"Розги входили в систему воспитания того времени. Не поставить в годовом отчете, подаваемом директором наверх, цифры высеченных в течение года, было так же немыслимо, как не обозначить, сколько было заболевших воспитанников или учителей, и свидетельствовало бы об абсолютном невыполнении директором возложенных на него обязанностей". Из воспоминаний Скабичевского
Строка в годовом отчете, которая смотрится, представила себе, да.
Решила погадать по книжке, взяла вслепую издание со стола коллеги, открыла, читаю, оказался Черномырдин: "Сколько партий не основываем, все равно КПСС получается".
Погадаться, видимо, решилось по поводу сегодняшнего переезда Единой России. А не моей личной жизни. По крайней мере, я на это надеюсь.
- Ну а тебе какое дело, ты шел с блядями - и иди... - Пойдемте, девочки, это - Есенин. (с)
Любопытная сценка: некая тетка, слушая отличный доклад другой тетки, помоложе и поумнее, мнет в руках пластиковый стаканчик, сдавливая его в клочья. Возможно, представляет на месте стакана шею докладчицы. Вспоминается рассказ Акутагавы (разумеется) - но с поправкой на Россию и наш беспардонный матриархат: прятать под стол руки и пытаться смирить свои эмоции - ни в коем случае; и при этом неизменное ощущение собственной исключительности и неприкрытая ненависть.
Накатала рецензию на 3 тыс. знаков. Электричество выключилось. Когда включилось обратно, текст пришлось восстанавливать по памяти заново. И вы знаете - настолько все лучше вышло! Лишнее - отсеклось. Избыточное - не вспомнилось. Красота.
Пожалуй, попрактиковать? буду, как Гомер. Вынашивать простыни текста в голове...
Я его дореволюционный период не слишком люблю, слишком он по мне символистский и слащавый. Даже "Видение отроку Варфоломею". Но, как оказалось, это в репродукции. Когда я сегодня перед ней встала, то я застряла минут на пятнадцать. Картина так прекрасна, так светла, что даже Фродо и назгул с нимбом на ней кажутся совсем малозначительными деталями. По сравнению с потрясающей красотой травинок, лесочка, речки, неба. Вот честно, у меня от живописи редко наворачиваются слезы. Обязательно сходите.
(на илл.: вариант картины из частной коллекции, не гарантирую, что подлинник).
А вот моя анонсная статья - так, просто, байки из жизни Нестерова:
* * * «Видение отроку Варфоломею» – пожалуй, самая известная картина художника. Когда Нестеров выставил ее на 18-й выставке передвижников, она вызвала изумление. Павел Третьяков, главный меценат и коллекционер того времени, сразу захотел ее купить. Но картина отличалась от всего, что пропагандировали передвижники – не обличала ни пороки общества, ни мрачную российскую жизнь, ни тиранию властей.
И поэтому «строгие охранители чистоты», художники, критики и писатели Стасов, Мясоедов, Григорович, Суворин, устроили над ней настоящий трибунал. Картина, мол, подрывает рационалистические устои, вредная и даже опасная своим мистицизмом и религиозностью. (К православной церкви «в приличном обществе» тогда было примерно такое же критическое отношение, как сейчас). Третьякову долго пели в уши, что полотно никчемное, и покупать его совсем не стоит. Но он не послушался. И правильно – теперь это одна из жемчужин его галереи.
Документальный фильм от National Geographics. На русском под названием "Защитники культурного наследия" (по-английский тоже The Monuments Men).
Стандартный документальный западный телефильм про искусство. НАМНОГО увлекательней и логичней, чем кинолента режиссера Клуни (это ж надо было слить такую тему!).
Напоминаю - неразграбленные фаюмские портреты в захоронениях находят вот в таком виде (илл. справа) .
В Британском музее - умнички - взяли черепа мумий-обладательниц портретов. И по черепам методом Герасимова восстановили скульптурно их лица.
Обратите внимание, как в лучшую сторону меняет художник черты модели. А антропологи прибавили людям возраста - очевидно, основываясь свидетельстве костей о времени смерти. Если это правильно, то доказывает, что фаюмские портреты заказвались сильно загодя, а не то, что тогда все мёрли молодыми красавчиками
Архаический (VI в. до н.э.) рельеф с изображением греческого воина, перематывающего голову раненого товарища. В конце 1970-х годов Музей Гетти решил купить этот рельеф за 2,3 млн долларов. Однако ряд специалистов высказал сомнения в его подлинности (в частности, указывалось на закрытый глаз раненого, руку и голову, а также на необычные пропорции и невозможность восстановления по известным подлинным рельефам полного изображения).
Хранитель древностей Музея Гетти с 1973 по 1984 чех про происхождению Иржи Фрель (Jiri Frel) обратился к директору (с 1970 по 78) копенгагенской Ny Carlsburg Glyptotek Могенсу Гъёдесену (Mogens Gjødesen) за консультацией относительно подлинности рельефа, которому сам дал название "Смерть героя".
Гъёдесен дал высокую оценку рельефу, назвав его "чудом", и "еще большим чудом, что его возможно приобрести". Он привел в пример другой якобы аналогичный рельеф из Аттики, найденный в 1958 году и находящийся в Национальном музее Афин. "Эта возможность не должна быть упущена", - заключил датчанин.
Музей Гетти приобрел рельеф "Смерть героя" в 1979 году за вышеуказанную сумму. Велика вероятность того, что Фрель получил свою долю за эту аферу от продавца. Умысел и выгода Гъёдесена не были доказан (никто и не пытался). Заинтересованной научной общественностью рельеф был практически единодушно признан подделкой, и в 1980 году Музей Гетти вернул его дилеру.
Почему у нее такое странное выражение лица? Ее муж бил, изменял, алкоголик? Что с ней не так? Смотрим на британский портрет 18 века и выдвигаем версии.
На днях у меня был текст про Венеру Милосскую, в комментариях к которому некто совершенно серьезно, в духе академика Фоменко, принялся объяснять, что эта статуя, по официальной версии выкопанная в 1820 году, — современная подделка, ведь в ней же явно видны дыры от арматуры и т.п.
Рассказываю, в чем тут дело на самом деле, и откуда в Венере Милосской дырки.
Дырочки есть на месте правой руки, и на месте левой тоже.
Малевич, Кандинский, Пикассо... Тонкие знатоки законов оптики, или шарлатаны? Предлагаю проверить собственными силами, есть ли смысл в том, что они творили.
Чудесный человек, который договаривался с лидерами моджахедов, чтобы они выламывали для него древние скульптуры. А нью-йоркскому бомонду рассказывал, что это из коллекции его дедушки