Немаловажным была и другая причина -- к 1980-м годам живопись как жанр все сильнее приходит в упадок и шедевров в реалистической манере днем с огнем не найти на любую тему. Тем не менее, поскольку реализм оставался основным стилем для советской официальной живописи, а батальный жанр (и школа создания батальных картин) у нас была весьма сильна, в этот период были созданы произведения искусства, которые представляют интерес и сегодняшнему зрителю.
Взглянем же на них.
Вот произведения профессиональных советских баталистов.
Марат Самсонов (1925-2013). «Трасса Саланг-Баграм» из серии «Выполняя интернациональный долг», 1985
Аналогично
М. Самсонов. "Остановка на трассе Саланг-Баграм"
Г. Г. Верещагин, «Портрет Сергея Наговицына – участника боев в Афганистане», 1988 г., Ижевск, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств.
Николай Соломин (р. 1940) - руководитель студии им. Грекова. Ездил в Афганистан в творческие командировки.
Своя земля. 1986
Выполняя интернациональный долг. Правая часть. За помощью к русскому доктору. 1987
Выполняя интернациональный долг. Левая часть. Правда о Стране Советов. 1987
«Воины-интернационалисты Зебдулла Абдуллаев и Юрий Шейбак», 1986
"Накрин и Шаймо. Активистки молодежной организации". 1985
Название утерялось (и полный размер, видимо, тоже).
Николай Яковлевич Бут (1928-1989). "Портрет воина-интернационалиста старшего сержанта Марцинкявичуса". 1984
Плакат советского отделения Всем. Федерации Демократической молодёжи (ВФДМ) «INTERNATIONAL YOUTH MEETING IN SOLIDARITY WITH REVOLUTIONARY AFGHANISTAN KABUL, 27-28 SEPTEMBER 1980», посвящённый Международной молодёжной встрече солидарности с афг. революцией в Кабуле 27-28. 09. 1980, автор - ? (По ссылке - отличная подборка тематических плакатов и карикатур)
Нижеследующие работы, не имея информации об авторах, отношу к этой же группе на основании манеры. Имеете данные - пишите, уточню.
"Возвращение из Афганистана"
Авторство этой картины утеряно в интернетах.
***
Другую ветвь представляют произведения художников -- ветеранов этой войны. Некоторые из них самоучки, другие получили профессиональное образование (но в этом случае все равно разница их произведений с "заказанными государством" из пункта выше -- очевидна).
Работы художника Анатолия Хомутинникова (р. 1968). Еще его работы: (1), (2), (3)
"Горная дорога"
"Из разведки"
Василий Вознюк (род. 1958). Стал профессиональным художником, преимущественно карикатуристом.
Ренат Шафиков (р. 1966). Майор. Художник-иллюстратор (1), (2)
Виктор Павлович Куценко (1932-2008), генерал-майор инженерных войск (1)
***
Наконец, третья группа произведений.
Помимо картин, которые создавались в советское время, когда цензура бдила (а она бдила не только идеологически, а и оценивая художественное качество), некоторое количество картин создавалось в постсоветское время и продолжает создаваться прямо сейчас. Мастерство в них зачастую, в случае "молодых" авторов, нередко слабее; отсутствие личных впечатлений, как в случае самоучек-ветеранов, тоже влияет плохо.
Худ. Андрей Куцаченко (р. 1982). "Афганистан, бой в ущелье"
В 2004 году в Харькове была открыта художественно-пространственная диорама «Афганская война, как это было», которую в течение четырех предшествующих лет создавал художник Михаил Сватула (1954). Ныне -- Харьковский музей-диорама Воинов-интернационалистов (1) (2). Увы, в эстетическом плане никакого шага вперед по сравнению с панорамами и диорамами 19 века, хотя наверняка все детальки очень правильные.
Для сравнения -- вот военный конфликт в Афганистае глазами нашего самого великого баталиста 19 века, создателя национальной школы этого жанра.
Ф. Рубо. "Битва при Кушке" (которая в 1885 году).
Вернемся обратно в 1980-е годы глазами мастеров 21 века.
Студия военных художников им. Грекова продолжает держать свой стандартный уровень реализма.
Евгений Корнеев (р. 1951). «Вертолёт Ми-24». 2010 г.
Нижеследующая работа (и многие другие картины автора) вообще легко бы вписались в сороковые-пятидесятые годы по стилистике.
А.Ю. Дроздов (р. 1970). "Афганистан. Прорыв в панджшере". 2014
Художник Федор Федюнин (р. 1968). Учился в Ленинградском художественном училище им. В.А.Серова. Затем на живописном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, где преподает и сейчас.
"Груз-200". 2013 (интервью о создании картины)
В полный размер картина
***
Знаю, сейчас в комментариях начнется бесконечное "заклепочное" обсуждение, но мне бы хотелось обратить внимание тех моих читателей, которых эта мальчиковая игра в бирюльки не интересует, на то, что касается изобразительного искусства.
Смотрите, тут я разделила работы по типам авторов:
а) советские художники с госзаказом и командировками, которым необходимо работать в рамках официально признанной парадигмы, поэтому они используют "классические" формы батальной живописи. Однако -- как показал опыт создания бесчисленных картин на тему ВОВ -- эта "классика" получается скучной и однообразной, если не вкладывать в нее хотя бы немного достижения новой эстетики. В данном случае помогает перчинка "сурового стиля". Также эти весьма поздние работы, восьмидесятых годов -- это пример очень крепко поставленной руки, которая делает этот пласт самым качественным (по технике) из представленных.
б) художники-ветераны, некоторые из которых самоучки, а другие пошли учиться живописи уже на дембеле. Я, правда, выбрала самые качественные -- очень много других крайне плохого художественного уровня, которые даже "наивными" или "примитивистскими" назвать нельзя, да и в общем, просто "искусством" тоже. Так вот, в этом выбранном моем наборе самое ценное -- это воспоминания, непосредственные ощущения от натуры, реальность сильнейших эмоций. Всем этим авторам, при этом, академической школы не хватает, хотя художественное чутье есть. И, явно зная за собой этот недостаток, большинство из них идет по пути импрессионизма, экспрессионизма. В картине генерал-майора Куценко про вертолет (которую я еще и первой поставила), мне кажется, он даже самостоятельно изобрел то же самое, что и Тернер в 1-й пол. 19 веке. И сам обрадовался, как правильно вышло и как это верно подошло к изображению того, что ему хотелось выплеснуть из памяти. (Тут мораль: учеба -- это крайне полезно). В общем, для меня эта группа работ ценна и непосредственностью, и репортажностью, причем недоступной фотографам (которые, в отличие от служащих солдат, все-таки гастролеры, сегодня тут, завтра там).
в) наконец, постсоветское "официальное" искусство, реалистическое и ориентированное на госзаказ (и собирающее премии, например, автор "Груза-200" получил премию ФСБ). По-моему, получается хорошо, только если художнику хорошо поставили руку по старым советским традициям. Однако -- не по слишком старым (ср. Сватула или Дроздов), а все-таки учитывая открытия советской реалистической живописи 1960-70-х -- теперь уже тоже старые (ср. Федюнин). Понятно, что как Баския или Бэнкси рисовать войну в российских условиях невозможно, но нельзя же быть настолько старомодными.
***
Которые из приведенных изображений вам понравились больше всего и почему? Верней, не "понравились", а скорей -- "впечатлили".
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →