Из комментариев ко вчерашнему посту (увы, потёртых) про дневник Кшесинской стало понятно, в чем глобальная проблема с фильмом "Матильда".
Не в том, что отношения будущего императора и балерины показаны не с тем акцентом, не в том Николая играет актер, засветившийся в эротике.
Оказывается, по мнению верующих в Царственных Страстотерпцев, история целиком вранье.
У Николая не было отношений с Матильдой ВООБЩЕ. Он вступил в брак девственником.
И никогда в жизни не грешил. Он же святой. Логично, да?
***
Ну, а для людей с более богатой картиной мира и желанием расширить кругозор, процитирую другую историю. Наверняка, тоже "поклеп" и "клевету" на Царя-Искупителя.
В 1890–1891 годах великий князь, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) отправился в долгое путешествие на Восток. На яхте он доплыл до Японии, а потом вернулся в Петербург по Транссибирской магистрали. Из Японии он привез татуировку (черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), шрамы от сабельных ударов (из-за нападения фанатика-самурая) и множество диковинок, часть которых пополнили коллекцию Кунсткамеры.
Среди них — кукла размером в человеческий рост, портрет гейши, звавшейся Моорока О-Мацу (встречается вариант просто Омацу).
С гейшей цесаревич свел знакомство в одном из увеселительных заведений Киото. И она — как доложили японскому императору Мэйдзи — очень понравилась молодому человеку. Гостеприимный японский владыка попросил знаменитого мастера по имени Кавасима Дзимбей II выполнить портрет гейши. Куклу подарили Николаю перед отплытием из Японии, и она ему очень понравилась.
Но в Петербурге он ее в своих покоях почему-то не оставил, передав в Кунсткамеру с другими сувенирами. Где она хранится и ныне (см. карточка экспоната на сайте музея).
(Да, подчеркиваю, лично я считаю, что отношения у них были сугубо платонические,
***
И в тему -- прелестный отрывок из воспоминаний его кузена, вел. кн. Александра Михайловича, как он служил на Дальнем Востоке и реально купил себе японскую красавицу, с которой сожительствовал пару лет.
Итак, НАГАСАКИ, примерно 1887 год.
Великий князь Александр Мих. со своим кораблем находится в порту.
Корвет "Рында", на котором служил великий князь.
В то время одна вдова, — японка по имени Омати — она содержала очень хороший ресторан в деревне Инасса вблизи Нагасаки. На нее русские моряки смотрели как на приемную мать русского военного флота. Она держала русских поваров, свободно говорила по-русски, играла, на пианино и на гитаре русские песни, угощала нас крутыми яйцами с зеленым луком и свежей икрой, и вообще ей удалось создать в ее заведении атмосферу типичного русского ресторана, который с успехом мог бы занять место где-нибудь на окраинах Москвы..
Но кроме кулинарии и развлечений, она знакомила русских офицеров с их будущими японскими «женами». За эту услугу она не требовала никакого вознаграждения, делая это по доброте сердца. Она полагала, что должна сделать все от нее зависящее, чтобы мы привезли в Россию добрые воспоминания о японском гостеприимстве. Офицеры «Вестника» дали в ее ресторане обед в нашу честь в присутствии своих «жен», а те, в свою очередь, привели с собою приятельниц, еще свободных от брачных уз.
Омати-сан превзошла по этому случаю самое себя, и мы, впервые за долгое время, ели у нее превосходный русский обед. Бутылки водки, украшенные этикетами с двуглавым орлом, неизбежные пирожки, настоящий борщ, синие коробки со свежей икрой, поставленные в ледяные глыбы, огромная осетрина по середине стола, русская музыка в исполнении хозяйки и гостей — все это создавало такую обстановку, что нам с трудом верилось, что мы в Японии.
Мы с любопытством наблюдали за тем, как держали себя игрушечные японочки. Они все время смялись, принимали участие в нашем пении, но почти ничего не пили. Он представляли собою странную смесь нежности с невероятной рассудочностью. Их сородичи не только не подвергали их остракизму за их связи с иностранцами, но считали их образ жизни одною из форм общественной деятельности, открытою для их пола.
Японские женщины в Нагасаки, 1890-е
Впоследствии они намеревались выйти замуж за японцев, иметь детей и вести самый буржуазный образ жизни. Пока же он были готовы разделить общество веселых иностранных офицеров, конечно, только при условии, чтобы с ними хорошо и с должным уважением обходились.
