Вчера скончался великий артист и чрезвычайно обаятельный мужчина. Но не сказать, чтоб прекрасный. Давайте взглянем, как его изображали в ХХ веке художники.
Очень многие биографические тексты об исторических личностях, которые можно найти в интернетах, безбожно врут с точки зрения иллюстраций. Особенно часто это случается с текстами об исторических персонажах, живших века до 16-го. В качестве портретов героя текста может подставляться что угодно, например, история об (условно) Александре Невском иллюстрируется картиной 18 века, и далее на полном серьезе обсуждается, на основании этого "портрета", был ли герой настолько красив или монголоид, или еще что-то, как пишут источники. Авторы и фоторедакторы таких опусов не владеют базовой исторической грамотностью, необходимой для того, чтобы писать такие вещи. То есть знанием об эпохах, когда портретный жанр существовал именно как реалистический и отражал черты лица человека именно так, как он был, документально.
Периоды эти, если брать временную шкалу существования человеческой цивилизации, достаточно узки: некоторые этапы искусства Древнего Египта, немножко эллинистическое греческое искусство (начиная примерно с 300 г. до н.э.), древнеримский портрет (1 век до н.э. - 4 век н.э.), затем длинная такая пауза, и с начиная 15-16 века (в некоторых странах 17-18 веков) -- до наших дней.
Фактически, если уж быть совсем дотошно, глобальный "фотореалистичный" портрет, где выражены не только черты лица, но и характер модели, существует из 2500 лет существования европейской цивилизации (+ 2000 лет египетской) менее половины: пять веков во времена римлян и < пяти веков начиная с итальянского Ренессанса.
Если вам попался исторический персонаж, не попадающий в эти "окна" (там еще есть поправка на географический фактор, но не буду углубляться), но при этом предъявлен его "портрет", каждый раз надо достаточно точно и дотошно изучать, что это за картинка и насколько она может быть правдива. Потому что жанр "ретроспективных", "вымышленных" портретов в 16-19 века был очень распространен (картины, статуи, гравюры, в общем -- всё).
Скажем, вот портрет французского короля Иоанна II Доброго 1340-х годов. Дата рановата, значит, надо погуглить, что пишут ученые. Они пишут что все ок: это один из самых ранних (и редких) образцов настоящего портрета в Европе. А вот портрет его сына Карла V Мудрого: это уже полное вранье оказывается, вымышленный портрет 19 века. Ориентироваться в его случаях можно только на его изображения в манускриптах и скульптуре, а какой там реализм, только подобие.
Советская война в Афганистане длилась долго -- с 1979 по 1989 год. Обсудим искусствоведчески: по объективным причинам она не ознаменовалась созданием монументальных полотен, воспевающих победы нашего оружия.
Немаловажным была и другая причина -- к 1980-м годам живопись как жанр все сильнее приходит в упадок и шедевров в реалистической манере днем с огнем не найти на любую тему. Тем не менее, поскольку реализм оставался основным стилем для советской официальной живописи, а батальный жанр (и школа создания батальных картин) у нас была весьма сильна, в этот период были созданы произведения искусства, которые представляют интерес и сегодняшнему зрителю.
"Первая демонстрация. Семья рабочего в первую годовщину Октября. 1918 год". Холст, масло. 129 x 156 см. 1927 год. Государственный центральный музей современной истории России
Эта фигурка из слоновой кости, хранящаяся в канадском музее, долгие годы вызывает споры. В чем её тайна?
Minoan Ivory Goddess. Royal Ontario museum. Inv. 931.21.1
Эта статуэтка, сделанная из слоновой кости и золота (хрисоэлефантинная техника), входила в число шедевров Королевского музея Онтарио с момента её приобретения в 1931 году. В первый период она считалась бесспорным образцом искусства минойской цивилизации и датировалась примерно 1600 г. до н.э. В числе хваливших ее экспертов был сэр Артур Эванс, который назвал ее "мадонной спорта" (Our Lady of Sports). Другое прозвище: Минойская торрера. ( Collapse )
Музей-заповедник «Царицыно» при поддержке Департамента культуры города Москвы в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина Фестивалем «Золотая Маска» Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория» Государственным академическим Большим театром России Московским театром «Новая опера имени Е.В. Колобова»
представляют выставку-фестиваль
«ТЕАТРОКРАТИЯ. ЕКАТЕРИНА II И ОПЕРА»
и публичную программу «Театр и музей. Опыты взаимодействия» для профессиональной и широкой аудитории
19 сентября 2021 – 9 января 2022
«Театрократия. Екатерина II и опера» - выставка о становлении русского музыкального театра в XVIII веке. Она представит исторические материалы и произведения искусства из 27 российских музеев, две театральные премьеры и насыщенную публичную программу для широкой и профессиональной аудитории. Это первый музейно-театральный проект такого масштаба в музее-заповеднике «Царицыно» - выставка-фестиваль, в создании которой задействована большая команда кураторов и специалистов из музейной и театральной сфер. Выставка представит императрицу Екатерину II как театрального деятеля, чьи взгляды и подходы к созданию театральных работ в XVIII веке очень созвучны тому, как мы воспринимаем театр в XXI веке. ( Collapse )
Продолжаем разглядывать панораму аметистовых украшений. Вчера мы остановились на том, что в Средневековье было утрачено ремесло резьбы прекрасных гемм. Что же было дальше, как оно вернулось?