Кстати, из истории создания блоковского стихотворения про обольстительную кретинку видно, что современники четко разделяли, какого вида женщины водятся в новой стране. Что есть бывшие проститутки, а ныне "барышни" в учреждениях, стучащие на пишущих машинках и гуляющие с видными людьми Советов. Из плакатов же видно, что четко разделялись горожанки (рабочие) и крестьянки, хотя и те и те, повязывали голову платками. И виден отдельный типаж "комиссарши", женщины, которая позиционирует себя как равная мужчине, как такой же советский товарищ, способная на такие же революционные свершения. Вот на него и взглянем, собрала коллекцию.
Вот это нетипичное: у девушки длинная юбка, такого больше у революционерок не рисуют. Понятно, зачем это понадобилось художнику: чтобы также красиво струилось, как и шинель. Но вообще не понятно -- розовое дорогое платье "интеллигентки", но при этом странный платочек на голове не в кассу, кацавейка какая-то. Интересно, что историки моды могут сказать.
Виктор Цыплаков. "Великая ночь", между 1968-1982.
О! Забыла написать:
полагаю, что тот факт, что проф. Преображенский (и Булгаков) отказывали подобным комиссаршам в чертах женственности, связано и с тем, что их вкусы сформировались в предыдущую эпоху, когда женственность была действительно "дамской". Так что для сравнения, чтобы хоть немного помочь представить культурный шок, ставлю вот рекламные плакаты 1908-1915 годов европейские, на которых виден этот чудесный силуэт, беспомощный имидж прекрасной дамы в вуалетках, корсетах, с семенящей походкой.
Советские плакаты 1918-1930-х годов, с типом женщины-товарища.
Адольф Страхов-Браславский. Раскрепощенная женщина — строй социализм! 1926
Иорданский Борис, 1930
Валерианов Н., 1925 год
Кулагина В, 1931 год
Неизв. худ. 1926
Клуцис Г.Г. 1932
"У меня с Советской властью чисто эстетические разногласия" диссидент Синявский написал, как известно, уже сильно во второй половине ХХ века. Насколько же сильнее именно ЭСТЕТИЧЕСКИ подобные женщины должны были действовать на психику дореволюционной интеллигенции...
Опять перебивка:
А. Головин. "Портрет Е. Носовой", 1916 год
Но несмотря на то, что советская эмансипе казалась старорежимным людям уродливой, противоречащей Природе, довольно быстро сложился канон ее внешности, который мы, практически век спустя, уже оцениваем как красивый и, да-да, весьма себе женственный.
Короткая темная юбка, кожаная куртка, красный платок на голове, мужской ремень (можно с маузером) -- это стало "униформой" для нашего сознания.
Божий Михаил Михайлович. Декрет о мире, 1955
Фомин В. Портрет Ларисы Рейснер, 1960. akcia-antique.ru
Вот это - уникальный кадр.
Алексеев-Гай Григорий. Фото художника на фоне его картины "Комиссар" (Портрет Ларисы Рейснер, или "Песнь о красной девице-соколице"). 1920-е. Украден из Псковского музея.
Но, если мы взглянем на масляную живопись (в которой больше деталей, чем в плакатах), видно, что вариации были разные.
Сюда складываю в кучу не только "комиссарш", но и чуть более поздних "физкультурниц" и "студенток", примерно в том же имидже.
Куликов Иван Семёнович. Международный Юношеский день. 1929
Самохвалов А. Работница, 1930-е
Ряжский Г. Г. Рабфаковка (Вузовка). 1927
Еще в условиях военного коммунизма достать мужскую одежду было проще, чем женскую, она была прочнее и теплее.
Ряжский Г. Г. Председательница, 1928
Вахрамеев Александр. Из цикла Типы революции. 1920-е. via timur0
Борис Зворыкин. Female Agent of the Cheka Secret Police. Интересно было бы всю серию типажей от этого эмигранта посмотреть
Короткова Н. Красногвардейка (эта же иконография с партизанками Великой Отечественной повторится, что логично).
Ряжский Г. Г. За книгой. 1927
Ряжский Г. Г. Делегатка 1927
Соколенко Алексей Егорович. Комсомолка 20-х годов. 1968 (Видите -- поздняя и неудачная картина)
Пименов Юрий Иванович - Мы построим город. 1929.
"Образ "комиссарши" быстро проник в светскую моду. Им увлекались эмансипированные барышни-интеллектуалки в Москве и Петрограде". (Вот здесь по ссылке большая статья в "Российской газете" с обзором некоторых типажей и персон).
Шарж 1920-х годов
Петров-Водкин К. Девушка в красном платке (Работница). 1925
В коротком было проще работать.
Куликов Иван Семёнович. "Юнгштурм". 1929
Куликов Иван Семёнович. Физкультурница. 1929
Вот это интересно сравнить: Слева знаменитый плакат 1941 года работы Нины Ватолиной, справа ее автопортрет 1934 года.
Вот я выбрала из цикла "шаржей" маслом Ивана Владимирова несколько картин с женщинами в платочках и с цигарками. И в принципе можете поразвлекаться, поугадывать, к какому типу постреволюционных женщин они принадлежат, как их маркирует одежда.
А вот как бы "современное искусство".
Плакат 1988 года, худ. Майстровский И. Сделан для наконец снятого с полки фильма 1967 года, где играет молодая Нонна Мордюкова (классный, подробно тут).
Не знаю что, но кажется, современное
Фотосессий в этом образе, который не только сразу узнаваемый,
но и такой садомазо эротичный и при этом патриотичный -- в интернете вагон. Вот взяла парочку самых ярких.
Варлей в фильме "Черные сухари" (1972)
Ольга Дроздова в проекте Екатерины Рождественской
Себя б тоже показала, но у меня косплей немного неправильный, не в платочке, а в папахе.
А вот из забавного цикла Виктора Серова, 1989 год, "12 половых заповедей революционного пролетариата", энджой.
А под катом еще плакаты, для полноты впечатлений, кому не хватило (но на самом деле больше мне в копилку просто).[ Spoiler (click to open)](отсюда, там больше в комментах):
Шегаль Г. Долой кухонное рабство! Даешь новый быт, 1931
Христофоров С., 1931 год
Макарычев B., 1925 год
Реальные фотографии рабочих в коллаже.
Неизвестный художник, 1926 год
Худ. Глан
Неизв. худ. 1921-5
Вот здесь модный силуэт европейской женщины уже поменялся.
Неизв худ. Стой! Ночная панель - стих. Д.Бедного М., 1920-е
Клинч Б., 1931 год
Дейкин Б. 1932
Бри-Бейн М.,1932 год
Вот такая вот новая жизнь, новый быт, новая мобильность, унаследованная современными женщинами.
Иван Владимиров, Променад, 1905
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author