Барон Ротшильд как-то уронил под стол золотую 5-франковую монету. Она со звоном покатилась куда-то в темноту. Ротшильд поднялся со стула и, встав на четвереньки, полез под стол искать монету. Дело происходило в обществе. Шевалье же, кажется, д'Орсе, известный денди, присутствовавший там же, достал из бумажника 1000-франковую ассигнацию, свернул ее в трубочку и поджег. Потом также встав на четвереньки, стал светить этим импровизированным факелом барону под столом в его поисках. Стиль.
На рубеже XIX и XX столетий Симеиз - известный Крымский курорт - принадлежал Мальцовым. С его покупкой связана красивая семейная легенда. В 1828 году И. А. Мальцов путешествовал по Крыму с А.С.Грибоедовым. Купаясь в море, молодой заводчик потерял обручальное кольцо, чем был очень огорчен. По совету А.С.Грибоедова И. А. Мальцов купил 30 десятин земли той части берега, где было потеряно кольцо. Таким образом, кольцо как бы по-прежнему оставалось у владельца. http://www.dcrystal.ru/html/rus/funstuff.php
Сегодня у меня литературный ужин; К обеду не зову, а вечером ты нужен. С тобой знакомым быть желает наш барон, И Вяземский готов всем сердцем примириться: Не знает злобы он. А ежели случится, Что будет Полевой, Не убегай его, о кум любезный мой! В моем дому все будет ладно. Откажешь – будет мне прискорбно и досадно!
Василий Львович наблюдает, как квартальный арестовывает пьяную бабу
Что я вижу? Страж ночной, могучею рукою Схватив дщерь Вакхову, на съезжую помчал. Ни перси влажные, ни щек ее коралл, Ни черные власы - над хладною душою Ничто не действует! Он скачет на коне И высечет ее, как мнится мне.
(В.И. Пушкин. "Из записок в стихах к П.И. Шаликову".)
Колоритное описание бесполой комиссарши из "Собачьего сердца", разумеется, все помнят. Любопытно, что в произведениях изобразительного искусства настолько андрогинных, мужеподобных образов, мы все-таки не найдем. Хотя единый типаж, очень четкий и узнаваемый явно прослеживается -- и в картинах, и в плакатах.
Кстати, из истории создания блоковского стихотворения про обольстительную кретинку видно, что современники четко разделяли, какого вида женщины водятся в новой стране. Что есть бывшие проститутки, а ныне "барышни" в учреждениях, стучащие на пишущих машинках и гуляющие с видными людьми Советов. Из плакатов же видно, что четко разделялись горожанки (рабочие) и крестьянки, хотя и те и те, повязывали голову платками. И виден отдельный типаж "комиссарши", женщины, которая позиционирует себя как равная мужчине, как такой же советский товарищ, способная на такие же революционные свершения. Вот на него и взглянем, собрала коллекцию. ( Collapse )
Да Винчи был, конечно, гений, только больно уж какой-то незаконченный, неустроенный, если взглянуть на его творчество в совокупности. Картин от него остались считанные единицы, фрески его почти сразу же облупились, статуи переплавили на пушки. Велик он, пожалуй, в первую очередь потому, что это сразу же признали современники, говорили об этом во весь голос при его жизни, после его смерти, век спустя, да еще в эпоху романтиков продолжили плодить легенду. А уж в век массовой культуры грех было такую мощную фигуру не использовать, раз уж она существует. А вот появись его полтора десятка работ из ниоткуда в наши дни, без флёра -- совершенно не факт, что он произвел впечатление сильнее, чем другие итальянцы его эпохи, чьи фамилии у нас не на слуху.
Чезаре да Сесто. Тайная вечеря. 1550. Церковь Сан-Амброджио, Ponte Capriasca, Швейцария
У этой статьи в черновике заголовок "Уволенные из Гойев", но редакция решила, что это чересчур.
Чтобы отметить долгожданный выход в прокат фильма Кристофера Нолана «Довод», где один из ключевых эпизодов связан с поддельной работой Франсиско Гойи, мы вспомнили картины художника, которые в последние годы перестали считаться его произведениями и теперь приписываются другим авторам. Точнее, по большей части анонимам. Дело в том, что при жизни Гойя был окружен друзьями и учениками, которые переняли его манеру, а в конце XIX века его работы стали очень популярными на антикварном рынке, что вызвало большое количество подделок, часто предназначенных для американцев. С этими поздними подделками ученые разбираются легко (например, в 1800-е использовали совсем другие краски). А вот копии, реплики и вариации, создававшиеся художниками времен Гойи, создают гораздо больше проблем.
На этой неделе в московском Манеже (ура, самый центр) проходит Московская книжная ярмарка (ММКЯ). Вот я собрала некоторые любопытные книги из числа тех, которые там можно будет приобрести. Любопытствуйте, может, найдете что-то по своим интересам.
Очень многие биографические тексты об исторических личностях, которые можно найти в интернетах, безбожно врут с точки зрения иллюстраций. Особенно часто это случается с текстами об исторических персонажах, живших века до 16-го. В качестве портретов героя текста может подставляться что угодно, например, история об (условно) Александре Невском иллюстрируется картиной 18 века, и далее на полном серьезе обсуждается, на основании этого "портрета", был ли герой настолько красив или монголоид, или еще что-то, как пишут источники. Авторы и фоторедакторы таких опусов не владеют базовой исторической грамотностью, необходимой для того, чтобы писать такие вещи. То есть знанием об эпохах, когда портретный жанр существовал именно как реалистический и отражал черты лица человека именно так, как он был, документально.
Периоды эти, если брать временную шкалу существования человеческой цивилизации, достаточно узки: некоторые этапы искусства Древнего Египта, немножко эллинистическое греческое искусство (начиная примерно с 300 г. до н.э.), древнеримский портрет (1 век до н.э. - 4 век н.э.), затем длинная такая пауза, и с начиная 15-16 века (в некоторых странах 17-18 веков) -- до наших дней.
Фактически, если уж быть совсем дотошно, глобальный "фотореалистичный" портрет, где выражены не только черты лица, но и характер модели, существует из 2500 лет существования европейской цивилизации (+ 2000 лет египетской) менее половины: пять веков во времена римлян и < пяти веков начиная с итальянского Ренессанса.
Если вам попался исторический персонаж, не попадающий в эти "окна" (там еще есть поправка на географический фактор, но не буду углубляться), но при этом предъявлен его "портрет", каждый раз надо достаточно точно и дотошно изучать, что это за картинка и насколько она может быть правдива. Потому что жанр "ретроспективных", "вымышленных" портретов в 16-19 века был очень распространен (картины, статуи, гравюры, в общем -- всё).
Скажем, вот портрет французского короля Иоанна II Доброго 1340-х годов. Дата рановата, значит, надо погуглить, что пишут ученые. Они пишут что все ок: это один из самых ранних (и редких) образцов настоящего портрета в Европе. А вот портрет его сына Карла V Мудрого: это уже полное вранье оказывается, вымышленный портрет 19 века. Ориентироваться в его случаях можно только на его изображения в манускриптах и скульптуре, а какой там реализм, только подобие.
Мир искусства, затаив дыхание, следит за скандалом, разворачивающимся в Британском музее, где, как оказалось, около десяти лет важный сотрудник подворовывал античные ювелирные украшения.
Это не единственный случай в истории. У нас в России это случилось в Эрмитаже (вскрылось в 2005 году), с хранительницей Л. Завадской.
Вот мой немного дополненный перевод статьи на эту тему, перечисляющий конкретные случаи.