Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней

Продолжаем разглядывать панораму аметистовых украшений. Вчера мы остановились на том, что в Средневековье было утрачено ремесло резьбы прекрасных гемм. Что же было дальше, как оно вернулось?


Аметистовая парюра, Англия, 1830-е. Pennisi (всего 23 тыс. евро)



V. Ренессанс и барокко

Характерные черты всей эпохи Возрождения повлияли и на судьбу аметистовых украшений: 1) интерес к античному наследию; б) развитие технических навыков мастеровых до очень высокого уровня.

Ренессансные ювелиры и их заказчики с пристальным вниманием занимались изучением сохранившихся античных камей, собирали их, делали копии. Разумеется, в римском наследии их привлекали не только формы изделий, но и материал. Поэтому с XVI века появляется огромное количество резных аметистов, которые неспециалистам очень трудно отличить от античных, тем более, что их авторы часто использовали античные сюжеты, и копируя реальные древние геммы, и придумывая собственные сюжеты.

Бюст Геракла в женском уборе. Франция, 16 век Эрмитаж


Т.н. Меценат. 16 век, Эрмитаж


Инталия, сидящий Сатир и коза, 16 век, Эрмитаж


Использовали их, традиционно, в перстнях (тогда оправа тоже может выглядеть древней), и в подвесках. Однако роскошная оправа, явно сделанная после Р.Х. -- это не железное доказательство, что сама камея -- тоже неантичная, достаточно часто встречались ситуации, когда античные камеи вставляли в средневековые, ренессансные, барочные и проч. оправы.

Но вот примеры поздних камей с поздними же (на самом деле) оправами.

Подвеска. 1-я пол. 17 века. V&AM


The Gatacre Jewel, 1550-60, V&AM


Аметистовые предметы, дошедшие до наших дней, становятся все более разнообразными по иконографии, а также более крупными по размеру, в частности, по той причине, что увеличивается количество разрабатываемых месторождений, и материала становится больше.

Бюст мужчины, 16 век, Италия. Эрмитаж


В ренессансных сокровищницах теперь можно встретить все больше таких крупных резных предметов, как эта посуда. Как я понимаю, также это связано с тем, что стали привозить как сырье эти крупные кристаллы поделочного камня, видимо, будучи непрозрачным, он стоил дешевле.

Кубок двойной. Вторая половина 14 века - первая половина 15 века. Палаццо Питти (Tesoro dei Granduchi)


Фиолетовый камень оправляли с необыкновенной роскошью: полюбуйтесь на эти сосуды 16 века из Лувра.





Фрагмент предыдущего


Эпоха барокко придает аметистовым украшениям больше роскоши и затейливости, полихромности; пропадает благородная "античная" красота и однотонность.

Commesso pendant with a female bust c. 1550-60. Royal collection


Curiosity Figure (Seed Man). Ок. 1600. Италия. Walters Art Museum


Наконец, ровно в то же самое время, что и до других драгоценных и полудрагоценных камней, до аметиста добирается такое изобретение, как огранка. Что полностью изменяет его судьбу (что любопытно, с гранатом такого не случится).

Крестик, 1680-1700, Португалия, V&AM


VI. Восемнадцатый век: классицизм и сентиментализм

Весь семнадцатый век я пропускаю, он как бы к предыдущей эпохе барокко относится. На самом деле там происходили очень важные процессы: ювелиры учились как следует гранить камни, переходя от простых форм огранки к сложным, с максимальным количеством граней.  К началу 18 века все открытия в огранке, в принципе, были сделаны.

Аметисту это пошло очень на пользу.

Иеремия Позье. Букет для корсажа. 1740-е. Эрмитаж. (подробно писала тут)


В отличие от, скажем, изумрудов, я не нашла в 18 веке особо много повседневных драгоценностей с аметистами. Они могли использоваться для полихромных ансамблей, как в букете Позье, но особенной прелести в граненых аметистах пока никто не видел. Такие украшения, как эгрет из Брит. музея, пока редки.

Эгрет, 1726-1775, Италия, British museum


Для 18 века (и части 19 века) есть однако одно очень важное исключение: траурные драгоценности. Именно в украшениях, выражающих скорбь по усопшему, граненые аметисты встречаются в эту эпоху очень часто.

Большинство примеров -- английские; не знаю, насколько это было справедливо для других стран.

