Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Фальшивый дракончик, переделанный преступниками из мертвого ската

Необычный музейный экспонат очень необычной выставки.



Сейчас проходит выставка "Misleiden - Fakes uit kunst en wetenschap (Misleiden – Fakes in art and science)" в голландском Musée de Lakenhall (до 13 марта 2022 года). На ней представлено более двадцати предметов с самыми неординарными историями из девяти лейденских музейных собраний. Все это подделки -- произведений искусства или научных предметов.


Один из представленных там экспонатов:

Скат, которому придали форму маленького дракона (Naturalis Biodiversity Center).

Вот мой сокращенный перевод описания данного экспоната с сайта выставки:

Общее фото, чтобы представить масштаб предмета


Из-за большого интереса собирателей к кабинетам редкостей на рынке в эпоху ренессанса и позже циркулировало множество поддельных монстров, имитирующих чудовища, которые тогда считались как бы реальными. Материалом для этой "редкости" послужил засушенный скат, которого "улучшили". Ну, немного так. Примерно триста лет назад. И, безусловно, с большой прибылью продали.



Гравюра с изображением очень похожего артефакта есть в книге Ulysse Aldrovandi - De piscibus et de cetis (1623).



У Альдрованди вообще там несколько таких изображено, причем с разнящимися деталями, это считают доказательством того, что на рынке таких "дракончиков" ходило множество.



Мы находим драконов Альдрованди в серьезных книгах о природе. Их изображали и обсуждали вместе с реально существующими животными. В этой смеси реальности и фантазии не было ничего необычного. Люди по-прежнему многого не знали о природе, и ученые по-прежнему хотели описать ее как можно подробнее: не только те виды, которые они действительно видели, но и те, о которых они только слышали или читали. также.

Данный дракон описан, например, в работе Альдрованди о змеях и драконах -- De serpentum et draconum historariae.

В нескольких книгах Альдрованди изображены всевозможные странные существа, такие как василиски, морские единороги и русалки. Общие представления, господствовавшие в XVI и отчасти в XVII веках, учитывали возможность существования этих существ.

Такие представления о природе в XVI веке во многом опираются на античность. Натуралисты этого времени постоянно ссылались на классических авторов, из которых Плиний и Аристотель были наиболее важными источниками. Плиний исходил из предположения, что природа достаточно гибка, чтобы постоянно производить новых существ, а также любопытные гибриды. В своей Naturalis Historia он описал таких существ, как морской еж с маленькими лошадиными головами на теле, созданный, когда порыв ветра коснулся сначала лошади, а затем океана. Аристотель не заходил так далеко, как Плиний, но он тоже считал, что почти всех животных можно скрещивать, создавая возможность всевозможных странных комбинаций. Эти представления о гибкости природы были воскрешены в Средние века и представлены как следствие всемогущества Творца. В результате люди постоянно ожидали найти в природе всевозможных странных существ. А когда дело дошло до морских созданий, эти ожидания пошли еще дальше. Море считалось самой благодатной средой для таких диковинок, так как оно было текучим и полным пищи. Это породило представления о русалках и даже о морских монахах и морских епископах.

Обсуждаемый тут дракон в некотором роде именно "морской дракон"; как мы видим, Альдрованди и другие ученые обсуждали его не только в контексте змей, но и в работах о рыбах и других водных существах.

Фото ската, подобного тому, который послужил сырьем для изготовления подделки.


И все же, если мы внимательно присмотримся, описание у Андрованди дракона говорит нам о том, что он хорошо знал истинную природу этого существа и то, чем оно было на самом деле.  Каждый из драконов Адрованди был включен не только в его работу о драконах и змеях, но и в его книгу о рыбах и китах De piscius et de cetis. Сначала это может показаться немного неожиданным: какая связь между драконами, рыбами и водными существами?

Объяснение. Подпись над иллюстрацией сообщает внимательному читателю, что здесь мы имеем дело с «draco effictus ex raia», или с драконом, сделанным из ската. Итак, все-таки рыба. Но как Альдрованди узнал, что имеет дело с рыбой? Было ли это общеизвестным фактом в то время?

