Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Почему эта женщина такая зашуганная

Почему у нее такое странное выражение лица? Ее муж бил, изменял, алкоголик? Что с ней не так? Смотрим на британский портрет 18 века и выдвигаем версии.




На нашей четверговой игре по угадыванию подоплеки картин очень у многих людей вышел затык именно на этом портрете. Напомню, игра состояла в том, чтобы угадать, какой из двух портретов изображает жену художника, а какой -- просто постороннюю женщину. Большинство комментаторов действительно интуитивно выбрали правильные картины, основываясь на ощущении некого тепла от картины, большей внимательности к характеру.

Но с этой парой картин, написанных А. Рэмси, многие ошиблись -- она сильно отличалась от других в подборке. Женщина на нем какая-то несчастная, приглушенная.

Аллан Рэмси. Miss Frances Vinicombe, 1790-е -- вторая картина из пары, которую многие приняли за истинный портрет жены.


Я решила почитать, что было у автора с личной жизнью, вдруг откроются какие-то бездны, и они объяснят странное ощущение от портрета.

Кстати, мы обсуждаем вторую жену художника Маргарет, а вот для сравнения как он написал свою первую жену Энн.



Данная Энн, дочь профессора of Municipal Law в Эдинбургском университете, скончалась в 1743 году после 4 лет брака, при родах третьего ребенка (никто из её детей не дожил до взрослого возраста).

После ее смерти художник Аллан Рэмси остался вдовцом.
Тут надо уточнить, что основные события этой истории происходят в Шотландии, и сам Рэмси был шотландцем. По поводу его происхождения -- отец художника, тоже Аллан Рэмси, был известным драматургом, издателем и проч., видной фигурой шотландского Просвещения, по его поэме The Gentle Shepherd была написана первая шотландская опера. А вот дедушка художника работал суперинтендантом на шахтах по добыче свинца, принадлежавших одному местному аристократу. Никаких титулованных предков то есть у нашего героя не просматривается.

А. Рэмси. Автопортрет, 1737-9




Рэмси был популярным портретистом, дела у него шли хорошо, недаром в итоге он станет часто портретировать британскую королевскую семью.

Еще к нему в студию отправляли учиться детей с художественными способностями. Лет десять спустя после смерти первой жены его пригласили в качестве учителя рисования к одной знатной барышне. Звали ее Маргарет Линдсей, она была старшей дочерью баронета Александра Линдсея и дамы из могущественного клана Мюррей (ее дядя граф Мэнсфилд был канцлером казначейства, например).

Но что-то пошло не так, как задумал родитель девушки. Вместо уроков рисования Аллан и Маргарет начали говорить о любви.
А потом тайно сбежали и обвенчались.
Ей было 26, ему 39.

Отец, разумеется, ее проклял и навсегда отлучил от дома.
Но молодожены отправились в большой тур по Италии и Испании, где тщательно изучали наследие старых мастеров. После возвращения в Англию король Георг III  призвал Рэмси ко двору и назначил его  своим придворным художником. Когда папочка десять лет спустя после бегства умер, семья Маргарет сумела восстановить с ней контакты.

Набросок головы Маргарет в возрасте 50 лет


Вместе с женой они прожили более тридцати лет и умерли с разницей в два года (она первая, и ее смерть его серьезно подкосила).
У них родилось трое детей, все выжили.

Автопортрет в зрелом возрасте


Портрет племянниц Хораса Уолпола, 1762


Портрет Флоры Макдональд, 1749


Так что же не так, на интуитивном уровне, с этой картиной и этой женщиной, если все было так хорошо?
Версию, судя по всему, можно основывать на дате написания картины, которую относят к 1758-1760 годам.
Дело в том, что в 1758 году Маргарет родила своего второго ребенка.
В музее, где хранится полотно, считают, что картина была написана после этих родов, в честь благополучного разрешения от бремени (source).

Но мне лично кажется, что тут немного другая ситуация, и Рэмси написал свою жену еще беременной (недаром поза такая, что ничего не угадаешь, что там с фигурой творится).
И, потерявший первую жену при родах, он прекрасно понимал, какой опасностью чревато это положение, и что этот портрет может оказаться последним. Поэтому от этой картины такое странное ощущение идет (ведь Рэмси был реально талантлив). И сама Маргарет на этой картине, наверно, испугана, чувствует себя не очень хорошо -- и физически, и душевно.



Традиция создавать такие портреты беременных "на всякий случай", действительно существовала (вот я о ней писала), хотя там были приняты более откровенные позы с демонстрацией живота. Эту картину вообще надо по символике цветов пробить, хотя там разве есть что, кроме универсальных роз?

А вот портрет Маргарет неизвестного какой времени, наверно, тут она в более нормальном состоянии.


Как вам версия про беременность? Что говорит интуиция?

Tags: англичане
Subscribe

Posts from This Journal “англичане” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “англичане” Tag