Траурная брошь (или подвеска?) в виде урны для праха, ок.1770-90, Англия. V&AM


Кулон (открытый и закрытый вид) с локоном умершего во младенчестве принца Альфреда (1780-1782). Королевская коллекция


Траурное кольцо, ок.  1775-1800. Британский музей


Траурная брошь с локоном волос, надпись "J.A.S. BATEMAN. ESQ OB 28. MAR 1758..." Британский музей


Траурное кольцо, ок. 1787, V&AM


Эта традиция, к счастью, вышедшая из моды, была связана с тем, что в период траура одежда была очень строго регламентирована. Украшений практически нельзя было носить, кроме максимально темных, типа черного оникса. Надо посмотреть, был ли оникс уже в 18 веке. Пишут (1), что разрешение носить в траур украшения из аметиста было связано с тем, что его фиолетовый цвет воспринимался как темный, максимально близкий к черному.

Кроме того, поскольку тяга к классицизму сохраняется, во 2-й пол. 18 века воскрешается ремесло резных гемм, в том числе из аметиста; в этот период инструменты становятся еще качественней, потом возникают мануфактуры, производство бижутерии идет на поток. Сюжеты этих камей, опять таки, часто античные, хотя встречаются и явно современные. Отличить их античных проще, чем ренессансные -- видна все-таки некая механистичность работы, чересчур острые грани (новыми-то инструментами).

Кольцо с изображением трофея и купидона, 18 век, Британский музей


Кольцо с изображением императрицы Екатерины II, Россия, 2-я пол 18 - начало 19 века. ГИМ


Камея с головой Минервы. Авторы: James Tassie (?), William Tassie (?). Британский музей


Тезей, победивший Минотавра. Италия, 18 век. Эрмитаж


Если рисунок вырезан на граненом аметисте -- это четкая подсказка, конечно, про позднее столетие.

Бюст философа. Резчик Ламберт. Англия, 18 век. Эрмитаж


Для более ранних вещей писать такие предостережения нет смысла, а вот когда мы говорим о предметах конца 18 века - то тут есть вероятность, что кому-то из нас такие предметы действительно могут попасть в руки на какой-нибудь барахолке или интернет-аукционе. Необходимо помнить, что эксперименты по имитации резных камей стеклянными пастами предпринимали еще римляне, а в 18 веке производство стеклянных "камей" уже поставлено на широкую ногу.

Наконец, еще одна крупная группа аметистовых предметов 18 века, она также связана с доступностью сырья (на рынке появились сибирские аметисты, в частности).

Табакерка в виде головы в тюрбане, сер. 18 века. Смитсониан


Особенно красивы такие коробочки (табакерки, мушечницы, бонбоньерки), которые обыгрывают натуральную фактуру камня.

Bluejohn (Derbyshire Spar) box. 1780 - 1820. Royal collection


Étui, Royal collection


Royal collection


(Как и в предыдущих случаях, нельзя точно сказать: или англичане доминировали тогда в аметистах, или сейчас в оцифровке коллекций).

VII. Век девятнадцатый

Именно в этом столетии огранка аметистов и форма украшений с ними приобретает привычную нам форму (равно как и с другими камнями). Ведь мода на украшения меняется достаточно быстро, и это одна из главных причин, почему до нас дошло так мало украшений предыдущих веков: когда они становились старомодными, их разбирали, а по мере развития технологий старые "тусклые" камни с малым количеством граней перделывались на более многогранные: за счет этого они теряли в каратах, но приобретали в красоте.

Для начала все же остановим на исторических драгоценностях, типичных именно для 19 века. Во-первых, пока длится эпоха ампира, все также актуальным остается жанр резных камей.

Камея с профильным портретом короля Георга IV, 1820-30 гг. Royal collection


"Отдыхающий Геракл". 19 век. Эрмитаж


Инталия "Зевс" (?), 18-19 век. Эрмитаж


Печать-подвесок с гербом Огинских. 19 век. Эрмитаж. Резчик Доброхотов


При этом в 19 веке аметистовые камеи начали применять и в более сложных по цвету ансамблях: это потому что на смену монохромному и лаконичному классицизму пришел историзм, который подражал среднековым и другим историческим украшениям, где смело сочетались камни разных цветов.

Браслет. Ок. 1870, Британский музей


Аметист в полихромных ансамблях встречается и раньше, но для этого должна быть причина. Например, в случае данного колечка -- подозреваю, потому что оно псевдо-готическое (что как раз любили в романтизм).

Кольцо, 1807-38 гг, Королевская коллекция. Принадлежало принцессе Феодоре Гогенлоэ-Лангенбургской, дочери герцогини Кентской от первого брака (т.е. единоутробной сестре королевы Виктории).


