On this day in journal — February 10th

1 dress

(no subject)

А у кого-нибудь из яхонтовых московских френдов есть дать мне Колин Маккалоу, серия про Рим, почитать? А то в сети в электронном виде лежит токо первый том, а в магазинах книжки по 800 рублей, да и половины из серии нету... :(
1 dress

археологи шутят

Cадовничий сегодня произносил речь на юбилее Янина.
Что мол, такой замечательный человек! и чем бы ни стал заниматься! то достиг бы успеха в любой области... вот, например, если бы занимался математикой, то стал бы такой же большой величиной, как... (тут ректор задумался)
- Как Фоменко? - уточнил 80-летний юбиляр у ректора, большого друга академика Анатолия Тимофеевича.

Вся аудитория легла, и только ректор покраснел.
1 dress

Погребальная корона Ричарда III, которую понесут за его гробом на похоронах этой весной

кросспост в ru_royaljewels

Сначала предыстория.
Английский король 15-го века Ричард III, последний из Плантагенетов - персона весьма противоречивая.



У Шекспира в одноименной трагедии он выведен как злобный горбун, утопивший брата в бочке с вином мальвазия и убивший двух малолетних племянников-наследников ради престола ("Принцы в Тауэре").

Таким он всем и запомнился - благодаря гениальному писателю. Правда, надо учесть, что этот гениальный писатель работал на династию Тюдоров - первый представитель которой этого Ричарда, собственно сверг и убил.
Collapse )
1 dress

Икона Богородицы, вдохновленная парсуной царевны Софьи



Икона Божией Матери «Азовская» — не древняя, она известна только с конца XVII века. Особенности ее иконографии связаны с сакрализацией государственной символики и активным внедрением ее в культуру (напр., в это время появляются двуглавые орлы на башнях Кремля). Вот почему имперский орел «влетел» и в иконопись.
Collapse )
1 dress

Главное про византийскую выставку в Третьяковке

В Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии». Рассказываем главное, что надо знать, чтобы ею насладиться -- в том числе отличную новость про покупку билетов.



ЧТО ПРИВЕЗЛИ: 18 произведений искусства, в том числе 12 икон.

Несмотря на достаточно маленькое количество произведений (выставка заняла всего один зал), проект целиком оправдывает свое название «Шедевры Византии». Практически каждый экспонат здесь – действительно шедевр. Во-первых, впечатляет их древность – мы можем увидеть здесь предметы с конца Х по начало XVI века. Во-вторых, все они очень красивы и, как принято говорить, превосходны по своему художественному уровню. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи, бережно хранимые во время Османского владычества над Грецией и соседними православными землями – теперь они не только предметы культа или произведения живописи, но и свидетельства трагедий истории.

Характерный пример - икона «Распятие» XIV века (с «Одигитрией» на обороте) – один из прекрасных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Изящное тонкое письмо, радующая глаз гармония золотого и лазурного – и при этом лики святых варварски уничтожены.

1. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двусторонняя икона. XIV век (деталь).JPG

Collapse )
6 skia

Связь между Ренуаром и Карлсоном

Оригинал взят у postmodernism в Связь между Ренуаром и Карлсоном
При просмотре картины «Правила игры» Жана Ренуара, во время эпизода, приведённого ниже, я ощутил жуткое дежавю:



Думаю, все кто видел советский мультфильм про Карлсона, ощутил то же самое, ибо:



Ничего удивительного тут нет: в фильме использован фрагмент симфонической поэмы «Пляска смерти» композитора Сен-Санса, а в мультфильме - джазовая композиция House of Horrors Мерва Гриффина, которая представляет собой обработку этой самой «Пляски смерти» с траурным маршем Шопена.

***
Еще: про историю этой мелодии http://wolk-off.livejournal.com/667422.html
5 bilibin

5. А кто все-таки снял Седьмую печать? Семирогий мутант, между прочим!

А вы знаете, что Снятие Седьмой печати -- это совсем не Конец Света, а только самое начало его? (конца). Так сказать, пристрелка? После снятия печатей и до Страшного Суда в "Апокалипсисе" еще очень много событий происходит, фактически еще полкниги остается. Ну а до снятия на небесах идут увлекательные разговорчики, о том, кто вообще осилит. Главный герой -- фантастическое чудовище, можно сказать, мутант -- но доброе.
А еще тут будет немного рока. Не фатума, а хэви или даже треш.




Collapse )
6 skia

Парфюмерные литературные расследования о книгах, писателях и музах

Рекомендую ряд статей с сайта фрагрантика, где пишут интеллектуалы-графоманы почище меня (это комплимент).



Парфюмерные загадки романа Лезвие бритвы И.Ефремова
...нельзя не удивляться, что в советском(!) фантастическом(!) романе, созданным писателем-мужчиной(!) духи упоминаются пять раз, притом не вскользь просто как факт, а с названиями и в двух случаях даже с характеристикой аромата.

(...) Лезвие бритвы" легко могло бы обойтись без парфюмерных деталей, и из пяти упомянутых в нем названий духов только одно было более-менее знакомо тогдашней читающей публике, но Ефремову неудержимо захотелось вставить их в текст – а несколько поколений читательниц потом ломало голову: что это за "Грезы", "Селюи", "Когти грифа" и особенно "Земляника".

https://www.fragrantica.ru/news/Парфюмерные-загадки-романа-Лезвие-бритвы-И-Ефремова-7900.html
Collapse )
1 dress

Еще фотографии реставрации Успенского собора

Еще к разговору о том, как нашли фрески -- вот мои фотографии интерьера. В потайные места, где эти фрески нашли, журналистов не водили, но все равно кадры, мне кажется, интересные.


Collapse )
7 jump

Какой должна быть «хорошая» картина по мнению среднего пользователя рунета

Веду этот блог по искусству второе десятилетие, и вот на основе полученного фидбэка решила составить список того, как должна выглядеть идеальная картина.

Ну, по мнению людей, которые видят картины только в интернетиках.

Итак:

1) Хорошая картина обязательна должна быть "реалистичной", "вот прямо как в жизни", "похожей".

Любые формалистические стилические эксперименты, начавшиеся в европейской живописи более 150 лет назад, отвергаются. Художник, применяющий их, априори считается неумехой. Он рисует "непохоже" на реальную жизнь не по тому, что ищет новый изобразительный язык, а просто потому что недоучился и выпендривается, прикрывая свое неумение якобы прикольным стилем.


Слева: картина, написанная Пабло Пикассо в возрасте 15 лет. Справа - картина, написанная им в 26 лет

Идея о том, что художник сделал образ на картине непохожим, деформированным, упрощенным или преувеличенным -- нарочно, для усиления эффекта эмоционального воздействия -- отвергается мозгом такого зрителя как неправдоподобная.
В его иерархии ценностей  ничего важнее "сходства" нету, поэтому он не может себе представить, зачем художник нарочно "портит" то, что у него могло хорошо получиться.
Collapse )
1 dress

Фальшивый дракончик, переделанный преступниками из мертвого ската

Необычный музейный экспонат очень необычной выставки.



Сейчас проходит выставка "Misleiden - Fakes uit kunst en wetenschap (Misleiden – Fakes in art and science)" в голландском Musée de Lakenhall (до 13 марта 2022 года). На ней представлено более двадцати предметов с самыми неординарными историями из девяти лейденских музейных собраний. Все это подделки -- произведений искусства или научных предметов.

Collapse )