On this day in journal — July 15th

1 dress

Поиграем: Библия или древнегреческая мифология? Угадайте персонажа.

Героический персонаж, убивший льва, ходивший с дикими космами и покончивший с собой из-за предательства любимой женщины, чтобы не терпеть боль.

Некоему благородному мужу, главе своего народа, свыше было приказано принести в жертву свое чадо, а когда этот правитель уже занес над невиннным подростком нож, того чудесным образом заменило посланное свыше домашнее животное.

Одна красивая женщина, из числа тех, от кого на земле пошел быть род человеческий, была замужем за положительным персонажем, весьма слабохарактерным. Она получила доступ к предмету, созданному божественной силой, и несмотря на запрет изучать его, так мучалась любопытством, что опробовала. И от этого пошли беды и пало проклятие на людей.

Еще варианты аналогов в голову приходят?

UPD: ответы
1) Самсон / Геракл
2) Авраам / Агамемнон
3) Ева / Пандора
1 dress

Женский труд во Второй Мировой войне (Великобритания)

Худ. Лора Найт / Dame Laura Knight RA (1877-1970)



http://www.guardian.co.uk/artanddesign/2013/jul/14/laura-knight-national-portrait-gallery#
http://www.npg.org.uk/whatson/laura-knight-portraits/exhibition/dame-laura-knights-life.php

Ruby Loftus screwing a breech-ring, 1941


A Balloon Site, Coventry, 1943 by Dame Laura Knight (RA). Women from the Auxiliary Territorial Service work the mooring ropes on a barrage balloon. Image  courtesy of the Imperial War Museum

Collapse )
1 dress

post

Оригинал взят у slava_surya в post

«Иной свет или государства и империи луны» Сирано де Бержерака одна из самых странных книг на свете. Опубликованная в середине XVII века, она содержит очень точное описание современных устройств для воспроизведения аудиокниг, которые появились прямо у нас на глазах. Когда я читал этот текст, а это было еще до появления mp3-плееров, я до конца не понимал, что автор имеет в виду, полагая, что в его гениальном прозрении речь идет, в лучшем случае, о фонографах. Между тем, де Бержерак недвусмысленно указывает, что поместиться в карман или быть привешенными к луке седла могут не менее 30 книг:

"Открыв ящик, я нашел в нем какой-то металлический непонятный предмет, похожий на наши часы. В нем была масса пружин и еле видимых машинок. Это книга, несомненно, но книга чудесная; в ней не было ни страниц, ни букв; одним словом, это такая книга, что для изучения ее совершенно бесполезны глаза, нужны только уши. Поэтому тот, кто хочет читать, заводит при помощи огромного количества разного рода мелких ключей эту машину; затем он ставит стрелку на ту главу, которую желает слушать, и тотчас же из книги выходят, как из уст человека или из музыкального инструмента, все те отдельные разнообразные звуки, которые служат знатным жителям Луны для выражения своих мыслей. (...) Всегда они могут иметь у себя в кармане или привешенными к луке седла штук тридцать этих книг, и им стоит завести пружину, чтобы услышать одну главу или несколько глав, или же целую книгу, если им это вздумается".
1 dress

(no subject)

когда у входа в здание Всероссийского Общества Слепых его арендатор - кришнаиты/буддисты - устанавливают две большие статуи слонов
это кажется мне цитированием древнеиндийской притчи про слепцов и слона, неуместным и издевательским.
но на самом деле эти люди в шафрановых шалях просто не соизволили задуматься.
1 dress

Пути истории: В России все выходит "из дыры"

Прямо удивительно, что там на Западе это не стало очередным про нас мемом.
Кюстина-то все припоминают все время. А про этого, к счастью, забыли.

Оригинал взят у idelsong в О похабной шутке Вяземского
Вяземский и Пушкин любили приправлять свою переписку похабными шуточками. Про "Благонамеренного" я когда-то писал.

А 11 августа 1836 г. Вяземский пишет Пушкину:

Московские барыни, сказывают, ужасно сердятся на Лев-Веймара за то, что он выводит русских монахов и русские монастыри из какой-то дыры, и говорят: врет он сукин сын француз, у нас нет таких больших дыр, разве у француженок, так может быть! — А в самом деле сердятся в Москве за это описание. Много в нем хорошо сказано, а уж не может французский язык не повернуться, говоря о России.



Collapse )
4 Cудья Ди

Я перепутала двух горбунов?

Пробуем определить истинную личность человека на портрете.

Вчера я выложила свой свежий видеоурок про Борисова-Мусатова -- и употребила там картину, которая официально вроде называется
Групповой портрет (Борисов-Мусатов с семьей).
Художник Демьянов Михаил Александрович.
Калужский областной художественный музей.
Даты не вижу, но Б-М умер в 1905, а автор в 1913.
\
Collapse )
8 mouse

Донжуанский список Пушкина

Бурное негодование у общественности вызвала вчера выложенное мною статья из "Нашего Наследия", в которой выяснялось, с Воронцовой был роман у Пушкина или с Вяземской. Комментарии читаются как песня: "а филологи, оказывается, хуже шоу у Малахова!", "так вот на какое копание в грязных простынях они тратят народные деньги", "как ни стыдно пушкинистам, не оставят поэта в покое".