Но главным трендом аметистовых украшений 19 века все-таки является использование набора крупных камней одного цвета в ансамбле, создание парюр. То же самое произошло с изумрудами, сапфирами и проч.

Парюра, автор: Jean Baptiste Bonnard, ок. 1824 - 1829, Рейксмузеум


Франция, ок. 1830. Метрополитен-музей


При этом классические аметистовые украшения так хороши, что и сейчас украсят любую даму на красной дорожке.

Колье, ок. 1820. V&AM


Серьги, ок. 1820. V&AM


Франция, ок. 1830. Метрополитен-музей


Другая особенность ситуации: очень большое разнообразие оттенков. И другой уровень цен. К этому времени на рынке -- не только сибирские аметисты (их, кстати, очень любил наш император Александр I и весьма популяризировал в Европе), но и бразильские.

Атт. Фаберже. Ок. 1909. Royal collection


Подвеска в форме треугольника с завитками. 19 век. Эрмитаж


Автор Eugène Feuillâtre, ок. 1902, Британский музей

Крестик Мэри Текской, подарок от королевы Виктории, 1877, Royal collection


Печать (ручка -- из топаза). Королевская коллекция


Колье в стиле Renaissance Revival, автор Carlo Giuliano. 2-я пол. 19 века. Метрополитен музей
George IV 1820-30 кор.кол.jpg

Крест напрестольный. Мастер Н.П. (Николай Данилов Полтавцев). 1835. ММК


В дальнейшем Романовы внесли еще больший вклад в распространение аметистов, делая подарки с ними. Сейчас аметистовые парюры есть в личных собраниях королевских домов Великобритании, Дании, Норвегии, Швеции и проч. (чужой подробный пост).

По мере развития фантазии ювелиров аметистовые украшения становятся все более разнообразными. Мне лично больше всего нравятся анютины глазки.

Подвеска, 19 век, Смитсониан


Британский музей, 1840-1850-е гг.


Аметист используется и как поделочный камень.

Шкатулка, Россия, 1880-е, Эрмитаж


Серьги, ок. 1840-1851, Франция, V&AM


Слоник. Фаберже. ГИМ


Ручка зонтика. Париж, ок. 1860, Сотбис


Кроме того, аметисты пригодятся и суфражисткам, но про это я буду рассказывать отдельно как-нибудь потом.

Про моду на аметисты в украшения 20 века можно прочитать тут, я уже не стала углубляться.

VIII. Китайские аметисты

Ну и напоследок: просто галерея такого использования аметиста, который нам совершенно непривычен.
Китайские шедевры.

Рукомойник, империя Цин, период Цяньлун. Sotheby's



Нормального описания этой традиции я не нашла, так что просто картинки из музеев и аукционов.

Фигурка женщины с мальчиком. Королевская коллекция


Техника этой резьбы, видимо, называется sanduo, и большинство образцов ее, насколько вижу, относится к империи Цин.

Настольное украшение в виде цветов магнолии. Китай, династия Цин, 18 век, Эрмитаж


Не нашла я и нормального описания того, что именно символизирует аметист для китайской культуры, но, очевидно, что-то позитивное, иначе его не использовали бы. Но, конечно, не так, как нефрит.

Табачный пузырек (китайский вид табакерки). 1750-1909 гг. V&AM


UPD из комментов: Аметист в Древнем Китае назывался водным нефритом. Символика аметиста в китайской культуре была прежде всего связана с его цветом. Фиолетовый цвет обозначал богатство и статус. Особенно в эпоху империи Хань. А ещё аметист использовался в фэн-шуй. Лаосы полагали, что аметистовые предметы нужно ставить в местах с наибольшим сосредоточением энергии ци в доме. Это все, что удалось вытащить из китайской энциклопедии.

Образец резьбы династии Цин, Sotheby's


Подвеска "Белка и дыня", династия Цин, Sotheby's


Образец резьбы династии Цин, Sotheby's


Ваза, династия Цин, Sotheby's



Подвеская, Кливлендский музей искусств


Образец резьбы династии Цин, Sotheby's


Парфюмерная бутылочка, Королевская коллекция


Табачный пузырек (китайский вид табакерки). 1800-95 гг. V&AM


LACMA


Табачный пузырек. Метрополитен


Аналогично


Ваза, Метрополитен


Вазочка в виде тыквы-горлянки. Эрмитаж


Сосуд с крышкой. Эрмитаж


Флакончик для сухих духов с пробкой. Китай. Эрмитаж


На этом про аметисты все.

Tags: барокко, ренессанс, ювелирное
Subscribe

Posts from This Journal “ювелирное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “ювелирное” Tag