Всего считаные дни, до 3 октября, осталось работать в Пушкинском музее выставке под названием «Музы Монпарнаса». Этот большой проект любопытен и красотой представленных произведений искусства, и тем, какой пласт, весьма редко выставляемый в наших краях, он показывает.
Кес ван Донген. "Портрет мадам Жасми". 1916. Собрание Александра Чистякова
Сегодня наткнулся в Википедии на историю колыбельной "Спи, моя радость, усни". Вы, конечно, знаете эту колыбельную - по-моему, ее все мамы в Союзе пели. Узнав, что, на самом деле, это песенка из пьесы Фридриха Готтера "Эстер" и перевела колыбельную в 1924 году переводчик Софья Свириденко, и, будучи человеком дотошным, не поленился и нашел в немецком интернете пьесу. Скан с издания 1795 года. В пьесе нашел эту песню - там ее поет служанка Эстер - Фатме. И так мне захотелось ее перевести (пока - только колыбельную, но, возможно, и всю пьесу потом), что я взял, да и перевел.
Фридрих Вильгельм Готтер КОЛЫБЕЛЬНАЯ (Из пьесы «Эстер»)
1. Маленький принц мой, усни, К мягкой подушке прильни, Месяц преклонит главу, Вытопчут кони траву, Певчие птицы молчат, Только цикады звенят, В сумерках тают мечты, Спи, мой царёнок, и ты…
В живописи Нового времени, особенно в барочной, весьма распространены картины, в названии которых встречаются слова "гроб", "гробница" или "могила" в сочетании с именем великого царя. При этом совпадении это могут быть совершенно разные сюжеты. Я насчитала целых 7.
Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе» открылась в Музеях Кремля (до 9 января 2022 года).
Экспозиция, посвященная многовековой дружбе и торговле между Россией и Францией, наполнена редкими документами, образчиками из книг мод и каталогов оружия (с инкрустацией).
Ж. де Виньо (Гектор Виже). Жозефина и Александр в Мальмезоне. 1864. Музей Мальмезон
Известно, что эта скульптура несколько раз мелькала и в других лентах «Мосфильма». Какова ее история и значение с точки зрения истории искусства, насколько она примечательна сама по себе и возможно ли вычислить, кого она на самом деле изображает?
Я нашла таинственного двойника, настоящее название (из Ветхого Завета) и автора оригинала (на Сотбис по 40-60 тыс. фунтов).
Что-то захотелось вернуться в своей старинной рубрике "картина как персонаж" (в предыдущих выпусках было про портрет Хьюго Баскервиля, портрет Клетчатого и некоторые другие интересные темы). ( Collapse )
Принято как-то думать, что Средневековье -- все такое тёмное-тёмное, как подвал с гнилой картошкой, и косное, шо мой позвоночник после суток в офисном кресле. Однако, если начать изучать историю внимательней, окажется, что все гораздо сложнее и интересней.
Продолжаю рассказ о том, как после тьмы Средневековья профильные портреты возвратились на монеты и медали. Сегодня вы узнаете о кесаре в смешной шляпе, самопиаре, мании величия, золоте и монетоподобных предметах с целью пропаганды. Оказывается, за долгие века (и чем ближе к Ренессансу, тем чаще) у королей и герцогов вспыхивали всполохи попыток самопиара и пропаганды. Причем именно с помощью такой волшебной штуки, как профиль.
Как богема умела жить до Первой Мировой войны (Bal des Quat'z Arts). (Сидела читала каталог "Музы Монпарнаса" (выставка сейчас в ГМИИ), и внезапно вспомнила эту историю из русских мемуаров о парижской художественной жизни начала ХХ века... Начала искать картинки. Ого-го, это такие картинки, фейсбук бы меня за них сразу же забанил, детям не показывать.)
Литературовед Елена Толстая в очень увлекательной биографии А.Н. Толстого "Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург" приводит фрагменты воспоминаний его второй жены, художницы Софьи Дымшиц-Толстой.
Пригласительный билет 1909 года
Из сильного впечатления того времени я помню парижский костюмированный бал Катзар (четыре искусства). Этот бал традиционный. Устраивался ежегодно поздней весной. На этот бал съезжались художники, меценаты <разных> других стран. И наша школа была приглашена на этот бал. Я костюмирована была египтянкой. При входе присутствовало жюри и я была пропущена. <Конечно, я была> Пришла я с группой наших русских художников, хотя и была приглашена <на ужин> французским архитектором [жильцом] <пансиона, в котором мы жили>. Бал происходил в самом большом помещении г. Парижа, и там с трудом вместились все желающие, имевшие личное приглашение. Джаз еще не был известен, но оркестры все время исполняли то, что сейчас называется джазом, но еще более дико. Начались шествия. Все они представляли эпизоды из времен греческого эпоса, во главе с самыми красивыми женщинами и мужчинами Парижа — артистами и моделями. Шествия чередовались с другими аттракционами, но все было подчинено одной цели — выявлению красоты — цели высокого искусства. Водки не было, ( Collapse )
Здравствуйте! Итак, первая неделя сентября прошла, можно выдохнуть от шокирующего перехода и смириться с тем, что это теперь надолго. Чтобы утешить всех нас в этот пасмурный день, я ставлю эту веселую песню я предлагаю эту сложносочиненную загадку.
Итак, в тех краях, где в течение 230 лет короновались императоры, заседал первый парламент и для музеев есть не остров, но набережная, имеется в одном вузе некая картина.
Угадайте, что это за произведение, если известно, что:
Художника, написавшего знаменитую картину "Новая Москва", а также другие знаковые советские работы, до 9 января можно будет увидеть в залах Третьяковской галереи на Крымском валу.