, что все это негативное о Николае I -- правда, потому что ведь Лев Толстой описал эту историю в "Отце Сергие". Логика, конечно, в этом заявлении прекрасная ("потому что Лев Толстой"). Давайте же наглядно посмотрим, как Лев Толстой работал с материалами слухов и сплетен, и как под его пером они превращались в "историческую правду".

Collapse )
1 dress

Грязные тайны «Вакха» Караваджо

Одна из самых красивых картин живописца эпохи барокко скрывает несколько секретов, причем узнать их можно, только лишь если вглядеться в детали, покопаться в грязи и мраке...


Караваджо. «Вакх». Ок. 1596 г. Уффици

Картина, названная именем античного бога виноделия Вакха-Диониса, изображает томного, красивого юношу южного типа. Он облачен в подобие древнеримской тоги, видимо, возлежит (именно в этой позе римляне трапезничали), держит в руках бокал с вином, а графин стоит на столе, рядом с фруктами. То, что это — Вакх, помимо красного вина обозначает венок на голове персонажа, сплетенный из виноградных листьев и с гроздьями. Понятно, что нормальные люди такое вместо шляпы не носили, надо быть богом или натурщиком.

Collapse )
1 dress

Как музеи зарабатывают на кино

Мировой опыт показывает, что съемки кино становятся все большим подспорьем бюджету многих музеев. Рассказываю, как снимали самые знаменитые фильмы — от «Кода да Винчи» до свежих «Бриджертонов». И сколько на этом зарабатывают музеи (а также почему в России это очень сложнопредставимо).

http://www.theartnewspaper.ru/posts/8905/
1 dress

Как убивали Лорку в советской живописи (предупреждаю, круто)

Недавно я внимательно изучила, как великого испанского поэта рисовали при жизни и после смерти (портретировали). В связи с этим всплыл отдельный пласт, посвященный его гибели.

Как известно, о его расстреле франкистами во время испанской Гражданской войны примерно между 17 и  19 августа 1936 мало чего известно, кроме самого факта, который даже железно и не доказан. Смерть Лорки -- это одна из мученических гибелей ХХ века, которые обросли легендами и придали его фигуре дополнительный флёр. Есть и конспирологические версии, будто он выжил (про это даже есть фильм).




Это повлекло за собой достаточно большое количество произведений искусства.
Самые сильные, удивительное дело, в советской живописи (Лорка был как бы "наш", типа коммунист).

Итак
La muerte de Federico García Lorca en las bellas artes (pintura y gráfica).

Collapse )