Всякая попытка зависти флирт с «женой» какого-нибудь офицера была бы признана нарушением существующих обычаев. Их определенное миpocoзеpцание не носило никаких следов западноевропейского мышления; как все обитатели востока, они проповедовали моральную непорочность и духовную верность, которая в их глазах ценилась гораздо выше физической невинности. Почти никто из европейских или же американских писателей не сумел истолковать эту черту японского рационализма.
Разбитое сердце «мадам Баттерфляй» вызвало взрыв хохота в Империи Восходящего Солнца, потому что ни одна из носительниц кимоно не была настолько глупа, чтобы предполагать, что она могла бы остаться с «мужем» до гробовой доски. Обычно «брачный контракт» заключался с японками на срок от одного до трех лет, в зависимости от того, сколько времени находилось военное судно в водах. Японии. К моменту истечения срока подобного контракта, появлялся новый офицер, или же, если предыдущей «муж» был в достаточной мере щедр и его «жена» могла, сэкономить достаточную сумму денег, то она возвращалась обратно в свою семью.
Вел. кн. Александр Михайлович
Я часто навещал семьи моих «женатых» друзей, и мое положение холостяка становилось прямо неудобным. «Жены» не могли понять, почему этот молодой «самурай» — им объяснили, что «самурай» означало по-русски «Великий Князь», — проводит вечера у чужого очага вместо того, чтобы создать свой собственный уютный дом. И, когда я снимал при входе в их картонные домики, обувь, чтобы не запачкать на диво вычищенных полов, и входил в одних носках в гостиную, недоверчивая улыбка на ярко накрашенных губах хозяйки встречала меня. По всей вероятности, этот удивительно высокий самурай хотел попытать верность японских «жен». Или же, быть может, он был слишком скуп, чтобы содержать «жену»! — читалось в их глазах.
Я решил «жениться». Эта новость вызвала, сенсацию в деревне Инасса, и были объявлены «смотрины» девицам и дамам, которые желали бы занять роль домоправительницы русского великого «самурая».
Смотрины были назначены на определенный день. Напрасно я старался избежать излишней пышности. Однако, мои друзья всецело поддержали желание г-жи Омати-сан дать возможность каждой девушке, которая подходила бы к намеченной роли, принять участие в конкурсе.
Нагасаки в 1890 году
После смотрин должен был состояться торжественный свадебный обед всем офицерам с шести военных кораблей, стоявших в Нагасаки.
Выбор моей будущей «жены» представлял большие трудности. Все они оказались одинаковыми. Все они были улыбающиеся, обмахивающиеся веерами куклы которые с непередаваемой грацией держали, чашечки с чаем. На наше приглашение их явилось не менее шестидесяти. Даже самые бывалые офицеры среди нас, встали в тупик пред таким изобилием изящества. Я не мог смотреть спокойно на взволнованное лицо Эбелинга, но мой смех был бы неправильно истолкован «невестами». В конце концов, мое предпочтение к синему цвету разрешило мои сомнения; я остановил свой выбор на девушке, одетой в кимоно сапфирового цвета, вышитое белыми цветами.
Адольфо Фарсари (итальянский фотограф, живший в Йокогаме). Пять музыкантш. 1880-е годы.
Haконец, у меня завелся свой собственный дом, правда очень скромный по размерам и убранству. Однако, командир «Рынды» строго следил за тем, чтобы мы, молодежь, не слишком разленились, и заставлял нас заниматься ежедневно до шести часов вечера. Но в половине седьмого я уже был «дома» за обеденным столом в обществе миниатюрного существа.
Веселость характера этой японочки была поразительна. Она никогда не хмурилась, не сердилась и всем была довольна. Мне нравилось, когда она была одета в кимоно различных цветов, и я постоянно приносил ей новые куски шелка. При виде каждого нового подарка, японочка выскакивала, как сумасшедшая, на, улицу и созывала наших соседей, чтобы показать им обновку. Уговорить ее делать меньше шума — было бы напрасным трудом; она очень гордилась великодушием своего «самурая».