Картина "Пушкин и фейспалм"


Да, граждане, это действительно важно -- подробности личной жизни поэта. Поскольку одно дело, если он написал "Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам!" про 15-летнюю девочку, с которой у него никогда не было ничего, и значит, эмоция, которая вызвала эти стихи -- одна, и фантазия там определенного сорта. Или про гранд-даму, с которой у него был серьезнейший роман и якобы внебрачный ребенок, и тогда там совсем другой подтекст и надрыв. Как-то так. Дело не в сексе, а в эмоциях.

Для желающих помучаться еще на малаховском шоу про великого поэта. Есть такая очень известная штука, как "Донжуанский список Пушкина". И не надо ругать бедных литературоведов. Он первый начал. Начал сам. Донжуанский список Пушкина — два параллельных списка женщин, которыми увлекался А. С. Пушкин и/или с которыми был близок, в хронологическом порядке. Пушкин сам составил их в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой.

Collapse )
1 dress

Как женщины восстанавливают картину первой художницы Флоренции

Посетив Флоренцию 12 лет назад, американский филантроп Джейн Форчун обошла лучшие музеи и церкви этой колыбели Ренессанса. И после спросила себя: «А где же женщины?». В поисках ответа она создала организацию «Продвижение женщин-художников» (Advancing Women Artists, AWA). Её члены извлекают из музейных архивов и пыльных залежей произведения, созданные забытыми художницами Флоренции, очищают и реставрируют их. Одной из «воскрешённых» стала первая женщина-живописец, упомянутая в истории города в эпоху Возрождения, Плавтилла Нелли.



Этим летом реставраторы наводят последний лоск на «Распятие» — картину, которая в октябре 2018 года, наконец, должна предстать перед публикой во флорентийской церкви-музее Сан-Сальви. Это одна из многих работ сестры Плаутиллы, монахини и художницы-самоучки XVI века, которая была очень известна в своё время, но сейчас полностью забыта искусствоведами. «И если они не знают [Нелли], скольких других художниц они не знают?» — спрашивает Форчун.

Дальше читайте по ссылке, статья НЕ МОЯ.
1 dress

Скорпион во лбу: портрет герцогини Елизаветы Гонзага кисти Рафаэля

Самая известная ферроньерка (налобничек) украшает портрет «Прекрасной Ферроньеры» Леонардо да Винчи, давший имя этому украшению. А вот самая загадочная ферроньерка – на картине, которую сейчас принято считать работой Рафаэля. Это «Портрет Елизаветы Гонзага, герцогини Урбинской» (ок. 1504-5, Уффици).

Во лбу у дамы совершенно очевидным образом находится скорпион, в клешнях у которого граненый драгоценный камень в оправе.



Загадка этого украшения давно мучит и обычных зрителей, и ученых. Что оно значит? Почему герцогиня его надела?


Collapse )
1 dress

Угадайте экспонат №3

Ну что ж, снова четверг, и снова пришло время загадок. На прошлой неделе то ли я завернула загогулину слишком интеллектуально, то ли вы недокрутили (откуда вы все свободу на баррикадах-то взяли?!). Так что сегодня будет нечто попроще, нечто, что наверняка вам на глаза попадалось, и даже наверно запомнилось.

Итак, есть одна картина, крупная, в колористической гамме такой средиземноморской. Угадайте, что это такое, если известно, что:
Collapse )
1 dress

Все пять братьев Орловых в мраморе: комплект бюстов работы Шубина

Наконец звезды (и выставочная политика ГТГ) сошлись так, что я собрала полный комплект фотографий портретных бюстов всех братьев Орловых. При разглядывании их, а также сравнении с портретами маслом, понимаешь, насколько все-таки Федот Шубин был гениален, на порядок лучше портретистов того времени. Это так удивительно, ведь мы привыкли считать скульптуру менее психологическим жанром, чем живопись.



Под катом фотосъемка бюстов в музее плюс сравнение с картинами. Сравнивать действительно любопытно!
Collapse )
1 dress

Бальзак о писательском ремесле

Из "Провинциальной музы":

"Перейти от наслаждения к труду очень нелегко: когда человек счастлив, поэтическое вдохновение в нем иссякает, когда несчастлив — оно брызжет сверкающими фонтанами."

"...она поняла, почему Лусто не победил нужды: он был ленив и слабоволен. Правда, мозг повинуется только своим собственным законам; он не признает ни требований жизни, ни велений чести; прекрасное произведение не создается потому, что умирает жена, что надо заплатить позорные долги или накормить детей; тем не менее не существует больших талантов без большой воли. Эти две силы-близнецы необходимы для сооружения громадного здания славы. Люди избранные всегда поддерживают свой мозг в деятельном состоянии, как рыцари былых времен держали наготове свое оружие. Они укрощают лень, отказываются от волнующих наслаждений; если же уступают потребности в них, то только в меру своих сил. Таковы были Скриб, Россини, Вальтер Скотт, Кювье, Вольтер, Ньютон, Бюффон, Бейль, Боссюэ, Лейбниц, Лопе де Вега, Кальдерон, Боккаччо, Аретино, Аристотель — словом, все люди, развлекающие, поучающие или ведущие за собой свою эпоху.

Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитая природная склонность, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает".

"Злоупотребление сигарами поддерживало леность Лусто. Табак усыпляет горе, но и неизбежно ослабляет энергию. Если сигара разрушала физические силы этого человека, падкого на удовольствия, то ремесло критика было для него пагубно в моральном отношении. Критика так же губительна для критика, как «за» и «против» для адвоката. При этом ремесле ум развращается, рассудок теряет свою прямолинейную ясность. Писатель существует тогда только, когда тверды его убеждения..."

Collapse )