Альдрованди был очень начитан и переписывался со всеми видными учеными-естествоиспытателями своего времени. Он часто ссылался на работы своих коллег. Когда дело дошло до драконов и разоблачения их как фальшивых объектов, двое из них были особенно важны. Во-первых, французский ученый-натуралист Пьер Белон (Pierre Belon, 1517-15-64), во-вторых, швейцарский ученый Конрад Гесснер (Conrad Gessner, 1516-1565).

Pierre Belon, De Aquatilibus, 1553.


В 1553 году Белон первым описал такого дракона в иллюстрированном академическом труде De aquatilibus («О водных существах»). Современники воспринимали его как серьезного исследователя природы. Он был одним из немногих, кто в то время путешествовал в далекие края, такие как Ближний Восток и Северная Африка, и могли предоставить свидетельства очевидцев о местной флоре и фауне. Он был одним из первых, кто привез в Европу знания из первых рук о бегемоте, хамелеоне и крокодиле. Несмотря на свое глубокое знание природы, Белон серьезно описывает дракона, как если бы это был настоящий вид. И все же ясно, что он знал, что что-то не так, иначе он не включил бы дракона в главу о скатах.

Дракон, которого он изображает, подвергся меньшим метаморфозам, чем обсуждаемый экспонат, и не потерял сходство со скатом. У него даже остался его хвост. Позднее Альдрованди скопировал изображение Белона и добавил увеличенное изображение хвоста.

Скопированное изображение Белона в книге Альдрованди


Нет сомнения, что и Белон знал, с чем имеет дело. Но почему же тогда он просто не написал, что верит, что животное ненастоящее?
Из-за вышеупомянутого Конрада Гесснера, который, в свою очередь, пять лет спустя сослался на дракона Белона.

Conrad Gessner, Historia Piscium, 1558


Швейцарский ученый Конрад Гесснер (1516-1565) опубликовал сообщение о драконах в 1558 году в четвертой части своего глобального описания фауны Historia Animalium (Естественная история животных). Гесснер интересовался самыми разными предметами, от филологии и религии до медицины и естественных наук, и поддерживал контакты со многими учеными по всей Европе.  От одного из этих многочисленных знакомых он и получил рисунок дракона с описанием. Он включил эту иллюстрацию — снова немного отличающуюся от той, которую мы видели до сих пор, — и в своей работу.

Гесснер стал первым, кто прямо назвал это существо искусственным объектом.
Он очень подробно описывает производственный процесс:

«Чтобы ввести в заблуждение обычных людей, аптекари и прочие высушивают скатов и деформируют их во всевозможные причудливые позы, так что животные становятся похожими на змей или крылатых драконов. Они сгибают корпус,меняют форму головы, отрезают куски тела, чтобы изменить животное. Нижняя половина отрезается, а то, что осталось, заостряется вверх, так чтобы образовать крылья».

Он довольно много внимания уделяет тому факту, что такого рода подделки чаще всего производились аптекарями. И, конечно, было бы интересно, особенно аптекарю, выставить такое животное в своем магазине. Такое страшное существо наверняка привлекло бы покупателей, позволяя аптекарю продемонстрировать свои знания о природе и медицине. А как все это могло быть связано с Белоном, который начал свою карьеру как аптекарь?

При взгляде на фотографию настоящего ската в искусственном состоянии, мы легко можем увидеть, какие его детали пригождались поддельщикам. Особенно если смотреть снизу.



Нижняя часть головы ската очень похожа на лицо, смотрящее на нас. То, что выглядит как глаза, на самом деле является ноздрями — настоящие глаза у ската находятся на макушке. Голову ската изгибали вверх, затем его плавники (тут можно употребить это слово?) искривляли и обрезали так, чтобы придать форму крыльев.