Она попробовала сшить кимоно и для меня, но, моя высокая фигура, закутанная в это японское одеяние, дала ей повод к новым восклицаниям и восторгам. Я поощрял ее любовь принимать моих друзей и не уставал любоваться, с каким серьезным достоинством эта кукла разыгрывала роль гостеприимной хозяйки. По праздникам мы нанимали рикшу, ездили осматривать рисовые плантации и старинные храмы, и обычно заканчивали вечер в японском ресторане, где ей оказывалось неизменно глубокое уважение. Русские офицеры называли ее в шутку «нашей великой княгиней» — причем туземцы принимали этот титул всерьез. Почтенные японцы останавливали меня на улиц и интересовались, не было ли у меня каких-либо претензий в отношении моей «жены». Мне казалось, что вся деревня смотрела на мой «брак», как на известного рода политический успех.
Нагасаки в 1890-х годах.
Так как мне предстояло, остаться в Нагасаки около двух лет, я решил изучить японский язык. Блестящее будущее Японии не вызывало во мне никаких сомнений, а потому я считал весьма полезным, чтобы хоть один из членов Императорской Фамилии говорил бы на языке страны Восходящего Солнца. Моя «жена» предложила мне быть моей преподавательницей, и через некоторое время, несмотря на трудности японской грамматики, я научился стольким фразам, что мог поддерживать разговор на простые темы.
В один прекрасный день была получена телеграмма от Государя Императора с приказанием сделать официальный визит Микадо.
Российский посланник при японском дворе выработал сложную программу, состоявшую из торжественных приемов, обедов и ужинов, и которая должна была завершиться большим банкетом во дворце. Наш посланник был очень озабочен, так как я должен был явиться первым представителем европейских государств, которого когда-либо принимал японский император.
Он объяснил мне при этом, что в своих беседах с Микадо я должен буду пользоваться услугами переводчика, так как император ни на каком другом языке, кроме японского, не говорил. Я глубокомысленно усмехнулся..
Мне казалось, что мое умение говорить с Микадо без переводчика явится для всех большим сюрпризом. Жители деревни Инасса потеряли покой, когда, узнали, что с ними проживает человек, которого примет сам великий Микадо. Мои японские друзья теряли дар речи в моем присутствии, и только подобострастно кланялись.
Император Мэйдзи и императрица Сёйкэн, осматривающие цветочную выставку. 1878.
Даже моя «жена» выглядела испуганной. Дело и в том, что в местных газетах появился мой портрет с заметкой, в которой говорилось, что русский морской офицер, проживающий уже третий месяц инкогнито в Японии, приходится двоюродным братом Императору Всероссийскому.
Это породило в моей «жене» сомнения, должна ли она продолжать называть меня «Сан» (японское уменьшительное от «Сандро») или же избрать какую-то другую, более официальную форму обращения. Пришлось подарить пятьдесят ярдов розово-зеленого шелка, чтобы возвратить ей душевное равновесие.
Адольфо Фарсари. Три куртизанки. 1885 год
В то время пост заведующего церемониальной частью при японском дворе занимал бывший камергер Германского Императора, а потому прием мой в Токио и Иокогаме был обставлен с большой торжественностью. С того момента, как в Иокогамском порту прогремел императорский салют в 101 выстрел, в течение девяти последующих дней я перестал быть скромным мичманом с крейсера «Рында», и со мною обращались точно так же, как принимали в чопорном Потсдаме высочайших особ. Собственный поезд Микадо ожидал меня в Иокогаме, и все члены правительства, во главе с графом Ито, тогдашним премьер-министром, встречали меня в Токио на вокзале. Я проследовал в императорский дворец в пышном экипаже, которому предшествовал эскадрон гвардии Микадо в парадной форме.
Император Мэйдзи
Первая аудиенция у Императора длилась всего несколько минут. Император и Императрица приняли меня в тронной зале, окруженные блестящей свитой принцев и принцесс. Я произнес короткую речь и предал приветствие от Царя. Император выразил свою радость по поводу моего пребывания в Токио и веру в русско-японскую дружбу. Обе речи были переведены переводчиком посольства. Я испытывал некоторое смущение в обществе этих людей, одетых в полную парадную форму и едва достигавших мне до плеча, и старался казаться как можно ниже ростом.
Целая неделя была посвящена осмотру достопримечательностей столицы и военным парадом; наконец, приблизился вечер торжественного банкета в императорском дворце. Я сидел по правую руку от Императрицы. Выждав немного, набрался храбрости, улыбнулся очень любезно и заговорил с ней по-японски. Сперва она, выглядела чрезвычайно удивленной. Я повторил мою фразу. Она вдруг рассмеялась.
Императрица Сёкэн
Тогда я счел наиболее уместным выразить ей по-японски мое восхищение по поводу достигнутых Японией успехов. Это представляло большие трудности, так как я должен был вспомнить многие выражения, употребляемые в подобных случаях моими друзьями в Ионасса.
