Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Доделывая за Леонардо

Да Винчи был, конечно, гений, только больно уж какой-то незаконченный, неустроенный, если взглянуть на его творчество в совокупности. Картин от него остались считанные единицы, фрески его почти сразу же облупились, статуи переплавили на пушки. Велик он, пожалуй, в первую очередь потому, что это сразу же признали современники, говорили об этом во весь голос при его жизни, после его смерти, век спустя, да еще в эпоху романтиков продолжили плодить легенду. А уж в век массовой культуры грех было такую мощную фигуру не использовать, раз уж она существует. А вот появись его полтора десятка работ из ниоткуда в наши дни, без флёра -- совершенно не факт, что он произвел впечатление сильнее, чем другие итальянцы его эпохи, чьи фамилии у нас не на слуху.

Чезаре да Сесто. Тайная вечеря. 1550. Церковь Сан-Амброджио, Ponte Capriasca, Швейцария



Данный тезис, конечно, ирония, некий сферический конь в вакууме. Как я уже не раз говорила, любой гений и любой шедевр неотделим от своего места на таймлайне истории искусства, и надо обладать поистине дзенским, холодным, рассудочным воображением, чтобы суметь оценить их без вот этого флёра.

Но вернемся к вопросу доделывания.
Доделывали за Леонардо всегда, сразу. Его картины перерисовывали и докомпоновывали фигурами из других его картин (см. по этому тэгу примеры), сохраняя главное фирменное сфумато и искусительную улыбку.

В ход шли и его рисунки:
То, что Леонардо намечал лишь контурами и силуэтами - превращалось в полноценные картины маслом силами его учеников и последователей. Действительно, не пропадать же хорошему образцу! Эти рисунки служили своего рода прорисями.
Ситуация совершенно нормальная для эпохи Возрождения, форма ученичества и почтения. Рисунки Микеланджело использовались следующим поколением художников ровно тем же образом.

Слева: рисунок Леонардо (копия Мельци?), справа - более поздняя картина Квентина Массейса


А вот еще интересная штука, современная.
Дело в том, что от Леонардо остались еще насколько незаконченных картин, метра полтора-два высотой, такие здоровые дуры. И вот наш современник решил сделать их колористические реконструкции в предпочитаемой гамме Леонардо, иначе говоря -- раскрасить.

Давайте посмотрим, что получилось.
Автора зовут David Jean http://www.angelspeak.ca

Сохранившийся оригинал вот такой
Поклонение волхвов
Уффици
доска, масло, 2,4 метра х 2,4 метра




Раскрашенный вариант мне раньше в сети попадался, и я, честно говоря, даже не обращала на него особого внимания. То есть видно, что это не настоящий Леонардо -- нет присущей ему медовой мягкости, однако по колориту и атмосфере -- вполне себе сходит сперва за натуральный 16 век, какого-нибудь его ученика, который тоже, быть может, раскрашивал.

Ан нет, это оказался негр-канадец с примесью индейской крови...



Святой Иероним
Ватиканская пинакотека
доска, масло
1 м х 75 см


Обратите внимание на трещину сверху вниз. Это не трещина на самом деле, а склейка: в 19 веке, когда картину нашли, одна половина использовалась как столешница, а другая как дверца.



Вот эта реконструкция вышла более интересной, какая демоническая даже.
Мне нравится, как хорошо выбран тут оттенок голубого цвета.

st-jerome-da-vinci-copy-by-david-jean.jpeg

Предыдущие две вещи -- это откровенные недоделки. Кто-то (не факт, что Леонардо), оплатил эти огромные, хорошо подготовленные деревянные доски. ("Св. Иероним" изначально был больше).

А вот эта вещь обошлась по материалам и трудозатратам дешевле, хотя она тоже большого размера. Остается только гадать, почему Леонардо бросил и ее.

«Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» (The Burlington House Cartoon)
Мел, уголь, бумага, закрепленная на холсте.
Национальная галерея, Лондон




Вот раскрашенный вариант.
Дядя напортачил с цветом волос мальчиков, Леонардо таких темных не делал. И белая тряпочках на чреслах тоже свистит.

st-anne-da-vinci-copy-by-david-jean.jpeg

Сам Леонардо, выполнив тот большой карандашный вариант, в итоге отказался от композиции, поменял действующим лицам позы немного. Его конечный вариант вот таков.
Почувствуйте разницу по сравнению с предыдущей картинкой (не считая следов времени, в чем она?)



А вот уже не "нон финито" (специальное слово для жанра незавершенных произведений искусства, в которых незавершенность сама по себе стала уже важным качеством). Тут проблема была другой. Леонардо, как обычно, нарисовал фреску во флорентийском Палаццо делла Сеньория такими экспериментальными красками, что она практически сразу испортилась. Несколько десятилетий спустя поверх ее остатков, на той же стене Вазари написал новую фреску.

От "Битвы при Ангиари" лучшее, что сохранилось -- это очень подробная зарисовка Рубенса.



Эта реконструкция, на мой взгляд, вышла самой плохой. Посмотрите на колорит, на атмосферу. Это такой стандартный ХХ век, который мы знаем по графике для обложек фэнтези.



Посмотрите, как интересно сравнивать эти 4 работы одного и того же современного художника. Как, имея в качестве основы совершенно одинаковое -- контуры и образцы колористики, он умудрился и хорошо сделать, и плохо.

Впрочем, если изучить персональный сайт художника, отгадка становится очевидной.
Вот пара его "родных" картин.




Он попросту не очень эрудированный и весьма пошлый.

Tags: ренессанс - леонардо, рисуют сейчас
Subscribe

Posts from This Journal “ренессанс - леонардо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Вот тоже хотел сказать, что совершенное фэнтези получилось!

Может, этот художник наоборот вскрыл тайну Леонардо? Может, Леонардо всю жизнь хотел рисовать обложки к фэнтези, а получалась всякая ерунда, вроде МоноЛиз и Дамочек с хонориками?!
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “ренессанс - леонардо” Tag