Клод Гуфье, герцог де Роаннэ, маркиз де Караваз, сын Артю Гуфье, заведовавшего воспитанием будущего Франциска I, дослужился до сана великого конюшего. За время Итальянских войн он дважды попадал в плен к имперцам, в первый раз при Павии (1525), второй — в бою с Ферранте Гонзага (1536), у которого был выкуплен через 2 года за астрономическую сумму в 6000 золотых. Франсуа Клуэ — один из художников, работавших на Гуфье. В пуатевинском имении Уарон сохранился собранный им кабинет художественных и естественно-научных диковинок. По мнению исследователей творчества Шарля Перро, Караваз — источник имени маркиза де Карабаса в сказке «Кот в сапогах». Его сын, имел сына Луи Гуффье, 3-го герцога де Роаннэ (1575—1642). С приходом к власти Бурбонов род Гуффье попал в опалу. Неприязненные отношения герцога де Роаннэ с кардиналом Ришелье (семейство которого было издавна притесняемо в Пуату герцогами Роаннэ как ближайшими соседями) завершились тем, что его имущество было в 1631 г. конфисковано, а сам он предан символической казни.
В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка под названием «А еще в очках…». Здесь вы сможете увидеть предмет, который улучшает зрение, а некоторым служит модным аксессуаром. Очки служат для всего этого, но они практически никогда не являются центром внимания. Здесь же выставка акцентирует внимание именно на этом предмете.
Набор окулиста. Германия. Начало XX века. Собрание Т. и С. Макеевых.
Очки — самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для коррекции человеческого зрения при оптических несовершенствах глаза, либо для защиты глаз от различных вредных воздействий. Многие из тех, кому довелось носить очки с детства, помнят, как обидно дразнили их сверстники "очкариками". Тогда никто не задумывался, сколько много известных людей, поэтов, писателей, историков и философов тоже носили очки. А также о том, что этот аксессуар был когда-то дорогим и весьма статусным. Им в пору было гордиться. ( Collapse ) Выставка продлится до 01 мая 2016 года.
Большинство русских императриц, живших в 19 веке, при переходе из лютеранства в православие и получении нового имени приобрели отчество "Федоровна":
это императрицы Мария (жена Павла I), Александра (жена Николая I), Мария (жена Александра III) и Александра (жена Николая II).
Это же отчество получили перед свадьбой великие княгини Анна (жена Константина Павловича), Ольга (жена Михаила Николаевича), Елизавета (жена Сергея Александровича) и Виктория (жена Кирилла Владимировича).
Более того: также тоже самое отчество получали и русские царицы, которых никто не перекрещивал в иную конфессию: жена Ивана V Прасковья Салтыкова на самом деле была "Александровна", жена Петра Великого Евдокия Лопухина -- "Илларионовна" (просто их отчества, если сильно упрощать, показались неблагозвучными, мужицкими).
Рассказываю коротенько, почему именно "Федоровны". ( Collapse )
Нашла у себя в старой папке "Мои тексты" файл под названием "Продавец кукол". Что такое -- не помню, файлу несколько лет.
Открываю не без опасения: знаю себя, поэтому там может оказаться что угодно -- от хоррор-рассказа в духе "Оно" Стивена Кинга до слэшеровской виньетки про Серебряный век в декорациях Бенуа и Сомова. Или план романа про испанского кукольника времен Великой Армады. Или перевод стихов какого-нибудь забытого англичанина 18 века, про harlots-актрис. ( Collapse )
Существует одна деталь мужского костюма, которая неизменно поражает в картинах даже нас, людей циничных и попорченных двадцать первым веком. Особенно поражают этой деталью портреты, казалось бы, самого прекрасного периода искусства -- Эпохи Возрождения. Невероятно неприличная одежда!
Морони. Портрет Антонио Навагеро. 1565. ( Collapse )
Сможете отличить "правильную" картину от "поправленной"? Проверьте, как работает ваша интуиция и встроенное в глаз чувство прекрасного.
Сегодняшняя угадайка будет посвящена картинам-"правшам" и картинам-"левшам", и тому, как это влияет на визуальное восприятие.
Рубрика "загадки про картины" уходит на каникулы по причине явного спада интереса публики и моего личного вдохновения. Зато возвращается визуальная рубрика загадок "угадайка". (Кто не участвовал, советую проглядеть предыдущие выпуски, там увлекательно). ( Collapse )
Одна из искусствоведческих книг, открывших для меня в этом году совершенно новые горизонты, несмотря на, казалось бы, скучное заглавие и тему. Про женское художественное образование в России, и не только: также про веру, бедность и попытки вести мелкий женский бизнес в 19 веке.
Нина Турцова. Женщины-иконописцы. Россия в Средние века и Новое время. М.: БуксМАрт, 2021. 512 с. ISBN: 978-5-907267-67-1