Императрица издала странный, горловой звук. Она перестала есть и закусила нижнюю губу. Ее плечи затряслись, и она начала истерически смяться. Японский принц, сидевший слева от нее и слышавший наш разговор, опустил в смущении голову. Крупные слезы катились по его щекам. В следующий момент весь стол кричал и смеялся. Я очень удивился этой веселости, так как в том, что я сказал, не было и тени юмористики. Когда смех немного улегся, императрица подала знак принцу, и он обратился ко мне по-английски:
— Позвольте узнать, где Ваше Императорское Высочество изволили научиться японскому языку? — вежливо спросил он с глазами, полными слез.
— А что? Разве я говорю плохо?
— Совсем нет! Вы замечательно говорите, но видите ли вы употребляете особый местный диалект, который... Как бы вам это объяснить?.. Можно узнать, как долго вы уже находитесь в Нагасаки и не проживали ли вы округе Ионассы?
Немецкий камергер был явно скандализован, так как это был, по всей вероятности, самый веселый придворный банкет в истории Империи Восходящего Солнца.
— Я бы очень хотел знать, как ее зовут? — сказал премьер-министр, провожая меня до экипажа. Я бы выразил ей от имении Его Величества высочайшую благодарность за ее блестящей метод в преподавании ионасского наречия. Сколько же вы, Ваше Высочество всего взяли уроков японского языка?..
http://militera.lib.ru/memo/russian/a-m/07.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Bestshakko.ru
March 21 2017, 13:52:20 UTC 7 years ago
Владимир Цвингли
А есть где-нибудь внятное объяснение, почему сторонников культа не устраивает толкование "Николай грешил, а потом вступил в законный брак, каялся, принял муч. венец и вот теперь мы ему поклоняемся"? То есть почему с князем Владимиром, апостолом Павлом, не знаю, кем угодно сюжет о раскаявшемся грешнике может быть, а с Николаем нет?
Владимир Березин
На это недоумение (почему этим можно, а тут нет) есть вполне внятный богословский ответ: поименованные персоны сперва грешили, а потом приняли таинство Крещения, а в случае с Николаем все было наоборот.
Оккама тут бреется в том, что проще решить, что N. жил праведно , находясь в лоне Церкви, потому что в обратном случае это вызывает когнитивный диссонанс. Оного диссонанса раскаявшийся грешник, очистившийся через Крещение не вызывает.
Дмитрий Сичинава
Кроме того, Николай не просто "святой", а часть политического мифа -- который тут является на самом деле главным сюжетом (а спасение души или учение Христа этих людей интересует минимально). Это националистический миф нового времени -- о "наших" сторонниках консервативного и максимально победоносного государства (извечного и лишь слегка меняющего внешний вид, от Александра Невского до чекистов), которые всегда правы, и о "чужих" внешних и внутренних врагах, которые его стремятся подорвать. Легко заметить отсутствие чего-то подобного в средневековом русском нарративе, который при всем "патриотизме" все же "про другое". Хотя в наше время возможно и ретроспективное распространение на Средневековье такого мифа: ср. методологию Мединского или учение об оклеветанном иностранцами и предателями Иване Грозном, который сам террора не вел и никаких святых не убивал (что допетровские цари полностью признавали и за него каялись). В принципе не очень сложно себе представить по такой схеме и "оклеветанного" Владимира, с "Викингом" кажется и было что-то подобное, но в куда более слабой форме.
Николай в рамках этого мифа -- последний правитель небесной сияющей державы, России, которую мы потеряли, после которого всё сразу стало плохо. О недостатках и слабостях Николая всего охотнее говорили сторонники будущей революции -- от которых он, в конечном счете, мученичество и претерпел. Разумеется, это вызывает у фанатов государя теорию, согласно которой он был оклеветан с начала и до конца злыми франкенштейнами, а потом свергнут ими же и убит, в то время как на самом деле он был рыцарем без страха и укропа, мудрым и эффективным правителем, приведшим страну на грань победы в войне и в последний момент получившим от жидомасонов удар в спину. Любые рассказы о том, что Николай не только что совершал серьезные политические ошибки, но и просто был живым человеком: курил, какал, дурачился на досуге, любил легкое чтение, убивал ворон и кошек, имел связи до брака -- могут восприниматься как часть той же "черной легенды", тут логика мифа работает уже до конца.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author