Экспозиция, посвященная многовековой дружбе и торговле между Россией и Францией, наполнена редкими документами, образчиками из книг мод и каталогов оружия (с инкрустацией).
Ж. де Виньо (Гектор Виже). Жозефина и Александр в Мальмезоне. 1864. Музей Мальмезон
Со вчерашнего дня в Музеях Московского Кремля открыта выставка, посвященная одному из давних партнеров (и горьких врагов) русского государства. В заголовок выставки вынесено словосочетание "10 веков", это потому что историю нашего взаимодействия кураторы решили начать с хрестоматийного события из исторических романах -- свадьбы Анны Ярославны, королевы Франции.
Предметы из Парижского сервиза. Выполнен в 1757-61 году по заказу Елизаветы Петровны.
Из заграницы приехало не очень много произведений, одно из самых ярких -- Реймское евангелие, якобы входившее в ее приданое. На самом деле оно не входило, но поскольку оно написано кириллицей и окружено легендами, и достоверно, что его показывали нашим императорам как туристическую достопримечательность, то тут ему действительно место подходящее.
Железно достоверный документ, прилетевший на выставку из Франции -- грамотка иностранная с ее автографом. Но ее я фотографировать не стала, вернее, ничего у меня не получилось: традиционно в Музеях Кремля большие проблемы с нормальным освещением, в их старинных зданиях.
Первая половина экспозиции располагается в выставочном зале под сводами Звонницы Ивана Великого. Там начинают с русских царей и посольских даров. От французов их, конечно, поменьше, чем от немцев, но все равно впечатляюще. Кроме даров, там есть и покупки 17 века.
В экране справа рукомойный гарнитур (блюдо и кувшин), дар английского короля Карла II царю Алексею Михайловичу в 1664 году. У него любопытное происхождение -- оно входило в приданое французской принцессы Генриетты-Марии.
Мастер Антуанетта Макерон. Блюдо. 1624-5. ММК. Изображен сюжет с Миносом и Скиллой. ММК.
А вот это ружье как минимум до 1929 года находилось в Берлинском цейхгаузе, и в Кремль попало лишь в 1953 году.
Ружье охотничье Франция, Париж, 1638 г. Мастер Франсуа Дюкло.. Ружье входило в состав кабинета оружия короля Людовика XIII в Лувре. ММК. Дельфин на прикладе обозначает дофина.
Шпалеры-мильфлеры из серии "Об Иосифе Прекрасном". Турень (?). 1544. ММК. Поступил из ГМИИ в 1929 г.
Из Эрмитажа приехали несколько предметов из совершенно роскошной коллекции французских средневековых эмалей из Лиможа, которую один наш гражданин, А.П. Базилевский, собрал, сидючи в 1-й пол. 19 века в Париже и выискивая на барахолках остатки из ризниц соборов и монастырей, разгромленных во время Французской Революции. (Правда, мне кажется, что-то из этого буквально только что было в ГИМе).
Вот витрина с древними часами (ничего не видно, разумеется). Недавно я прочитала кремлевский каталог про часы (моя рецензия будет отдельно потом), и совершенно влюбилась. Кто интересуется темой, ловите книгу, тираж всего 500 экз.
Отдельную, крупную группу, составляют текстильные предметы. Из Франции ввозилось много, и некоторые ткани быстренько использовались во вполне ортодоксальных предметах Но если вглядеться, то под христианской вышивкой можно найти вполне себе игривые сюжеты, которые легко можно представить и на фижмах красавиц времен разнообразных Людовиков.
А вот это камзол царя Петра Второго, один из представленных в экспозиции.
Кафтан и камзол императора Петра II Франция, 1727–1730. Бархат, парча, шелк, золотное кружево; ткачество, плетение. Музеи Московского Кремля
Затем экспозиция продолжается во втором выставочном зале -- в Патриаршем дворце.
Там представлены предметы 18-19 века.
Портреты 18 века, кажется, все родные, узнаваемые, из Пушкинского музея. Из других музеев вроде бы приехало что-то еще, в том числе из иностранных, но мне запомнились только некоторые жанровые сцены.
Из одежды тут какой-то императорский мундир 19 века (скукота), и вот это милейшее платьице императрицы Марии Федоровны-первой.
Платье домашнее Франция, 1780-е гг. Роз Бертен (?). Шелк, лента атласная, кружево, китовый ус, газ; роспись, пошив. Принадлежало великой княгине Марии Фёдоровне. Государственный музей-заповедник «Павловск».
Много драгоценных вееров 18 века, в том числе императорских. (Кстати, рекомендую канал историка моды Марьяны Скуратовской, у нее в последние месяцы невероятно классные материалы про исторические веера, в том числе с видео).
Павел Петрович и Мария Федоровна, сервские бюсты, по модели 1782. Павловск. Оригиналы были получены ими в подарок во время Гранд-тура.
Это предмет из большого туалетного прибора, который очень здорово разглядывать и пытаться угадать, что для чего предназначалось.
Из туалетного прибора, подаренного великой княгине Марии Федоровне во время посещения фарфорового производства в Севре в 1782 г. Государственный музей-заповедник «Павловск».
Письменный прибор с часами Париж, 1780 (?) Циферблат – часовой мастер Жан-Антуан Лепин; часовой механизм – Женева, 1789‒1794, часовая мастерская Братья Мелли. Золото цветное, серебро, бриллианты, халцедон, яшма, сердолик, гелиотроп, мрамор, перламутр, шелк, бархат, дерево, бумага, металл; литье, чеканка, гравировка, эмаль, резьба по камню. По преданию принадлежал императрице Екатерине II. Музеи Московского Кремля
В нескольких витринах представлены исторические кружева, и это конечно невероятное сокровище и редкость по сохранности.
Пуговицы с портретами французских королей (заметьте, профильными!)
Очень классные драгоценности, и у меня даже получилось много и хорошо отфотографировать. Но тут я подробно о них рассказывать не буду, а пожалуй, сделаю серию отдельных постов в моем инстаграмме (кто не читает -- подписывайтесь, там совершенно отдельный контент, не пересекающийся).
Драгоценные шкатулочки, бонбоньерки, табакерки представлены тоже во всяческом разнообразии и сверкании карат.
Император Наполеон смотрит с небольшим недоумением на выставку о русско-французской дружбе... Впрочем, и у него такой период в жизни ведь тоже бывал.
Портрет Николая, а внизу, на бирюзовом браслете, знаменитый портрет его жены в русском кокошнике. На заднем плане на экране -- фотография комплекта прекрасно инкрустированого оружия, подаренного благодарными парижанами в 1814 году русскому военному губернатору оккупированного Парижа: за хорошее поведение. Хорошо, что на выставку не принесли, место не заняли -- в последние годы комплект уже пару раз показывали в Кремле, вот мой старый фоторепортаж.
Яйца местные, не привозные, но в кои веки до Оружейной палаты доберешься, а тут вот парочку выставили, связанных с французской темой.
Внезапно "шапка ерихонская" Федора Ивановича Мстиславского, 16 век, ездившая на Всемирную выставку в Париж в 1867 года.
Еще там много документов, книг, гравюр, шпалер, фарфора, оружия, живописи и всякого разного.
Так что любителям истории и роскоши рекомендую.
***
До 9 января 2022 года
https://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/frantsiya-i-rossiya-desyat-vekov-vmeste/