Но самая сложная часть процесса — сушка, и Гесснер мало что нам рассказывает о том, как она происходила. Известно, что рыбу консервировали либо с помощью соли, либо коптя над огнем. Также имело место сочетание этих методов: сначала соль, а затем копчение. Но не все эти методы подходят для изготовления драконов, ведь их не есть надо было, а долго хранить. Скорее всего, это было сделано путем обильной просолки я для удаления всей влаги, а затем покрытия лаком.

Гесснер многое оставляет неясным, но мы все же можем узнать от него методы, используемые для создания дракона. Кроме того, мы можем кое-чему научиться у существующих экземпляров драконов.

Когда мы смотрим на этот экземпляр дракона, то сразу замечаем размер: он очень маленький, его длина всего 15 см. Все подобные драконы, созданные до раннего Нового времени, по сравнению с привычными нам скатами -- довольно малы. Это приводит нас к заключению, что для создания драконов использовались молодые маленькие скаты, которые имели то преимущество, что были более подвижными, чем старые, и высыхали гораздо быстрее.

В 2018 году в рамках проекта «Новая история рыб» Лейденского университета был изготовлен дракон, полностью основанный на инструкциях из книги Гесснера.

Гесснер инструктирует, что вы должны скрутить тело ската, переделать голову и рот, а также отрезать или перерезать другие части, такие как верхняя и нижняя половины крыльев. То, что осталось от крыльев, следует подпереть. Поскольку Гесснер включил изображение конечного результата, мы также знаем, как итоговый дракончик должен выглядеть.



Однако Гесснер не упоминает, что делать дальше. Для того, чтобы стать таким драконом, как наш экспонат, ската придется просушить и покрыть лаком. Но как высушить дракона? Первым логическим шагом было бы взглянуть на методы, которые люди использовали для вяления рыбы для сохранения в то время. Но во всех известных древних методах консервации рыбу резали на мелкие кусочки, иначе она не получалась достаточно сухой. И действительно, многие драконы 16-го и 17-го веков кажутся довольно маленькими. Маленький дракон просохнет относительно быстро, и его не придется резать на куски, как это пришлось бы делать с более крупными рыбами.

В настоящее время достать такого маленького ската практически невозможно — его выбрасывают обратно в воду как нежелательный прилов, — копия дракона Гесснера сделана из крупного ската весом около 4,5 фунтов. Такое большое животное намного сложнее высушить, и в конце концов  экспериментаторы решили, что дракон будет мумифицирован. Мумификация – это процесс, в котором используется натрон. Натрон — это разновидность соли, которая естественным образом встречается в соленых озерах Египта и использовалась древними египтянами для мумификации своих умерших. Конечно, его очень трудно приобрести, но очень легко сымитировать. Натрон состоит из гидрокарбоната натрия, карбоната натрия с небольшим количеством хлорида натрия и сульфата натрия. Эти ингредиенты можно смешать в нужном количестве, смешав одну часть морской соли, две части пищевой соды и две части чистящей соды. Таким образом, вы можете сделать своего собственного дракона, используя простые домашние ингредиенты. Но будьте осторожны, надевайте перчатки и следите за тем, чтобы натрон не попал вам в глаза.

Исследователи сообщают: "Наша версия дракона Гесснера находилась в контейнере с натроном шесть недель. Примерно раз в неделю натрон обновлялся. Наш скат был настолько большим, что не мог поместиться в наш контейнер с вывернутым хвостом, поэтому нам пришлось обвить его вокруг тела. Через шесть недель мы высушили последние оставшиеся мокрые пятна с помощью фена. Затем мы покрыли дракона лаком и снабдили его стеклянными глазами. Результат довольно пугающий!"



Помимо упомянутых здесь методов, существует еще несколько способов сохранения животных. Натрон — относительно безопасный метод, но для этой цели использовалось множество гораздо менее безобидных методов.

Источник текста и фото:
https://thingsthattalk.net/en/zone/Misleiden


Tags: art & crime, барокко
Subscribe

Posts from This Journal “art & crime” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments

Posts from This Journal “art & crime” Tag