Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Как убивали Лорку в советской живописи (предупреждаю, круто)

Недавно я внимательно изучила, как великого испанского поэта рисовали при жизни и после смерти (портретировали). В связи с этим всплыл отдельный пласт, посвященный его гибели.

Как известно, о его расстреле франкистами во время испанской Гражданской войны примерно между 17 и  19 августа 1936 мало чего известно, кроме самого факта, который даже железно и не доказан. Смерть Лорки -- это одна из мученических гибелей ХХ века, которые обросли легендами и придали его фигуре дополнительный флёр. Есть и конспирологические версии, будто он выжил (про это даже есть фильм).




Это повлекло за собой достаточно большое количество произведений искусства.
Самые сильные, удивительное дело, в советской живописи (Лорка был как бы "наш", типа коммунист).

Итак
La muerte de Federico García Lorca en las bellas artes (pintura y gráfica).


Но начнем с его родной испанской. Понятно, что их эта тема волнует сильнее.

Художник Хосе Кабальеро (José Caballero, 1913-1991), который знал его при жизни и написал интересный портрет маслом (см. предыд. пост), сделал вот такие графические портреты, следы крови на которых обозначают гибель поэта. (source)




Однако он рисовал и сам расстрел, причем его подходы менялись и оч. любопытны этим.

Хосе Кабальеро. "Плач по Федерико Гарсия Лорке". 1955. Coll. Abanca (source)
d3d9d6c25041286c4376159fef2b40dc-800x.jpg

Хосе Кабальеро. "Пролитая кровь" (1967)


Хосе Кабальеро. Смерть Федерико Гарсия Лорки. 1968


Хосе Кабальеро. Кровь поэта. 1968. Национальный музей зарубежного искусства (София, Болгария)



Хосе Кабальеро. "Рассвет в Виснаре" (1969)



Хосе Кабальеро. "Последовательность падения при расстреле Федерико Гарсия Лорки" (1974)


Хосе Кабальеро. Смерть Федерико Гарсия Лорки. 1974


Интересная у него каллиграфия, почти дальневосточная. Очень круто.

Вот еще графика, более поздняя.

Antonio Frasconi (1919-2013). Muerte de Lorca, 1962. (source)


***

Поскольку Лорка принадлежал к среде экспериментаторов культуры, в том числе живописи, логично, что его смерть ими трактуется своими привычными выразительными экспрессивными средствами. Ну и действительно, время "Расстрела императора Максимилиана" Мане прошло, это был бы повтор.

Этот автор, Хосе Гарсия Телья также был участником Гражданской войны на строне республиканцев.

José García Tella (1906-1983). The Death of García Lorca, 1953. Collection of Jean-Claude Riedel (source)


UPD: картина про стихотворение Лорки «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» о смерти героя, которая стала пророчеством его собственной смерти.

Сальвадор Дали. Плач по Игнасьо Санчесу Мехиасу (Памяти Федерико Гарсии Лорки), 1966 г.



Расстрел Лорки от другого автора, который с жертвой знаком уже не был.
Одновременно и сюрреализм, и Эль Греко. Художник сам при этом шотландец.
Аллегоричность не ослабевает, и даже нарастает.

Gerard  Morris (b.1955). "Смерть Лорки". 1993 (source)


Позднесоветское искусство в чем-то умело делать эту модернистскую аллегоричность не хуже, и при этом за его плечами был огромный багаж живописания ВОВ, на материале которой было провеедено очень много экспериментов по экспрессивности смерти.

Миша Брусиловский (Misha Brusilovsky, 1931-2016) . "Лорка", 1964. Холст / масло, 170 х 169 см. Галерея Г. Басмаджана. Париж (Франция). (source)


Художник Мыльников делает его гибель одним из трех символов Испании в своем триптихе.

Андрей Мыльников (Andrey Myilnikov, 1919-2012). "Испанский триптих" ("Тореадор", "Распятие в Кордове", "Смерть Лорки"). 1979. Третьяковская галерея

Мне нравится, как ключевым элементом во всех трех картинах сделаны вскинутые вверх руки, но повод для этого жеста у всех трех изображенных разный.



Итальянская работа великого Ренато Гуттузо оказывается самой скучной и "реалистичной" в этом ряду. Но зато самая по горячим следам.

Renato Guttuso (1912-1987) La fucilazione in campagna (Countryside shooting). Galleria Nazionale d'arte Moderna. 1938 (source)


Все-таки аллегории сюрреализма и проч. авангарда тут полезней.
Вот еще одна по горячим следам.

Fernando Briones (1905-1988). Al·legoria de l’afusellament de Federico García Lorca. 1937. Museu Nacional d'Art de Catalunya (Source)


А вот новодел

Лорка в образе вековой гей-иконы -- святого Себастьяна.

Alice Wellinger (source)


[Прячу под кат, берегите глазки]
Luis Zotes. (source)


Это часть триптиха, куда еще (увы) входят портрет Лорки и портрет поэта Мигеля Эрнандеса, республиканца, умершего в тюрьме в 1942.



Quique Palomo (source)



Граффити (source)





***
Ну, как вам?
Что показалось самым сильным?


Tags: испания, смерть
Subscribe

Posts from This Journal “смерть” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “смерть” Tag