Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Все пять братьев Орловых в мраморе: комплект бюстов работы Шубина

Наконец звезды (и выставочная политика ГТГ) сошлись так, что я собрала полный комплект фотографий портретных бюстов всех братьев Орловых. При разглядывании их, а также сравнении с портретами маслом, понимаешь, насколько все-таки Федот Шубин был гениален, на порядок лучше портретистов того времени. Это так удивительно, ведь мы привыкли считать скульптуру менее психологическим жанром, чем живопись.



Под катом фотосъемка бюстов в музее плюс сравнение с картинами. Сравнивать действительно любопытно!


АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ОРЛОВ-ЧЕСМЕНСКИЙ

Самый блистательный и талантливый из пяти братьев, великий полководец и талантливый политик. Человек очень сложного характера и сомнительных нравственных устоев.

Бюст 1778 года, тут ему тут должен быть 41 год (по поводу датировки статуй: с этим сложно, дата может обозначать не время позирования, а время, когда автор перевел гипс в мрамор, например. Или когда сделал копию с оригинала)



Все братья были высокие и мощные, выделялись даже среди елизаветинских и екатеринских офицеров, когда в отборе знали толк.







Портрет работы неизвестного художника


Портрет работы Христинека


Картины, мне кажется, совсем не передают какую-то его неприятность. Согласны?

ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ОРЛОВ

Фаворит императрицы как минимум в течении 12 лет (ее первых годов на престоле), фактически гражданский муж, отец сына Алексея Бобринского. Был талантлив, но до ума и амбиций Алексея не дотягивал. Екатерине наоборот было удобней, что он податлив и покладист в чем-то. Ну и красив, конечно, она имела вкус.

Бюст 1782 года, то есть ему должно быть 48 года, но выглядит моложе. Поскольку он болел, а в апреле следующего года умер, возможно, Шубин работал по какому-то более раннему эскизу (действительно, в Русском музее есть его бюст 1773 года, то есть 39-летний, и там он даже постарше выглядит).





Портрет кисти Рокотова


Миниатюра Андрея Черного


Что я чувствую при сравнении картин и бюстов? На картинах какой-то толстый и вдобавок накрашенный мужик, такое что-то опереточное, постановочное. Отстраненное восприятие. Бюст изображает достаточно симпатичного мужественного мужчину, я могу представить, что мне такой бы в реальной жизни понравился. (Почувствуй себя Екатериной хотя бы на минуточку, why not). Ваши ощущения от этого брата?

***
Следующие три брата в историю так сильно не сумели войти.

ИВАН ОРЛОВ

Старший из пяти (выживших) братьев. Рано стал главой клана. Служба Екатерине его не интересовала, через два года после ее восхождения на престол вышел в отставку и поселился в имениях, где хлопотал и вел активную жизнь дачника помещика. Своих детей не имел, но активно занимался всеми заботами о братьях и их потомках, которые почитали его по-ветхозаветному практически. Умер в 58 лет всего.

Бюст 1778 года должен изображать 45-летнего человека.


Из них всех у него самый интересный профиль


Своей хитрой физиономией он напоминает мне Потемкина, хотя история его жизни доказывает, что это случайно.


Уютный портрет кисти Рокотова. Видно, что хорошая картина, но лицо смягчено по сравнению с мрамором. Впрочем, Иван тут лет на десять моложе



Мне кажется, по качеству тут и портрет и бюст одинаково хороши, однако Шубин добавил то, что Иван приобрел за годы пребывания своего братца на должности гражданского мужа императрицы -- гораздо больше спеси и самодовольства.

ФЕДОР ОРЛОВ

Предпоследний из братьев. Около 7 лет работал обер-прокурором (сложная должность), потом снова вернулся в армию, к брату Алексею во флот. Когда турецкая война закончилась (и брат Григорий вышел из фавора), сказал: "все, я поработал, спасибо", уволился и тоже начал жить в своем поместье, в окружении крестьянских дев и многочисленных внебрачных детей.

Бюст 1778 года, ему должно быть 37



(Не очень мне удались ракурсы этого бюста, надо еще за Федором поохотиться; проблема в том, что часто они выставлены все-таки высоковато для моего хоббичьего роста, чтобы "глаза в глаза" снимать).



В бюсте Федор кажется самым бесхарактерным (но помним о ракурсе), а вот на этом портрете Левицкого он ничего так, вполне ехидный. Проблема, однако, в том, что у Левицкого любые люди хотя бы с минимальным IQ выходят всегда с одинаковым ехидным выражением лица.



Однако на этой картине кисти Христинека тоже есть нечто такое своеобразное в характере.


Так что в этом сравнении пока выигрывают живописцы, но я попробую поснимать эту статую еще, надену хотя б стриптизерские сапоги на платформе, должно помочь с ракурсом.

ВЛАДИМИР ОРЛОВ

Владимир был младшим из братьев, его родители рано умерли, и воспитывался он уже сиблингами. Отправленный заграницу, учился в Лейпцигском университете и сильно полюбил точные науки. Долго был директором Академии наук, но большой энергии, чтобы поднять ее, ему не хватило. Вышел в отставку и поселился в своем имении Отрада, где дожил до 87 лет в окружении семьи, наплевав на политику.

1778 год, 35 лет, а выглядит старше.



Пугающий какой-то ракурс, как у котов, глядящих на Наташу. Либо Шубину не удался фас, либо этот Владимир действительно такой...


А вот нормальный ракурс для бюстов надменных вельмож, которые специально ставили повыше публики. Может, пугающий ракурс с предыдущего кадра был такой пасхалочкой умницы Шубина?



По портретам видно, что лицо у человеа действительно было сложное, выражение какое-то снейповское.

Неизвестный художник


Неизвестный художник


Пожалуй, вот при этом сравнении я удовлетворена сопоставлением двух жанров, в обоих случаях остался простор для воображения.

***
Ну как вам эта игра с жанрами, понравилось?

Tags: vs, скульптура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal